МЕНЯЮЩЙСЯ ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ



Название издания: «Репортёр» от 23 января 2003 №11 (474)
Дата выхода: 23.01.2003
Автор(ы): Татьяна ЛИСИНА


– Вы из творческой семьи?
– Нет, ни художников, ни артистов в семье не было. У меня родители, да и все родственники – медики. Папа – дантист, мама – медицинская сестра. В Саратов попали в 1995 году, когда отец демобилизовался (он был участником Великой Отечественной войны, десантником). Родился я в городе Острове Псковской области на реке Великой, рядом с пушкинскими местами (селом Михайловским). Приехал в Саратов в 4 года. Потом всё, как у вех: рос, пошёл в школу. Как-то меня пригласили на телевидение сыграть мальчика в фантастическом телеспектакле про шпионов, где играл весь цвет тогдашнего драматического театра. С этого всё и началось. Я очень благодарен Наталье Иосифовне Сухостав – моему первому педагогу, режиссёру, вдохновителю, которая вела студию при Городском центральном дворце пионеров. Среди её учеников Олег Табаков, Владимир Конкин, Владимир Краснов (сейчас он работает во МХАТе) и другие.

– В каком возрасте вы решили стать актёром?
– Я всегда звонко читал стихи, но после окончания школу год проучился в политехническом, потом был набор в студию при ТЮЗе, и меня приняли. Но через год ушёл в армию, твёрдо решив, что потом стану актёром. Когда вернулся, оказалось, что студия за это время уже «отучилась» (это было разовое явление), когда будет следующий набор – неизвестно. И я поступил в театральное училище имени Слонова, учился у Дмитрия Александровича Лядова. (У него же курсом раньше учились Владимир Конкин и Валентина Федотова). Когда я был на втором курсе, меня пригласили на роль математика-отличника Лёвы Гайзера в «Весенних перевёртышах» Тендрякова в ТЮЗ. И с тех пор я здесь.

– Вы играли самые разнообразные роли. Какая всё-таки из них была «ближе к сердцу»?
– Наиболее памятна и любима роль Жени Огарышева в спектакле «Репетитор» по пьесе Георгия Полонского (он же автор сценария к фильмам «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи»). Я играл в паре с Еленой Блохиной вместе с Зоей Георгиевной Спириной. Резкий переход к острохарактерной роли был в «Лавке древностей» по Диккенсу, где я играл злодея-горбуна Квилпа. Эти две работы очень многое определили в моей судьбе. И ещё одна из любимейших роль – Вельчанинов в «Вечном муже» Достоевского, где я играю в паре с Юрием Петровичем Ошеровом.

– Ваши литературные пристрастия?
– Долгое время любимым писателем был Чехов, отвечал на все мои сокровенные вопросы. Может, позже я опять к нему вернусь. Как это ни банально, любимый поэт – Пушкин, всё время обращаюсь к нему, цитирую его, живу этим. Это бездонный кладезь. Пока не могу назвать Шекспира любимым драматургом, но «прирастаю» к нему всё больше и больше. Это уровень, которого никто не достиг. Пытаешься его познать и получаешь всё новые и новые ощущения жизни. Но прежние свои работы в Шекспире считаю неудачными.

– Любимый композитор?
– Сергей Ткачёв, который пишет музыку ко всем нашим спектаклям. Увлекался джазом: Бернстайн, Гершвин. Сейчас хочется слушать классическую музыку: Чайковского, Вивальди.

– Григорий Семёнович, в прошлом театр был местом, где назывались больные точки общества. Не кажется ли вам, что сейчас он только развлекает зрителя?
– Если говорить об общей тенденции, вероятно, это так. Хотя существуют некие лаборатории и серьёзные театры, которые не только развлекают зрителя, но и пытаются воздействовать на него, говорить о каких-то общественных идеалах, причём говорить очень серьёзно. Кстати, наш театр никогда не гнался за чистым развлечением. Развлекая, поучаем, воспитываем нашего маленького зрителя, думаем о формировании личностных основ, идеалов. Хотя, бесспорно, идеалов в обществе остаётся всё меньше и меньше.

