Госпел в Саратове



Название издания: Еженедельник Лос-Анджелеса "Лос-Анджелес Викли"
Дата выхода: 21.10.2010
Автор(ы): Стивен Ли Моррис


Молодой артист проводит по струнам гитары, двигаясь по сцене в танце. Он опускается на колени, всё это время под фонограмму подпевая песне «Время перемен придёт» в исполнении Эла Грина.

Он находится в дощатом ангаре с вентилятором у потолка, построенном сценографом Эмилем Капелюшем. Достигая нужной точки, он поворачивается лицом к стене, и зал видит лицо артиста  в трансляции на видеоэкране. Он сейчас в разгаре съемок на МТВ, созданных его фантазией, и подпитываемых нашей. Старенький автофургон припаркован сбоку сцены. (К концу пьесы его разнесут вдребезги). Грязный, пустой холодильник стоит в противоположном углу. (Он будет таинственным образом заполнен к концу пьесы). Действие происходит в конце 1970-х в Калифорнийской пустыне, месте немного абсурдном, немного мистическом. Пьеса – это «Проклятье голодающего класса», драма  Сэма Шепарда 1977 года о разладе в семье.

Но спектакль, тем не менее, идёт в городе Саратове в России, где-то в 500 милях от Москвы, на берегу реки Волга, с населением в 850 000 человек.

«Я родился в маленькой/ Хижине, что стоит на реке,/ И, подобно речной воде,/ Я по жизни бегу налегке» - юноша проникновенно подпевает музыке, одновременно с отчаяньем и ликованием.

Он одет в чёрный свитер, джинсы и ковбойские ботинки, чёрную шерстяную шапочку и перчатки без пальцев.  Он настолько крут, что мог бы организовать свою группу, стать звездой. Во всяком случае, так гласит миф. Реализация этого и других мифов – включая зомби и культуру страха, а также фильмы, которые возникают из них – или заявлена или предполагается текстом. Однако здесь их режиссёрская интерпретация настолько дерзкая, что граничит с насмешкой.

Публика до 30 лет, воспринимающая этот юмор, покатывается со смеха. Зрители постарше напряженно и любопытно уставились на сцену, озадаченные такими шутками. Этот раскол в русском театре, как у нас, намного меньше связан с Востоком и Западом, чем с романтизмом и цинизмом, возрастом и молодостью.

«Порой было мне очень трудно/ Но силён во мне смерти страх/ Ведь не знаю, что замышляют/ Высоко на небесах. /Проходит год за годом, но я знаю, /Время перемен придёт, о да, придёт»

Музыка, вырывающаяся из хорошо настроенной акустической системы, сопровождает песню в стиле блюзового госпела медленным, но уверенным ритмом. Один человек из набитого зала в 500 человек начинает аплодировать. Он - постаревшая версия актёра на сцене, ему пошел седьмой десяток – немного жилистый парень, чёрный свитер, ботинки, шерстяная шапочка, старается в одиночку заставить публику присоединиться и поддержать поющего под фонограмму актёра, задача которого – изображать Эла Грина на протяжении всей песни, длящейся пять с половиной минут. Человек в зале добивается некоторой поддержки, первой подключается к нему светловолосая женщина, сидящая рядом с ним. Через несколько секунд в зале слышатся вялые аплодисменты в такт песне, но даже молодые зрители слишком степенны и циничны, чтобы показать такие открытые эмоции. Тяжелая публика.

Человек, съёжившийся в своем кресле и аплодирующий простёртыми в небеса руками – режиссёр спектакля, Ли Бруер, приглашенный в Саратов поставить американскую классику. Женщина рядом с ним – его партнер на протяжении уже 12-ти лет, актриса Мод Митчелл – оба известны по труппе экспериментального театра Мабу Майнс. Этот же союз создал «Госпел в Колонне», «Питера и Венди» и – совсем недавно - в театре Калифорнийского университета (UCLA Live) «Кукольный дом Мабу Майнс», основанный на пьесе Ибсена. (Митчелл блистает в этой постановке как Нора-амазонка, среди мужского ансамбля, сыгранного карликами, которые ошибочно полагают, что они заправляют норвежским домоустройством и обществом, которое они представляют).

