Это только для зрителей театр начинается с вешалки



Название издания: Регион 64 № 213
Дата выхода: 21.12.2016
Автор(ы): Владимир Акишин


Директор саратовского академического ТЮЗа имени Киселева Анатолий Барсуков получил в 2016 году наивысший рейтинг в базе кадрового потенциала Министерства культуры Российской Федерации и был приглашен на V Международный Санкт-Петербургский культурный форум, который проходил в начале декабря. В работе форума принимал участие Президент РФ Владимир Путин, а так же еще два наших выдающихся земляка — Олег Табаков и Евгений Мирнов.

Анатолий Юрьевич рассказал нам о своем участии в форуме. Но начал с поездки в Австрию, где чуть раньше проходил стажировку для российских деятелей культуры «Современные методы управления и технологии обучения в сфере культуры».

-  В  Австрию на стажировку я попал по конкурсу. 21 человек представляли, соответственно, 21 регион России. Было огромное количество встреч с государственными деятелями и специалистами — руководителями Венской оперы, Музейного квартала, Венского музея музыки, театрального холдинга в городе Граце. Нам показали, какие формы работы используют австрийские учреждения культуры. Очень неожиданно они трансформируются и видоизменяются: там не стесняются от традиционной деятельности переходить к довольно смелым вариантам. Так, музеи, кроме проведения выставок, накрывают банкеты, устраивают рок-концерты и так далее. То есть у них нет страха новаторства. Задача только одна — привлечь, зацепить, охватить культурой как можно больше людей.

- Что показалось особенно интересным?

- Некоторые учреждения работают исключительно классически, например, Национальная библиотека, потому что у нее гарантированное количество читателей - ученых, всевозможных исследователей, студентов. А вот более современная публичная библиотека в Вене предлагает образовательные программы для мигрантов, которых сейчас в Австрии великое множество. Австрийцам важно, что если уж приехали эти люди в страну, то пусть как можно раньше приобщаться к культурным ценностями и традициями — музыке, литературе, театру. У каждого стола в читальном зале в свободном доступе есть наушники и воспроизводящее устройство для прослушивания любой классический музыки с качественных дисков, кино-видеотеки.

Тоже самое касается и театров. В холдинг города Граца входят и театр для молодого поколения, и крутой оперный театр, и площадки для приема современного арта, андеграунда, субкультур. Для европейцев принципиально всем оказывать внимание. Возможно самое неожиданное сочетание этих явлений, проведение совместных программ представителями разных направлений искусства в театрах, картиных галереях. Допустим, восемь инструментальных трио играют одну и туже музыку в течении вечера в самых неожиданных интерпретациях. Или, как австрийские друзья рассказали, знаменитую американскую скрипачку привозят выступить в клуб для домохозяек, где они вяжут, а исполнительница неожиданно встает и начинает играть, потом еще происходит общение между ними... Это очень интересный опыт. Жаль, что многое пока невозможно перенести на российскую почву.

- Но разве форум в Санкт-Петербурге не поднимал вопросы о более свободной и разнообразной деятельности учреждений культуры в России как раз для привлечения внимания населения? Кстати, на фоне довольно тревожных случаев запрещения спектаклей, концертов. Казалось бы, мы все это уже пережили...

- Да, но Президент Путин в общении на форуме за круглым столом с нашим земляком Евгением Мироновым заявил свою позицию по этой ситуации: надо рассматривать конкретные факты, кто запретил, почему. Не должно быть двоякого проявления: как можно меньше громких провокаций со стороны культуры в нарушение правил общественной морали и так далее, но, с другой стороны, должно быть четкое понимание государством, что культура имеет определенную свободу творчества, свободу выражения.

На все это влияет ситуации с кадрами в культуре. Кто должен сегодня руководить учреждением культуры? Должен ли это быть юрист, экономист, менеджер или человек от искусства? В общем-то, он должен быть универсалом, потому что сфера культуры в современных экономических условиях особенно сложно живет. Невозможно руководителю обойтись только высокими помыслами. Нужно знать, где денег взять на новую постановку, как заработать на текущий ремонт, поездку коллектива на фестиваль и так далее. Надо совершенствовать знания и навыки, как это было в Австрии. Но это должно быть системно. В России немало своего опыта и достижений.

Нам не хватает и той практики, которая есть в Австрии, когда между муниципалитетом и учреждением культуры есть единый договор на пять лет, который включает абсолютно все параметры в части услуг, обязательств сторон, творческих задач, в том числе финансирование. В случае нарушения договора муниципалитетом, руководитель уходит со своего места. Ведь он не в состоянии гарантировать достижение наилучшего результата. Так что ответственность должна быть взаимной. В России иначе, хотя государство сделало первый шаг к тому, чтобы финансирование театров зависело не от сферы расходов, а формировалось за достигнутый результат.

Евгений Миронов еще поднял вопрос о состоянии движения ТЮЗов в России в части финансирования. На них ложится большая воспитательная, социальная нагрузка, как на театры для всей семьи, нагрузка по обслуживанию зрителей, ведь мы работаем в две смены - утром и вечером, даем спектакли каждый день. Фестивалей для драмтеатров гораздо больше, чем для детских, а это важно для творческого развития. На эту реплику Президент отреагировал — дал поручение всесторонне рассмотреть вопрос. Правда, напомню, эти проблемы ТЮЗов я уже озвучивал на прямой линии с Владимиром Владимировичем еще в 2013 году.

- Это, как любят говорить, проблемы системного характера, а что ждет юных зрителей в новогодние праздники в ТЮЗе Киселева?

-Традиционно творческий тандем драматурга Марии Соловьевой и актера, режиссера Артема Кузина вместе с коллективом театра поставили замечательный умный спектакль «Черная курица, или Подземные жители» по литературной сказке Антония Погорельского, ей будет предшествовать увлекательная интермедия у новогодней елки в фойе. Специальные показы для Губернаторской ёлки состоятся утром и днём 28, 29 декабря 2016 года и 2 января 2017 года. Это большая ответственность — принимать у себя детей со всей области. Для многих из них это будет первое знакомство с настоящим театром.

Все желающие саратовцы смогут попасть на новогоднюю программу в ТЮЗ с 25 декабря по 06 января.

Не могу не сказать несколько слов о нашей недавней премьере — спектакле по произведениям Николая Васильевича Гоголя «Майская ночь». Его поставил главный режиссер Красноярского ТЮЗа, обладатель двух «Золотых масок» Роман Феодори и уникальная команда специалистов. Я давно хотел, чтобы у нас был такой спектакль-феерия, в новой стилистике, интерактивный, способный разбудить фантазию ребенка, захватить воображение, увлечь. Да и взрослым есть чему удивляться. Принято на Рождество пересматривать экранизацию «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а мы приглашаем 12 января на «Майскую ночь». Дух захватит от увиденного.

Источник: https://sarnovosti.ru/gazeta.php?ID=59706



Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости