От Алёнушки до Феи



Название издания: «Московский комсомолец»
Дата выхода: 15.04.2009
Автор(ы): Светлана Микулина


-Лена, среди ваших персонажей были такие, чьи черты характера или коллизии судьбы вам хотелось бы перенести в свою жизнь?

- Нет. Пожалуй всё же нет. Потому что искусство чаще всего исследует непростые , больные, сложные ситуации. Собственную повседневность хочется от такого оградить.

- Вы актриса, работающая в театре юного зрителя. И потому в сказках приходилось играть достаточно – от Алёнушки в «Аленьком цветочке» до Феи в недавней премьере «Синяя  птица». А в детстве в вашем воображении жил свой собственный волшебный герой, которому верили?

-Да, такое было. Правда, его придумала не я, а моя родная тётушка – фронтовичка, женщина со сложной судьбой. Своих детей у неё не было, и с нами, племянниками, она возилась очень трогательно и с любовью. Я в детстве была такой сдобненькой, щекастенькой девчушкой. Что называется, не ущипнёшь, настолько сбитенькая, но тётушка меня всё  равно стремилась сытнее накормить. А чтобы я получше кушала, она нафантазировала для меня Акима, живущего в облаках вместе со своими детишками-чертинишками. Чертинишки на облаках – невероятная абракадабра, конечно! Но дитё есть дитё. Только, бывало, заслушаешься, рот откроешь, а ложка с какой-нибудь кашей – раз, и тебе в рот спикирует. Тётушка умела хитроумно побеждать детское нежелание обедать.

- Актёрские способности, говорят, отчётливо проявляются уже на заре жизни. У вас было так же?

-По-моему, мне иного пути, как в театральное училище, просто не было, потому как физика, химия, математика и прочие серьёзные науки – это то, что проходило абсолютно мимо меня. Учителя, должна сказать, были по этим предметам сильные, так что, скорее всего не они меня своими предметами не заинтересовали, а я ими увлечься не желала. А вот показывать других людей, подмечать их манеры, голос, их индивидуальность я могла действительно недурно. Иногда этим даже дерзко пугала мальчишек-одноклассников. Спрячусь где-нибудь в гардеробе за одеждой, да как заверещу голосом завуча: Петелин, сволочь, опять курил в туалете!

- Ну, наверное, вы не в таких выражениях учителей цитировали?

-Когда как. У нас была в чём-то уникальная школа. В ней поразительно соединялось очень хорошее и совсем не радостное. Два полюса. Середины не было. Хотя, может, это просто свойство памяти – не фиксировать что-то среднее? Были чудесные педагоги вроде Лидии Андреевны Забуги (она была нашей классной и - игра слов – действительно классной учительницей!), были, увы, и те, кому ученики были в принципе неинтересны. В плане зарождения в школьниках чувства неполноценности и неуверенности в себе некоторые педагоги чрезвычайно преуспели. Именно из-за них многие мои сверстники, в особенности мальчишки, даже не пытались поступат в вузы. Шли на заводы, осваивали шофёрские профессии. Педагоги, не любящие детей, чаще всего устанавливают непростительно низкий потолок возможностей.

-Позвольте, ну а вас-то каким чудом этим потолком не задавило?!

- Наверное, я подсознательно не обращала внимания на тех, кто не верил в меня, и наслаждалась обществом учителей вроде Лидии Андреевны, для которых мы, дети, были важны и интересны. А ещё мне сказочно  повезло на встречу с человеком, который злополучный потолок по максимуму, что называется, до небес приподнял. Я занималась во Дворце пионеров у Натальи Иосифовны Сухостав. Легендарная женщина! Она входила в комнату и вносила с собой ощущение другого времени. Иной эпохи. Она даже на уровне ощущений, ароматов была иная, чем весь привычный мир вокруг неё. Дерзко – рыжий перманент. Ярко накрашенные губы. Когда она занималась с нами, то всегда недалеко от неё стояла знаменитая клюка, а ногу она ставила на табурет, за что мы, дети, отчасти обыгрывая её фамилию Сухостав, отчасти из-за того, что она столь опекала свою ногу, за глаза называли её «Сухой сустав». Ещё рядом с нашим педагогом всегда лежал здоровущий такой замок.

