Капитанская дочка

Капитанская дочка



В апреле 2012 года ТЮЗ Киселева представил первую премьеру на Большой сцене нового здания театра - «Капитанская дочка» (пьеса А.Я. Шапиро по повести А.С.Пушкина), режиссёр – А.Я. Шапиро, художник-постановщик – Ю.Ф. Хариков, художник по свету – М. Шавдатуашвили, видеохудожник – А. Лапшин, хормейстер, звонарь – В. Самохина, фехтование – А. Федоров, в спектакле принимает участие Ансамбль "Балаган" под руководством А. Куриленко, студент СГК им. Л.В.Собинова Мазан Поштаров.


Николай Гоголь о «Капитанской дочке»: «решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде»


Завершение строительства нового здания старейшего профессионального детского театра в мире – Саратовского ТЮЗа, осуществление заветной мечты Ю.П. Киселева, бессменного руководителя театра на протяжении более чем полувека, стало бесценным подарком всем жителям города и губернии. Но настоящее открытие театра, новой площадки происходит тогда, когда в репертуаре появляется первый спектакль на новой сцене. Обещание поставить в Большом ТЮЗе «Капитанскую дочку» Адольф Яковлевич Шапиро дал ещё Юрию Петровичу Киселеву, и вот, спустя четверть века, долгожданная премьера всё-таки состоялась.

Юрий Айхенвальд о «Капитанской дочке»: «героизм вырастает здесь из будней, из того скромного и неэффектного материала, который Пушкин умел претворять в сокровища духовной красоты»


В 1974 году Ю.П. Киселев уже ставил эту пушкинскую повесть в нашем театре. Выбор именно «Капитанской дочки» с её эпиграфом «Береги честь смолоду» для открытия новой сценической площадки ТЮЗа неслучаен. Пушкинская повесть представляется чрезвычайно значимой и существенной для сегодняшней жизни и современного зрителя.

Владимир Соллогуб: «Капитанская дочка была, так сказать, наградой за Пугачевский бунт».


Повесть «Капитанская дочка» писалась А.С. Пушкиным параллельно с историческим исследованием «История пугачевского бунта» и была впервые опубликована в 1836 году в журнале «Современник». Критик А.А. Григорьев, автор знаменитого тезиса «Пушкин — наше всё», увидел в «Капитанской дочке» «хронику семейства Гринёвых», тот самый «роман на старый лад» с «преданьями русского семейства», о котором Пушкин писал в третьей главе «Евгения Онегина». Одно из величайших произведений русской литературы, история Петруши Гринёва и семьи капитана Миронова во время пугачевского восстания, сегодня звучит по-прежнему остро и актуально.

Андрей Битов: «Однако я не знаю, был ли написан хоть один толковый русский роман.
Нет, был – «Капитанская дочка».
Вот где всё уложено: и маленький объём, и характеры, и судьбы - ну идеально».



Постановочная группа спектакля:

Адольф Яковлевич Шапиро — театральный режиссёр, Народный артист Латвии, Лауреат Государственной премии Латвии, Лауреат премии Москвы, Лауреат международной премии им. К. С. Станиславского, Президент Российского отделения АССИТЕЖ. Окончил режиссерский факультет Харьковского театрального института в 1962 году и продолжил обучение в творческой лаборатории М. Кнебель. До 1992 года возглавлял Рижский молодежный театр, который под его руководством стал дипломантом и лауреатом многочисленных международных фестивалей, уникальным явлением на театральной карте Европы. С 1993 года работает как независимый режиссер и театральный педагог. Адольф Шапиро преподавал в Рижской Консерватории, где выпустил два актерских курса и один режиссерский, преподавал и вел мастер классы в США, Германии, Польше, Израиле, Франции, Италии. В 2003 году награжден орденом «PRO TERRA MARIANA» за вклад в культуру Эстонии, в этом же году избран почетным Доктором Департамента Исполнительских Искусств Таллиннской Театральной Академии и Колледжа Искусств г. Вильянди. В 2007 году был назначен руководителем художественных проектов Театра Юных Зрителей им. А.А. Брянцева. В 2011 году указом Президента России награжден орденом «Дружбы», а также Латвийским Орденом Трех Звезд. Театральная биография А.Я. Шапиро обширна, он много работал в российских театрах, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга: в МХТ им. Чехова, Театре им. Вахтангова, Театре под руководством О. Табакова, в Театре им. Маяковского, в БДТ им. Товстоногова, РАМТе и др., а также ставил спектакли в театрах Эстонии, Польши, Франции, Израиля, США, Венесуэлы, Никарагуа и других стран. Его постановки неоднократно номинировались на всероссийскую театральную премию «Золотая маска».

