Госпел в Саратове



Название издания: Еженедельник Лос-Анджелеса "Лос-Анджелес Викли"
Дата выхода: 21.10.2010
Автор(ы): Стивен Ли Моррис


Молодой артист проводит по струнам гитары, двигаясь по сцене в танце. Он опускается на колени, всё это время под фонограмму подпевая песне «Время перемен придёт» в исполнении Эла Грина.

Он находится в дощатом ангаре с вентилятором у потолка, построенном сценографом Эмилем Капелюшем. Достигая нужной точки, он поворачивается лицом к стене, и зал видит лицо артиста  в трансляции на видеоэкране. Он сейчас в разгаре съемок на МТВ, созданных его фантазией, и подпитываемых нашей. Старенький автофургон припаркован сбоку сцены. (К концу пьесы его разнесут вдребезги). Грязный, пустой холодильник стоит в противоположном углу. (Он будет таинственным образом заполнен к концу пьесы). Действие происходит в конце 1970-х в Калифорнийской пустыне, месте немного абсурдном, немного мистическом. Пьеса – это «Проклятье голодающего класса», драма  Сэма Шепарда 1977 года о разладе в семье.

Но спектакль, тем не менее, идёт в городе Саратове в России, где-то в 500 милях от Москвы, на берегу реки Волга, с населением в 850 000 человек.

«Я родился в маленькой/ Хижине, что стоит на реке,/ И, подобно речной воде,/ Я по жизни бегу налегке» - юноша проникновенно подпевает музыке, одновременно с отчаяньем и ликованием.

Он одет в чёрный свитер, джинсы и ковбойские ботинки, чёрную шерстяную шапочку и перчатки без пальцев.  Он настолько крут, что мог бы организовать свою группу, стать звездой. Во всяком случае, так гласит миф. Реализация этого и других мифов – включая зомби и культуру страха, а также фильмы, которые возникают из них – или заявлена или предполагается текстом. Однако здесь их режиссёрская интерпретация настолько дерзкая, что граничит с насмешкой.

Публика до 30 лет, воспринимающая этот юмор, покатывается со смеха. Зрители постарше напряженно и любопытно уставились на сцену, озадаченные такими шутками. Этот раскол в русском театре, как у нас, намного меньше связан с Востоком и Западом, чем с романтизмом и цинизмом, возрастом и молодостью.

«Порой было мне очень трудно/ Но силён во мне смерти страх/ Ведь не знаю, что замышляют/ Высоко на небесах. /Проходит год за годом, но я знаю, /Время перемен придёт, о да, придёт»

Музыка, вырывающаяся из хорошо настроенной акустической системы, сопровождает песню в стиле блюзового госпела медленным, но уверенным ритмом. Один человек из набитого зала в 500 человек начинает аплодировать. Он - постаревшая версия актёра на сцене, ему пошел седьмой десяток – немного жилистый парень, чёрный свитер, ботинки, шерстяная шапочка, старается в одиночку заставить публику присоединиться и поддержать поющего под фонограмму актёра, задача которого – изображать Эла Грина на протяжении всей песни, длящейся пять с половиной минут. Человек в зале добивается некоторой поддержки, первой подключается к нему светловолосая женщина, сидящая рядом с ним. Через несколько секунд в зале слышатся вялые аплодисменты в такт песне, но даже молодые зрители слишком степенны и циничны, чтобы показать такие открытые эмоции. Тяжелая публика.

Человек, съёжившийся в своем кресле и аплодирующий простёртыми в небеса руками – режиссёр спектакля, Ли Бруер, приглашенный в Саратов поставить американскую классику. Женщина рядом с ним – его партнер на протяжении уже 12-ти лет, актриса Мод Митчелл – оба известны по труппе экспериментального театра Мабу Майнс. Этот же союз создал «Госпел в Колонне», «Питера и Венди» и – совсем недавно - в театре Калифорнийского университета (UCLA Live) «Кукольный дом Мабу Майнс», основанный на пьесе Ибсена. (Митчелл блистает в этой постановке как Нора-амазонка, среди мужского ансамбля, сыгранного карликами, которые ошибочно полагают, что они заправляют норвежским домоустройством и обществом, которое они представляют).

Это – премьера «Проклятья голодающего класса», а это значит, что пьеса войдет в текущий репертуар из 40 пьес в элегантном и красивом Саратовском театре юного зрителя. Сначала будет играться дважды в неделю, сокращаясь со временем до двух раз в месяц. В театре постоянно работает 70 актёров. Зарплаты невысокие, но это действительно *зарплаты*, как говорит один из сотрудников театра. Занятость - примерно в 20 спектаклях в месяц.

