Софокл. Эдип, тиран – спектакль в стиле «break»



Название издания: Репортер
Дата выхода: 26.10.2011


В Саратовском академическом театре юного зрителя им. Ю.П. Киселева состоялась премьера постановки Маттиаса Лангхоффа. Известный режиссер представил саратовской публике пьесу Хайнера Мюллера «Софокл. Эдип, тиран» по тексту Гельдерлина (перевод с немецкого Алексея Шипенко). Этот грандиозный по замыслу и воплощению проект был осуществлен при поддержке посольства Франции в России и Французского института в России. На премьере спектакля присутствовали советник по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в РФ и директор Французского Института в России Уг де Шаваньяк.

В этой постановке впечатляет все. И в первую очередь — имя постановщика, живой легенды европейского театра. Театроведы называют имя Лангхоффа в десятке величайших театральных режиссеров мира. Он поставил более сотни спектаклей на самых престижных театральных площадках ГДР и ФРГ, Франции, Испании, Италии, Швейцарии и Буркина-Фасо, в России — в Александринском театре Санкт-Петербурга, Тюменском драмтеатре; руководил театром «Види-Лозанн» и «Берлинер Ансамблем», был награжден орденом Почетного Легиона. А его «Гамлет», поставленный в 2008 году во Франции, признан одним из самых удачных театральных проектов Европы.

В одном из интервью Маттиас Лангхофф сказал, что является одним из самых дорогих режиссеров, но в Саратове готов работать «за интерес». Перед тем, как согласиться на постановку в Тюзе, режиссер две недели отсматривал его спектакли, оценивая творческий и профессиональный потенциал труппы. И то, что большинство артистов работают за идею, с огромной ответственностью и самоотдачей по отношению к публике, вызвало в нем неподдельное уважение.
С «Эдипом» режиссер работает уже 27 лет, и каждый раз ищет новый путь к этому спектаклю — сюжет остается актуальным много веков, и, по словам мэтра, эту пьесу он может ставить бесконечно. В Саратове режиссеру была предоставлена полнейшая свобода творчества. На тюзовской площадке он продолжил свое почти 20-летнее сотрудничество со швейцарской художницей по костюмам Катрин Ранкль, а в качестве специалиста по музыкальному оформлению пригласил художественного руководителя театра «Балаганчикъ» Игоря Гладырева.

Полифония постановки начинается с многоголосья авторов — тут и величайший афинский трагик Софокл, и немецкий поэт-романтик Фридрих Гельдерлин, адаптировавший текст древнегреческой трагедии, и немецкий драматург и режиссер Хайнер Мюллер, создавший пьесу на основе этой адаптации. Миф об Эдипе — один из самых значимых в европейской культуре. Это трагедия о роке и свободе — свобода человека не в том, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел.

Пьеса «Эдип-тиран» написана Хайнером Мюллером, крупнейшим театральным деятелем немецкого театра после Бертольда Брехта, в 1967 году и стала одним из первых опытов драматурга по созданию «тотальной драмы» — текста, который объединяет в себе вербальные и невербальные способы воздействия на аудиторию.

На сцене — смешение стилей и эпох: герои в маргинальных одеждах, на железных воротах в царские покои пятиконечные звезды, дети Эдипа смотрят «Конька-горбунка» перед сном, грязные потеки на стенах, рапсоды, поющие как КСПшники. И при этом — терпский привкус немецкой идеи покаяния: как целая нация до сих пор кается за Гитлера, так и Эдип — герой во всех отношениях, которому неодолимый слепой рок не оставляет надежды на прощение — сам себе самый строгий и неподкупный судья.

Этот спектакль легко представить себе на сцене какого-нибудь небольшого европейского театра, куда благополучные бюргеры приходят за порцией острых ощущений причастности к тайнам Бытия, которые может открыть лишь искусство. Пришли в театр, увидели, схватились за сердце, испытали дозированное сочувствие к героям — и домой, по чистым мощеным булыжником улочкам, домой, где светло, тепло, а по телевизору показывают фильмы про животных и древнеегипетские раскопки, туда, где все стабильно и благополучно. Где на каждом шагу нет ставшего повседневным ощущения безумия.

«Софокл. Эдип, тиран» — спектакль очень театральный, где каждый сценический сантиметр наполнен символами и знаками, а актеры растворяются в извечном трагизме человеческого бытия. Если бы еще зрителям хоть чуточку оптимизма...


Назад в раздел