Конец света по Гоцци



Название издания: Саратовская областная газета
Дата выхода: 24.12.2010
Автор(ы): Владимир Акишин


Этот мир кончится, когда перестанет смеяться над собой, утверждает итальянский классик.

Апельсины - актуальный продукт перед новым годом. Их аромат способен развеять уныние, а сочная мякоть наполнит организм витаминами, поправит здоровье, как и остроумная, брызжущая юмором сказка Карло Гоцци о трёх апельсинах.

Премьера спектакля «Любовь к трём апельсинам» состоялась на днях в театре юного зрителя имени Ю. П. Киселёва. Постановку осуществили три известных итальянца: режиссёр Паоло  Эмилио  Ланди, художник  Санти Миньеко,  и балетмейстер Лидия Бионди. Это уже пятая работа бригады в киселёвском  ТЮЗе.

Ланди  убеждён, что у нас очень хорошая публика. Смех в зале он считает главным мерилом успеха своего спектакля в России. Он прав, однако.

Итак, над чем смеёмся с подачи Гоцци? О, это вечные  предметы: над глупостью и тупостью, над непомерной жаждой власти и не имеющим границ честолюбием, над наивностью простаков и осанистостью мудрецов.

Эмилио Ланди предложил театр дель-арте, традиционные маски которого – Тарталья, Труффальдино, Панталоне, Бригелла и иже с ними, - как и наш русский Петрушка, смешили народ в балаганах на площадях. Отсюда и качество юмора: соль и перец. Отсюда и буффонада, подчёркнутая оформлением сцены и костюмами. Было чрезвычайно любопытно, на что же отважился Ланди. Оказалось, на многое, есть шутки на грани фола, вызывающие, однако, не досаду у театральных эстетов, а добрую улыбку. Что вы хотите? Жанр позволяет.

Заграничный режиссёр привлёк лучшие силы. Пожалуй, самая эффектная роль у Алексея Чернышёва (принц Тарталья). Он мастерски владеет приёмами гротеска. Получилась восхитительная карикатура на представителя золотой молодёжи. Его сценический визави – Труффальдино. Этого героя отдали на откуп Алексею Кривеге –пластичному, бесподобно танцующему артисту. Кстати, танцевальный дивертисмент под канкан Оффенбаха – настоящая находка. Редкий случай, когда драматической постановке танец окончательно оформляет затейливую драпировку спектакля. Непременно отметим работу заслуженных артистов РФ Елены Вовненко (Моргана) и Ильи Володарского (Маг Челио) - двух модераторов спектакля. Они олицетворяют соответственно чёрные и белые силы. Именно разыгрываемая ими партия в шахматы заставляет героев подобно фигуркам на доске создавать сложные комбинации. И, в общем-то, не очень ясно, кто победил. Формально проигравшая  Моргана заявляет о своём праве на реванш.

Конечно, уникальная актёрская пара, занятая в спектакле, -народные артисты РФ Юрий Ошеров и Светлана Лаврентьева – это награда зрителям. Юрий Петрович виртуозно играет Панталоне. А миниатюрной, изящной Светлане Васильевне досталась роль…великанши Креонты. И  когда она буквально выплывает на сцену в балетной пачке, зал задыхается от смеха, настолько это невероятно это несовпадение. Однако нелепость положения быстро разрешается звучащей шуткой: за тысячу лет и не так можно усохнуть.

Подчеркнём, что в постановке нет ролей проходных. Заслуженный артист РФ Валерий Емельянов в роли короля Сильвио или великолепно исполненные злодеи Артёма Кузина  (премьер-министр Леандро), Елены Красновой (коварная племянница короля-Клариче) и Виктории Шаниной (служанка Смеральдина) составляют неподражаемый ансамбль. Согласитесь, не в каждой творческой биографии будет роль Ворот, Лошади или Апельсина. Так что, браво всем!

Назад в раздел