- Зачем он ей был нужен?!

- Представьте себе, она бросалась им в тех, кто себя скверно вёл. Могла себе это позволить. Нас, студийцев Дворца пионеров, часто задействовали на разного рода общественных мероприятиях. Когда мы появлялись после них, Наталья Иосифовна насмешливо спрашивала: ну что, отгавкались?
  Она была стопроцентно антисоветским человеком. Что , впрочем, понятно и логично. Ей не за что было любить строй, власть, которые лишили её всего – дома, семьи.
   Театральная студия оказалась единственным местом в мире, где она могла спрятаться от реальности, от ненавистной ей идеологии общества, в котором жила. И она со всей свойственной ей страстью прививала любовь к театру нам, детям. Открывала магию тетра, как места, где есть ВСЁ. Все страсти, и всё мировое счастье, и горе, все костюмы, все ощущения, все страны. Это ощущения театра как отдельной реальности поселила во мне именно Сухостав.
  Это очень важно – встретить в жизни человека, помогающего тебе поверить в себя. Я твердо знаю, что человек собственной волей создаёт себе свою реальность. Это нам  только по наивности может казаться, что всё происходит с нами, случается по воле социума или злой судьбы. На самом деле наши собственные поступки закольцовываются в сюжет пьесы по имени Жизнь. Наш характер –наша судьба. Наталья Иннокентьевна Свищёва,  замечательная журналистка и многолетний завлит ТЮЗа, любила поговорку, что достоинства произрастают из наших недостатков и наоборот. Важно, чтобы дурное не пересилило доброе – вот и всё.

- Но ведь театр мало способствует рождению в актёрских сердцах альтруизма.

-Всё так. Театр –место, где проживает огромное количество искушений. И всё же… Тысячу раз были правы тюзовские старики и корифеи, Киселёв и Росс, когда говорили, что чем больше ты отдаёшь партнёру, тем больше получаешь в ответ. Нельзя стать победителем, непристанно переживая, что тебя кто-то обойдёт на крутом вираже. Да и потом, театр не ралли. Как можно здесь кого-то обойти?! Три человека, играющие один и тот же персонаж, проживают его сценическую жизнь по-своему. Мы разные. Именно в этом сила, прекрасность и привлекательность театра.
  В последнее время я часто играю вместе с Викой Шаниной и ощущаю, как она обогащает меня, как многое не боится отдать.

-ТЮЗ, полагаю, уже сыграл не менее ста спектаклей «Брака по –итальянски», спектакля, за который вы удостоены Государственной премии. Стало ли за это время легче играть Филумену?

-Нет. Каждый раз словно прыжок с высоты. День начинается с волнения и страха, с предощущения события. Но волнение и страх не должны победить. Тайна хорошего спектакля – в концентрации. Это сродни молитве или медитации. Только предельно сконцентрировавшись, можно найти единственно точную интонацию, взгляд, движение. Иногда в ходе спектакля возникают упоительные мгновения, когда зал взят, когда тишина – абсолютна, когда все зрители словно оказываются внутри пьесы, разыгрываемой перед ними. Почти невероятное ощущение, когда ты, актриса Вовненко, присматриваешь за своим персонажем уже не изнутри, а как бы… со стороны. Фантастическое состояние, как коридор, в котором существует твоё сценическое «я»,  щедро расширяется и ты двигаешься по нему просторно, свободно, вольно! Это дорогого стоит! Ведь как получаются самые точные спектакли? Актёры настраиваются на одну волну, возникает единое пространство, единая атмосфера. Эту атмосферу чертовски трудно держать. И иногда в течении даже одного спектакля могут быть и высший пилотаж партнёрского понимания, и размытости, и провалы, когда цепочка размыкается, ослабевает. Лучшие спектакли – атмосферные спектакли, когда партнёры не просто слышат – чувствуют друг друга, ловят эмоции друг друга.

-Полагаю, что этому нельзя научить в театральной школе.