Хариков Юрий Федорович — художник-постановщик, художник по костюмам. Окончил в 1982 г. архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. После окончания института работал архитектором в Выборге, потом там же в Театре кукол — художником. В 1985-1987 гг. был главным художником Ленинградского областного театра кукол (ныне — театр «Старая крепость»), затем — главным художником Орловского драматического театра им. И. С. Тургенева. Также был главным художником Мастерской индивидуальной режиссуры Б. Юхананова. С 1988 г. живет в Москве. В 1991 участвовал в создании театра «Санкт-Петербургский маленький балет» вместе с Б. Юханановым и А.Кузнецовым. Автор сценографии более чем к 40 спектаклям, среди которых «Смиренное кладбище» (театр «Современник», совместно с А. Лисянским), «Кентервильское привидение» (театр «Современник»), «Королевские игры» (театр Ленком), «Свадьба Кречинского» (Малый театр), «Принц Гомбургский» (театр «Et Cetera»), «Князь Игорь» (Мариинский театр), «Тлеющие угли» (театр «Эллипс»), «Фауст» (продюсерский центр «Позитив»). Награды и Премии: 1995 — «Золотая маска», лучшая работа художника — «Буря» У.Шекспира, Молодежный театр, Казань (режиссер Б.Цейтлин), 1996 — Премия им. К. С. Станиславского за лучшую сценографию, проект Б.Юхананова «Сад» по пьесе А.Чехова, 1997 — Золотая медаль Пражской Квадриеннале, 1998 — «Золотая маска», лучшая работа художника — «Бумбараш» по А. Гайдару, театр «СамАрт», Самара. Как художник участвовал в создании фильмов «Москва», режиссер Александр Зельдович и «Эйфория», режиссер Иван Вырыпаев.

Майя Шавдатуашвили — художник по свету. Окончила ЛГИТМик в 1995-м году, по специальности художник-технолог сцены, подразделение художник по свету. С 1995 по 2004 год – художник по свету, ассистент главного художника по свету Мариинского театра. Поставила спектакли "Призрачный Бал", "9 танго и Бах" (Д.Брянцев), "Тщетная предосторожность" (О.Виноградов) и др. В период работы в Мариинке, набирала профессиональный опыт и воссоздавала классические постановки Мариинского театра на сценах: Royal Opera House (Лондон), La scala (Милан), Metropolitan Opera (Нью-Йорк), Real Theatre (Мадрид), NHK (Токио), Kennedy centre (Вашингтон), Opera Chatle (Париж), театральных площадках Баден-Бадена, Будапешта, Парижа, Шанхая и др.. С 2001 - в качестве художника по свету ставит спектакли на сценах России. Московские театры Ленком, театр им.Вахтангова, МХАТ им. Горького, Модернъ, Кремлевский балет, Новая Опера, а также ТЮЗ им. Брянцева (Санкт-Петербург), Балет на Льду (Санкт-Петербург), Театр Драмы (Омск), Музыкальный театр "Глобус" (Новосибирск) и др.. В качестве главного художника по свету в разное время работала в Московских театрах «Модернъ» и «Et Cetera» под руководством А.А.Калягина. В данный момент Главный художник по свету Театра имени Евг. Вахтангова.

8 сентября 2014 года спектакль "Капитанская дочка " был представлен на XI Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей «Золотая репка» на сцене Самарского театра оперы и балета. 


Ролик к спектаклю:



Подробнее