Одним словом, карнавал!



Название издания: Вестник культуры
Дата выхода: 01.02.2011
Автор(ы): Анна Ховайко


Кажется, единственное  от чего защищена новая постановка, так это от придирчивого сравнения с авторским замыслом. Можно, конечно, разгневаться – это  совсем не Гоцци! Но аргументов для доказательства маловато. Начать с того, что сам драматург оставил потомкам лишь либретто с несколькими стихотворными вставками,  отдав интерпретацию сюжета на откуп актерам. Нет, все персонажи на местах, их взаимоотношения определены автором и коррекции не подлежат. Зато текст пьесы    каждый раз пишется  заново с поправкой  на время и место действия. Поправка дала возможность театру  создать  пародийное представление  с мощным радиусом охвата: политики и социальные типы, звезды и звездочки как отечественного, так и заморского разлива…

Хотя всё начнется чинно-благородно, как и положено в академическом театре.  Расставят  фигуры на шахматной доске маг Челио (И. Володарский) и фея Моргана (Е. Вовненко), сделают первые ходы в вечном поединке  белого и черного, добра и зла. Но контрастные тона – всего лишь фон для более сочных красок. Объявит король Сильвио (В.Емельянов) свой указ о государственном празднике: «Одним словом, карнавал!», и всё смешается на клетках: высокое и низкое, горькое и сладкое – как в жизни.  Традиции  комедии дель  арте многое что позволяют! Как и в нашем ярмарочном  балагане, здесь всё ярче, крупнее, резче, чем принято.  Рискованные шутки и намеки – тоже из этого ряда.

Новый текст  пьесы  Гоцци  создавался актерами по ходу репетиций. В репликах  персонажей  звучат  рекламные слоганы  и  перлы современного разговорного языка. Ну кто  сейчас устраивает  бал-маскарад? Корпоратив, и только корпоратив! Лучшее лекарство от  ипохондрии, то бишь депрессии? Конечно, настойка боярышника. Наверняка заранее просчитывалась  реакция зала и на  реплику коварного Леандро (А. Кузин), стремящегося занять монаршее место: «Ладно, еще немного побуду премьер- министром и стану п…  королем!». Узнаваемые интонации, внезапный сброс вороного парика со светловолосой головы – но всё в рамках образа сказочного персонажа! Эффект неожиданности  присутствует во многих сценах. Светлана Лаврентьева, миниатюрная, изящная,  играет… великаншу Креонту («за тысячу лет и не так усохнешь»)! Её  выход в белой балетной пачке, но с черным боа, но на высоченных каблуках по-цирковому эксцентричен. Впрочем, есть еще один повод вспомнить о манеже – это дивертисмент под названием  «Конный турнир» (балетмейстер Л. Бионди). Клоунада в сочетании с пародийным исполнением  хореографических шлягеров – от «Умирающего лебедя» до канкана   стали поистине   бенефисным номером. И здесь стоит отметить молодых артистов театра, недавних выпускников тюзовского курса, потому что пластичность  Алексея Кривеги (Труффальдино) давно оценена и зрителями, и  режиссерами. Легкость и музыкальность особенно важны в этом спектакле, где актеру приходится все время быть в маске своего персонажа.

По законам комедии дель арте  Тарталья  наделен одной единственной краской – заиканием. Для  Алексея Чернышева  этого явно мало. Его  наследный  принц,  совершая рывок от немощи к подвигу, примерит на себя добрый десяток самых разных масок, причем ни одна не повторит предыдущую. Гротеск, буффонада – есть, где развернуться комедийному дару драматического актера!

Бесценной рамой пародийного действа стала сценография спектакля.  Художник Санти Миньеко проявил сдержанность в  декорациях, зато не поскупился на выразительные детали костюмов. Кринолины и  воротники «мельничный жернов» эпохи Возрождения,  доспехи древнеримского воина соседствуют с вольной вариацией  на тему  «Властелина колец» и аскетизмом белой туники. Да, в спектакле всё смешалось: времена, жанры, стили. Как и положено на карнавале. Что же касается придирчивого сравнения с авторским замыслом, то сам синьор Гоцци предупреждал еще в 18 веке: «Следует помнить, что если пародия не ударится в преувеличение, она никогда не достигнет желаемой цели. Поэтому надо снисходительно отнестись к капризу, родившемуся от веселого и шутливого  ума…»

  

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли с...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального ф...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» ...


22.03.2024 Презентация ТЮЗа прошла на ВДНХ с аншлагом

Живые открытки, шутливый квиз, активности по театральным профессиям и...


Все новости