-Можно! Качалов сетовал, что Станиславский ждёт, чтобы он, прикоснувшись в деревянной поверхности, ощутил на своих ладонях не просто росу, а ВЕЧЕРНЮЮ РОСУ. Это и есть классический пример театральной магии. Анатолий Васильев занимался со своей труппой именно этим. Я читала книгу Аллы Демидовой, где она много и искренне пишет о возможностях актёрской энергетики.

-Что является серьёзным комплиментом для вас как для актрисы?

-Мне недавно билетёры рассказывали пленительную для актёрского сердца ситуацию. После спектакля «Стеклянный зверинец» одна из зрительниц с ужасом пробормотала: господи, неужели я такая же?! То есть спектакль «пробил» её настолько, что она, взглянув на себя со стороны, отождествила  себя  с моёй героиней – с женщиной, которая вроде бы всё делает правильно. И говорит вполне разумные вещи: надень шарф, не пей горячее, живи как все люди. Но при этом, говоря вполне здравые мысли, она становится сыновьим кошмаров.

-Какая черта характера мешает вам больше всего?

-Наверное, неуверенность в своих возможностях. У меня не получится! Это ощущение овладевает мною чаще чем бы мне хотелось. «У меня не получится»-мысль, в принципе, не свойственная моему супругу. Здесь мы с ним антиподы.

-Тем не менее вы - антиподы, приближающиеся к серебряной свадьбе. На чём, кроме любви, держится ваш брак?

-На уважении. На доверии друг к другу. Я знаю что этот человек, это т мужчина меня не предаст. Мы через многое прошли за двадцать с лишним лет совместной жизни. Я ведь отдаю себе отчёт, что , читая это интервью, многие не избегут мысли: легко ей рассуждать о профессии, будучи директорской женой.

-А на самом деле директорской женой тире ведущей актрисой быть сложно?

-Сложно. Потому что муж – директор театра, уж не знаю, к счастью или к несчастью, не в состоянии оградить меня от подобных мыслей, и от трудно идущей роли, и от участия в пьесе, которую я не люблю, и от вампиризма или тирании, а от глумливой неприязни кого-то из приглашённых режиссёров. Талантливость режиссёра отнюдь не гарантирует в нём приятного человека, и итальянец Паоло Ланди, относившийся ко всей труппе, занятой в его спектакле, с огромным уважение и симпатией, скорее исключение из правил. Любой актёр подтвердит,  режиссёры бывают сложными, жестокими людьми. И им, режиссёрам, поверьте, нет дела до того, директорская ты жена или ничейная. Они работают с актрисой Вовненко, а не с женой директора Райкова.

-Что вы в жизни не терпите больше всего?

- Конфликты и агрессию. Мне от этого становится физически неуютно.

-ТЮЗ – это театр юного зрителя. Был спектакль, который открыл вам саму себя с непривычной для вас стороны?

-Да, это всё тот же «Брак по – итальянски». Я не ожидала от себя, что могу играть роль со столь сильным героико-драматическим  наполнением. В этой трагикомедии ведь царствует героиня, и её женская суть ощущуается на протяжении всего спектакля. Я вообще чрезвычайно люблю этот спектакль. В нём всё как-то счастливо сложилось,  сплелось. Всё очень точно. Светлана Васильевна Лаврентьева необыкновенно убедительна даже в маленькой роли служанки. Когда мы были в Италии, то видели точно таких же неаполитанок, как её героиня. С пучком волос, крепеньких, невысоких, с точно таким же выражением лица, походкой, замашками, даже туфельками! То есть стопроцентное совпадение! Ну что тут скажешь?! Настоящая народная артистка! Не случайно, когда она в юности играла мальчишек, девчонки писала ей восторженные любовные письма!

-А в каком спектакле приятнее и легче всего импровизировать?

-В «Шуме за сценой». Там такое количество смешных, абсурдных, забавных и фарсовых ситуаций, что поле для импровизации – бесконечное.

-Театр представляется вам в большей степени испытанием или подарком?

-К театру, как мне кажется, надо относиться максимально серьёзно и в то же время с долей лёгкого юмора. Ничто не нужно принимать стопроцентно всерьёз. Жизнь слишком быстротечна.


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости