В ТЮЗе поставили «Короля-Оленя»



Название издания: РИАСАР
Дата выхода: 11.10.2016
Автор(ы): Наталья Григорьева


В саратовском ТЮЗе снова премьера, на сей раз – детская. Впрочем, спектакль будет интересен не только детям, но и их родителям. «Короля-Оленя» в постановке главрежа Алексея Логачёва театр приглашает посетить всей семьей. Но… обо всём по порядку.

«Король-Олень» - фьяба Карло Гоцци. Великий итальянец создал этот жанр как пародию на современный ему театр. Исполнялись фьябы труппой народных комедиантов dell arte с характерными переигрываниями. «Король-Олень» - третье произведение драматурга в новом жанре, и в нём он пошёл еще дальше, решив сплести воедино трагедию, комедию и волшебную сказку с очевидной моралью.

В России подлинный интерес в произведениями Гоцци начался с мироискусников, искавших эстетику «чистой театральности». Дягилева не раз обвиняли за эксперименты, фарс и переигрывание, а фьябы Карло Гоцци как ничто иное доказывали, что этот «новый театр» уже существовал прежде и вполне имеет право на жизнь. После премьеры, послушав мнения зрителей, сложилось впечатление, что и в наши дни подобная апология вместе с банальным экскурсом в историю не лишены смысла.

От эстетики «чистой театральности» и старинной фьябы постановка унаследовала нарочитое переигрывание, за которое некоторые из зрителей уже успели поругать режиссёра. Но сделано это намеренно, в рамках жанра, как и финал, которого вы не найдёте у Карло Гоцци. Такая подача актёрской игры вкупе с финалом сродни литературному жанру басни. По сути, тюзовский спектакль – тоже басня, только театральная.

А вот непонимание зрителей, возникшее из-за актёрской игры, можно понять. Видимо, на момент премьеры ещё не всё артистам удалось найти. Великолепен Владимир Егоров в роли злодея Тартальи – и грим, и речь, и пластика – всё заставляет ему верить. Прекрасным партнёром ему стал Артём Кузин (Дерамо), перенявший соответствующую пластику и речевые интонации после «волшебного превращения». Дуэт подчёркнут и режиссёрским ходом – перед превращением,  сцене охоты они словно меняются местами, несколько раз проходят под руками артистов, как в детской игре «в ворота». Третий «царский» образ создал заслуженный артист России Александр Фёдоров, которому веришь от начала до конца. Несмотря на солидный возраст, Фёдоров обладает удивительно молодым по тембру голосом. В его случае на образ играет всё: и фактура, и талант, и прекрасная актёрская школа.  

Особой похвалы заслуживает Алексей Кривега. В роли статуи он не только убедителен и комичен, но и не вполне узнаваем. А вот в образе оленя артист узнается сразу, благодаря пластике. Красива и неожиданна в роли второго оленя Ирина Протасова.    

Немного сложнее дело обстоит с женскими ролями – Анджелы и Клариче. Марина Климова (Анджела) здесь очень свежа и глубока. Но все ещё продолжающийся поиск нужного градуса роли в артистке выдает голос, порой излишне изобилующий грудными красками, которые вызывают ассоциацию больше с лишившейся всего на свете женщиной бальзаковского возраста, чем с юной влюбленной девушкой. Иногда голос и вовсе идёт на срыв. Если такой эффект не был связан с пресловутой простудой, стоит вспомнить вузовские уроки классического вокала и соединить головной и грудной резонаторы.

Не совсем верится здесь и Кристине Топчевой. Великолепно созданный внешний образ, полностью соответствующий некому типажному представлению о восточной женщине не поддержан пластикой, хотя артистка «проживает» чувства своей героини. Но пластика выдает в ней нашу современницу, поставившую себя «в предлагаемые обстоятельства».

Красивы в этом спектакле декорации и костюмы, созданные Ольгой Колесниковой. Но, если даже не просто придраться, а наметить точку соприкосновения со школами, есть смысл подумать об ещё большей стилистической однородности. Для оговорённого ранее фарса (фьябы) вполне сойдут и корона на голове Артёма Кузина, и блондинистость Марины Климовой. Но, если учесть, что перед спектаклями артисты ТЮЗа проводят уроки в школах, можно было бы рассказать не только о самом спектакле и творчестве Карло Гоцци, но и о традициях. Например, о том, что на Востоке монархи не носили короны. Узнать правителя можно было по другим символам власти. А поскольку драматург намеренно смешал две эпохи, и в пьесе появилась венецианка, можно было бы захватить Тициана и даже моду его времени с показом двух-трёх картин. Имеется ввиду знаменитый «тициановский цвет» волос, разумеется.

Но это детали. В целом и костюмы, и декорации великолепны, и, как и должно быть в хорошей басне, они тоже говорящие. В первом действии на каменных ступенях лежат красивые, сочные фрукты – виноград и яблоки. Во втором, после предательства Тартальи, вместо них - яблоки чёрные. Удачно в спектакле поставлен свет, проработанный Максимом Шлыковым. Здесь техник выступил подлинным художником, высветляя в нужный момент заданных персонажей и даже играя световыми красками.

Но, согласитесь, «чистая театральность» не имела бы смысла без разговора о поднимаемых спектаклем темах. Здесь, наверно, зритель любого возраста сможет найти для себя то, что именно ему будет близко и понятно. Постановка адресована детям старше 10 лет. Им должна прийтись по душе красота спектакля и волшебство, созданное театральными средствами. А после просмотра будет повод поразмышлять о дружбе и предательстве, зависти и благородстве. Для более старших зрителей острее встанут вопросы любовных отношений, важности чистоты души, искренности и доверия. Об этом спектакле можно очень много говорить, но всегда лучше отправиться в театр и увидеть его собственными глазами.

Источник: http://riasar.ru/news/item/40239-v-tyuze-postavili-korolya-olenya

Назад в раздел