Генеральный директор театра Валерий Райков говорит, что, несмотря на экономический кризис в России, государственное финансирование театра с тремя площадками осталось стабильным. Была дискуссия губернаторов Саратовской и Московской области о замене системы финансирования искусства на американскую, предполагающую экономическую конкуренцию театров. Обсуждение было бурным, говорит Райков, но они поняли, что перемены будут стоить региону потерей многих хороших театров. С небольшими изменениями, остаётся старая система.

Карьера Бруера развивается за пределами США куда более бурно, благодаря таким театрам, как Саратовский ТЮЗ, которые открывают свои двери международному влиянию. За четыре дня я посмотрел столько же спектаклей, созданных режиссёрами из США, Германии, Франции и России. Приезжали критики из Болгарии, Парижа и США. Заметьте, что Саратов, когда-то военный центр, был закрыт для иностранцев во времена Советского Союза.

Союз Ли и Мод - стабильно сильный, во многом благодаря работе Мод Митчелл с актёрами над традиционной мотивацией персонажа, накладывающейся на концептуальную режиссуру Бруера. Психологизм Станиславского встречается с символизмом Мейерхольда. Обе традиции идут из России, вот почему именно это "раздробленное" воспроизведение пьесы Шепарда здесь и прижилось.

Пьесу ставят редко, потому что она просит участия живого ягнёнка. Здесь, животное – настоящая живая взрослая овца, прохаживается вдоль кулисной стены и жует. (Как бывало, актёры жуют свой текст – критик тут может, наконец, употребить это слово-клише в нужном контексте). В другой сцене ванная, наполненная землей и цветами, вырастает из пола на сцене – наподобие могилы – в ней овца, чавкает одним из цветочков. Актёр гладит и расчесывает овцу – своего единственного друга. И вот здесь спектакль совершает мягкое приземление – после виражей цинизма и пародии. Через принесение животного в жертву (нет, овцу не зарежут – иначе она не сможет играть в репертуаре), столь же неизбежное, как в мифах – ведь часть этой мифологии – очищение, и присутствие живого существа на сцене, спектакль приобретает ту нежность, о которой говорят, что она скрывается под шипами, покрывающими самое ожесточенное сердце – именно такое оно у многих персонажей Шепарда.

Занавес опускается и зал дает спектаклю одну из восточно-европейских оваций, совместные аплодисменты – знак уважения и восхищения.

Иногда приходится проехать полмира, чтобы увидеть то, что у тебя на заднем дворе. На пресс-конференции, последовавшей за премьерой, Бруер (который вырос в Лос-Анджелесе в конце 1940-х годов) говорил о том, что юмор нашего поколения (рожденный из трясины Вьетнамской войны) заменил честный, романтический оптимизм раннего американского поколения, и что его постановка направлена на то, чтобы обратиться к этому, пробравшись через цинизм.

Бруер, который стоит в авангарде американского экспериментального театра с Ричардом Фореманом, Элизабет ЛеКомпте и какнадцем Робертом Уильсоном, также говорил о войне в современно м американском театре, сводящей на нет прогресс в сфере. Это также может объяснить то, почему Бруер, радикальный концептуальный режиссер, находит больше работы за пределами США.

«Существуют «традиционалисты», объясняет он – и «изобретатели» – те, кто верят в то, что ничего менять не надо и те, кто верит, что поменять надо всё»

И что так характерно для постановок Бруера – и для «Кукольного дома», и для «Проклятья голодающего класса» - это то, что через весь блеск и череду концепций, амазонок и карликов, взрывов машин и принесение в жертву овцы,

«Новая пьеса – говорит он – должна быть поставлена так, как её задумал автор в первые четыре-пять раз». Но как только она становится известна, её нужно интерпретировать заново, или она умрет.

Бруер уезжает в Париж, в Комедии Франсез, ставить «Трамвай желание» Теннеси Уильямса, премьера назначена на февраль, если правопреемники Уильямса примут режиссёрские выкрутасы, конечно.

перевод статьи - А.Колесникова

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли с...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального ф...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» ...


22.03.2024 Презентация ТЮЗа прошла на ВДНХ с аншлагом

Живые открытки, шутливый квиз, активности по театральным профессиям и...


Все новости