Бесконечный Дзынь



Название издания: http://irin-krainov1.livejournal.com/
Дата выхода: 02.12.2013
Автор(ы): Ирина Крайнова


БЕСКОНЕЧНЫЙ «ДЗЫНЬ», ИЛИ СЛОН В ТРЕУГОЛКЕ
В конце года у нас случился апрель, притом «бесконечный». Девятый раз в Саратове прошла  творческая  театральная лаборатория «Четвертая высота».

«Завтра» отменяется

Автор идеи лаборатории - ее неизменный ведущий, член экспертного совета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», заместитель директора Екатеринбургского тюза Олег Лоевский. Такие лаборатории Лоевский ведет повсеместно, и когда-то она здорово встряхнула сонное царство Саратова острыми пьесами Макдонаха, Сигарева, Пулинович.

Как писал участник одной из наших лабораторий театральный критик и переводчик Павел Руднев, «Саратовский театр юного зрителя снискал славу семейного, «ультра-традиционного» театра. Он был основан в 1919 году как «первый в мире детский театр» и до сих пор составляет весомую часть классической культуры Поволжья – театр, городом любимый, ежедневно аншлаговый уже несколько десятилетий. Современная пьеса же – жанр для традиционного театра «кукушкин», слишком спорный, слишком радикальный». Однако современная пьеса нашла общий язык с нашим с «ультра-традиционным» театром. Театральный народ полюбил лаборатории с ее наскоро испеченными читками-показами, со свободной атмосферой импровизации  и дискуссии. Зрители и сами актеры, очень ждут этих показов, встряхиваются, энергично обсуждают увиденное.

Подзаголовок нынешней лаборатории не оставлял сомнений в намерениях ее устроителей: «Шаг за шагом в будущее». К обсуждению предлагалось шесть современных пьес для подростков российских и зарубежных авторов, не только в форме режиссёрских эскизов, но и в качестве авторских читок, где вместе с артистами участвует драматург. Так, как это было на прошлогоднем фестивале-лаборатории «Четвертая высота. От А до Я: Азбука детского театра».

Мы увидели эскиз  познавательной пьесы французского драматурга Натали Фильон «Дзынь»,услышали три читки, не авторские, а, скорее - застольно-актерские. Это пьеса социальной темы («И наступит завтра»), пьеса-воспоминания («Бесконечный апрель»), пьеса «историко-романическая», поскольку написана она по исторической повести(«Что делал слон, когда пришел Наполеон?». А также -  отсмотрели режиссерские эскизы «Отрочества» Толстого(в сценической адаптации Ярославы Пулинович) и сказки венгра У.Дюла «Все мыши любят сыр».

Пьесы очень разные по своей стилистике. Интересно, что два текста написали наши тюзовские люди: актриса и постановщик Елена Краснова и сотрудник литературной части Анастасия Колесникова. Пьеса Красновой задевает то больное в нашей душе, о чем обычно стараются не говорить: горечь и безнадежность кавказской войны. И ее жертвы - молодые ребята, точнее, обрубки их тел, брошенные умирать в госпиталя.

Наивно переданы автором сцены прошлого счастья - «пробежки» героев между больничных кроватей.  Порой возникают проколы смысловые, они не имеют отношения к видениям медсестрички, где солдат еще цел и здоров. Эпизод с девочкой-террористкой психологически неубедителен. Ноне это важно? В пьесе нет надрыва, просты и понятны истории каждого солдата, четко, хоть и схематично, даны  образы медиков: строгий врач, добрая нянечка, нехорошая медсестра Надя, поманившая калеку  несбыточным счастьем, хорошая медсестра Маша.

«Я не знаю, зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть не дрожавшей рукой»… Если говорить с нынешним зрителем об инвалидах Чечни, то именно так - без истерики.

История была бы совсем простенькой, когда бы не мудрость книги, которую читают герои. Это «Пророк» Халиля Джебрана. Чем глубже печаль проникает в ваше естество, тем большую радость вы можете вместить. Разве чаша, что хранит ваше вино, не была обожжена в печи гончара? И разве лютня, что ласкает ваш дух, не была вырезана из дерева ножом?