Это – премьера «Проклятья голодающего класса», а это значит, что пьеса войдет в текущий репертуар из 40 пьес в элегантном и красивом Саратовском театре юного зрителя. Сначала будет играться дважды в неделю, сокращаясь со временем до двух раз в месяц. В театре постоянно работает 70 актёров. Зарплаты невысокие, но это действительно *зарплаты*, как говорит один из сотрудников театра. Занятость - примерно в 20 спектаклях в месяц.

Генеральный директор театра Валерий Райков говорит, что, несмотря на экономический кризис в России, государственное финансирование театра с тремя площадками осталось стабильным. Была дискуссия губернаторов Саратовской и Московской области о замене системы финансирования искусства на американскую, предполагающую экономическую конкуренцию театров. Обсуждение было бурным, говорит Райков, но они поняли, что перемены будут стоить региону потерей многих хороших театров. С небольшими изменениями, остаётся старая система.

Карьера Бруера развивается за пределами США куда более бурно, благодаря таким театрам, как Саратовский ТЮЗ, которые открывают свои двери международному влиянию. За четыре дня я посмотрел столько же спектаклей, созданных режиссёрами из США, Германии, Франции и России. Приезжали критики из Болгарии, Парижа и США. Заметьте, что Саратов, когда-то военный центр, был закрыт для иностранцев во времена Советского Союза.

Союз Ли и Мод - стабильно сильный, во многом благодаря работе Мод Митчелл с актёрами над традиционной мотивацией персонажа, накладывающейся на концептуальную режиссуру Бруера. Психологизм Станиславского встречается с символизмом Мейерхольда. Обе традиции идут из России, вот почему именно это "раздробленное" воспроизведение пьесы Шепарда здесь и прижилось.

Пьесу ставят редко, потому что она просит участия живого ягнёнка. Здесь, животное – настоящая живая взрослая овца, прохаживается вдоль кулисной стены и жует. (Как бывало, актёры жуют свой текст – критик тут может, наконец, употребить это слово-клише в нужном контексте). В другой сцене ванная, наполненная землей и цветами, вырастает из пола на сцене – наподобие могилы – в ней овца, чавкает одним из цветочков. Актёр гладит и расчесывает овцу – своего единственного друга. И вот здесь спектакль совершает мягкое приземление – после виражей цинизма и пародии. Через принесение животного в жертву (нет, овцу не зарежут – иначе она не сможет играть в репертуаре), столь же неизбежное, как в мифах – ведь часть этой мифологии – очищение, и присутствие живого существа на сцене, спектакль приобретает ту нежность, о которой говорят, что она скрывается под шипами, покрывающими самое ожесточенное сердце – именно такое оно у многих персонажей Шепарда.

Занавес опускается и зал дает спектаклю одну из восточно-европейских оваций, совместные аплодисменты – знак уважения и восхищения.

Иногда приходится проехать полмира, чтобы увидеть то, что у тебя на заднем дворе. На пресс-конференции, последовавшей за премьерой, Бруер (который вырос в Лос-Анджелесе в конце 1940-х годов) говорил о том, что юмор нашего поколения (рожденный из трясины Вьетнамской войны) заменил честный, романтический оптимизм раннего американского поколения, и что его постановка направлена на то, чтобы обратиться к этому, пробравшись через цинизм.

Бруер, который стоит в авангарде американского экспериментального театра с Ричардом Фореманом, Элизабет ЛеКомпте и какнадцем Робертом Уильсоном, также говорил о войне в современно м американском театре, сводящей на нет прогресс в сфере. Это также может объяснить то, почему Бруер, радикальный концептуальный режиссер, находит больше работы за пределами США.

«Существуют «традиционалисты», объясняет он – и «изобретатели» – те, кто верят в то, что ничего менять не надо и те, кто верит, что поменять надо всё»

И что так характерно для постановок Бруера – и для «Кукольного дома», и для «Проклятья голодающего класса» - это то, что через весь блеск и череду концепций, амазонок и карликов, взрывов машин и принесение в жертву овцы,

«Новая пьеса – говорит он – должна быть поставлена так, как её задумал автор в первые четыре-пять раз». Но как только она становится известна, её нужно интерпретировать заново, или она умрет.

Бруер уезжает в Париж, в Комедии Франсез, ставить «Трамвай желание» Теннеси Уильямса, премьера назначена на февраль, если правопреемники Уильямса примут режиссёрские выкрутасы, конечно.

перевод статьи - А.Колесникова

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости