Одним словом, карнавал!
Название издания: Вестник культуры Дата выхода: 01.02.2011 Автор(ы): Анна Ховайко |
Кажется, единственное от чего защищена новая постановка, так это от придирчивого сравнения с авторским замыслом. Можно, конечно, разгневаться – это совсем не Гоцци! Но аргументов для доказательства маловато. Начать с того, что сам драматург оставил потомкам лишь либретто с несколькими стихотворными вставками, отдав интерпретацию сюжета на откуп актерам. Нет, все персонажи на местах, их взаимоотношения определены автором и коррекции не подлежат. Зато текст пьесы каждый раз пишется заново с поправкой на время и место действия. Поправка дала возможность театру создать пародийное представление с мощным радиусом охвата: политики и социальные типы, звезды и звездочки как отечественного, так и заморского разлива…
Хотя всё начнется чинно-благородно, как и положено в академическом театре. Расставят фигуры на шахматной доске маг Челио (И. Володарский) и фея Моргана (Е. Вовненко), сделают первые ходы в вечном поединке белого и черного, добра и зла. Но контрастные тона – всего лишь фон для более сочных красок. Объявит король Сильвио (В.Емельянов) свой указ о государственном празднике: «Одним словом, карнавал!», и всё смешается на клетках: высокое и низкое, горькое и сладкое – как в жизни. Традиции комедии дель арте многое что позволяют! Как и в нашем ярмарочном балагане, здесь всё ярче, крупнее, резче, чем принято. Рискованные шутки и намеки – тоже из этого ряда.
Новый текст пьесы Гоцци создавался актерами по ходу репетиций. В репликах персонажей звучат рекламные слоганы и перлы современного разговорного языка. Ну кто сейчас устраивает бал-маскарад? Корпоратив, и только корпоратив! Лучшее лекарство от ипохондрии, то бишь депрессии? Конечно, настойка боярышника. Наверняка заранее просчитывалась реакция зала и на реплику коварного Леандро (А. Кузин), стремящегося занять монаршее место: «Ладно, еще немного побуду премьер- министром и стану п… королем!». Узнаваемые интонации, внезапный сброс вороного парика со светловолосой головы – но всё в рамках образа сказочного персонажа! Эффект неожиданности присутствует во многих сценах. Светлана Лаврентьева, миниатюрная, изящная, играет… великаншу Креонту («за тысячу лет и не так усохнешь»)! Её выход в белой балетной пачке, но с черным боа, но на высоченных каблуках по-цирковому эксцентричен. Впрочем, есть еще один повод вспомнить о манеже – это дивертисмент под названием «Конный турнир» (балетмейстер Л. Бионди). Клоунада в сочетании с пародийным исполнением хореографических шлягеров – от «Умирающего лебедя» до канкана стали поистине бенефисным номером. И здесь стоит отметить молодых артистов театра, недавних выпускников тюзовского курса, потому что пластичность Алексея Кривеги (Труффальдино) давно оценена и зрителями, и режиссерами. Легкость и музыкальность особенно важны в этом спектакле, где актеру приходится все время быть в маске своего персонажа.
По законам комедии дель арте Тарталья наделен одной единственной краской – заиканием. Для Алексея Чернышева этого явно мало. Его наследный принц, совершая рывок от немощи к подвигу, примерит на себя добрый десяток самых разных масок, причем ни одна не повторит предыдущую. Гротеск, буффонада – есть, где развернуться комедийному дару драматического актера!
Бесценной рамой пародийного действа стала сценография спектакля. Художник Санти Миньеко проявил сдержанность в декорациях, зато не поскупился на выразительные детали костюмов. Кринолины и воротники «мельничный жернов» эпохи Возрождения, доспехи древнеримского воина соседствуют с вольной вариацией на тему «Властелина колец» и аскетизмом белой туники. Да, в спектакле всё смешалось: времена, жанры, стили. Как и положено на карнавале. Что же касается придирчивого сравнения с авторским замыслом, то сам синьор Гоцци предупреждал еще в 18 веке: «Следует помнить, что если пародия не ударится в преувеличение, она никогда не достигнет желаемой цели. Поэтому надо снисходительно отнестись к капризу, родившемуся от веселого и шутливого ума…»
Назад в раздел
Новости
01.03.2024
Выберите лучший театр и спектакли сезона!
«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли с...
27.03.2024
7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы
от жюри
ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального ф...
22.11.2023
Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»
Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» ...
22.03.2024
Презентация ТЮЗа прошла на ВДНХ с аншлагом
Живые открытки, шутливый квиз, активности по театральным профессиям и...
Все новости
-
«Маугли» -
«Я, бабушка, Илико и Илларион» -
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» -
«Приключения Фунтика» -
«Аленький цветочек» -
«Тропа. Бемби» -
«Денискины рассказы» -
«Гроза» -
«Сын» -
«Таланты и поклонники» -
«Рони, дочь разбойника» -
«Чудеса на Змеином болоте» -
«Плохие парни» -
«Прощание с Матёрой» -
«Делай всё, что хочешь, пока я тебя люблю» -
«Горка» -
«Эмиль из Лённеберги (детская студия) » -
«Мы — на острове Сальткрока» -
«Жаворонок, или Жанна дАрк» -
«Цветок для Ниночки» -
«Оруженосец Кашка» -
«Приключения Тома Сойера» -
«Отцы и дети» -
«А зори здесь тихие» -
«Метод Грёнхольма» -
«Богатые невесты» -
«Наша Золушка» -
«Кентервильское привидение (детская студия)» -
«За зимою снова лето (детская студия)» -
«Алиса в стране чудес (детская студия)» -
«Фома Опискин» -
«Белая гвардия»