– Вы за театр «для всех» или «для интеллектуалов»?
– Это достаточно сложный вопрос. Мне кажется, что один и тот же театр может быть и театром для всех, и театром для интеллектуалов. Я думаю, что это может и должно сочетаться в одном театре, что массовый зритель должен получать своё. И в нашем театре мы заботимся об этом. Поскольку у нас юный зритель, мы считаем, что он обязательно должен пройти через свой собственный театр. Театр в жизни должен быть с детства, поэтому мы стараемся привить любовь наших маленьких зрителей к нему. И в то же время, мы иногда ставим довольно сложные вещи, такие, как мистерия по «Собору Парижской Богоматери» Гюго. Это спектакли для осведомлённого, интеллектуального и понимающего зрителя. Но я совсем не считаю, что театр должен быть только для интеллектуалов-эстетов.

– У вас театральная семья: жена (Людмила Иванникова работает в ТЮЗе), сын – актёр. Наверное, дома все разговоры только о театре?
– Раньше так и было. Да и сейчас у нас есть о чём поговорить. Но разговариваем обо всём. Ведь если ты живёшь неинтересно, то и в театре ничего не получится. Надо жить и бороться!

– Вы где-то учились режиссуре?
– Я учился у Юрия Петровича Киселёва, у Юрия Петровича Ошерова, в какой-то степени у своего педагога по Слоновскому училищу Дмитрия Александровича Лядова. Но учился только практически, а специально, в частности, теории режиссуры, – нет. Так что, по сути дела, как режиссёр – я дилетант.

– Планируете ли вы в ближайшее время продолжить работу в качестве режиссёра?
– Да, конечно. Я уже не один год работаю над материалом Вильяма Шекспира «Много шума из ничего» в оригинальном переводе Екатерины Ракитиной. Так получилось, что я успел поставить ещё один спектакль – «Похищение луковиц».

– Вы вели церемонию вручения премии победителям фестиваля «Золотой Арлекин». Выход какого актёра на сцену объявить вам было особенно приятно?
– Наверное, Игоря Боголея. Ведь в день церемонии пришло известие (пока неофициальное – номер приказа по факсу), что ему присвоили звание заслуженного актёра России. По себе знаю, как волнует получение таких званий.

– Оглянувшись назад, вы хотели бы что-то поменять в своей жизни?
– Вернуться бы туда, да с нынешними мозгами! Вот было бы здорово! Чего бы я хотел по-настоящему, так это поучиться режиссуре. Ведь это профессия со своими законами, о которых я, может быть, не очень много и знаю. Это твёрдые законы, изобретать велосипед каждый раз не хочется. Наши профессии – что актёр, что режиссёр – не из тех, которым научился один раз на всю оставшуюся жизнь, и всё. Они требуют постоянной подпитки, треножа, изучения. Меняются времена, меняются условия жизни, меняется человек. Наш сегодняшний зритель – это меняющийся человек в меняющемся мире. Всё время учишься – и с точки зрения актёрской профессии, а уж режиссёрской и тем более. Сейчас так много течений, направлений, уровней, так много разных театров – и это здорово! Например, знаменитый театр Васильева или соц-арт. Хотелось бы об этом узнать побольше. В нашем деле всё время учишься. Хотелось бы побывать в каких-то больших творческих лабораториях.

– Какие жизненные принципы вы исповедуете?
– Я никогда их не формулировал, но знаю, что всегда нужно понимать и знать правду. Говорить её самому себе, как бы горько и больно это ни было, как бы ты от этого ни страдал. Всегда доискиваться до сути, докапываться до истины, до верного ощущения действительности.

– У вас есть хобби?
– На все хобби не хватает времени – охота, рыбалка. С актёром нашего театра Ильёй Володарским всё время собираемся на открытие сезона утиной охоты в Красный Яр, но планы театра пересекаются с нашими, и мы на охоту не попадаем. Мы охотники-дилетанты, мало кого убиваем (иногда одну утку на двоих), но сам процесс охоты – подготовка ружей, снаряжения – нас очень увлекает.


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


19.04.2024 «Майская ночь» в подарок

Объявляем розыгрыш пригласительного билета на один из самых популярных спектаклей нашего театра! ...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия ...


Все новости