Знаю,что и у Леночки Красновой жизнь нелегка. Видно, она сама нашла утешение в словах книги. И  написала такой мужественный текст.

Камешки для императора

В пьесе Насти Колесниковой исторический антураж - изюминка, которая  придает колорит дружбе благовоспитанной английской девочки с бывшим  владыкой мира Наполеоном. Было заявлено ,что пьеса написана по мотивам повести Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров». И я про себя подивилась, как ловко и грациозно проза переделана в драматическое произведение.

Открыла повесть - и изумилась еще больше. На самом деле, дочери английского купца Бетси там уделено всего две страницы. Положив за основу реальную привязанность великого изгнанника  к девочке, автор удачно  развила тему розового платья с оборками (выигранного Наполеоном у Бетси в карты) и остроумно связала ее с темой  побега  узника, планы  которого бесконечно строят бонапартисты. «Трудная» загадка про слона и Наполеона добавила шутливые краски.

Драматург  вольно соединила  двух английских  девочек (русский граф женился потом не на Бетси, а на дочери губернатора острова, да и сладкий пудинг с коричневой коркой – предмет  обожания не Бетси)и показала, как непосредственность ребенка рождает «чувства добрые» в одиноком и гордом императоре. В конце пьесы он увлеченно кидает камешки в воду вместе со своей  поредевшей свитой. Финал  немного «тюзовский», но всем ее ходом оправданный.Хуже было бы, если б автор инсценировки оттолкнулась от иной фразы повести: «Так, дразня четырнадцатилетнюю девочку, колотя ее и утешая дорогими подарками, бывший император проводил с ней целые часы».

Читка была почти мужская – в пьесе  только одна женская роль.. На слух воспринимать «мужской текст» сложновато, особенно младшеклассникам. Давно известно, что женщина - актриса (пусть и средняя) всегда «переиграет» хорошего актера На обсуждении даже говорили, что вторая часть пьесы кажется более монотонной. Мне так не казалось. Вся история невелика по объему, изящна и  стремительна. Только ставить ее надо в виде  читки-показа. И обязательно - «Продолжить работу», по классификации Лоевского.

Обнаружила маленькую неточность: Бастилию народ Франции разрушил еще в 1791 году, а в пьесе  о ней говорится, как о действующей тюрьме.И русский граф   в повести куда моложе, чем в пьесе (взрослые  знают толк в театральных условностях - дети нет). Но это детали.

Белые против серых

На Малой сцене тюза молодой столичный режиссер Наталья Шумилкина представила французскую пьесу «Дзынь». Наш театр только еще начинает осваивать тексты познавательно-притчевого характера. В афише театра - «Росток», лирический  рассказ (а больше - показ) для самых маленьких о живой энергии растений. «Дзынь» – из того же ряда, он знакомит с круговоротом воды в природе.
Режиссер постаралась, насколько это вообще возможно, сделать показ образным и доступным. Есть очень поэтичные моменты («Слышишь, слышишь? Летят капли с крыши. Вот история капли, чистой водицы»). Но текст не везде детям понятный, а кое-где и шероховатый. Или это огрехи перевода? «Слушай, капелька моя, Европу-полиглотку».

Несколько удивил выбор для экспериментальной лаборатории старой, хорошо известной пьесы Урбана Дюла. Жанр ее обозначен в театральной библиотеке как «пьеса для кукольного театра». Кто ж не знает, что «Все мыши любят сыр»? «Это желание театра», - объяснил  руководитель лаборатории. Что ж, при таком голоде на детскую драматургию… А Дюла - это уже классика, и  театральная,  и  мультипликационная.

Веселая и поучительная история о войне Серых и Белых мышей и примиривших их отпрысков (сказочно-ироническая версия «Ромео и Джульетты») поставлена петербурженкой Евгенией Никитиной с выдумкой и размахом. Примитивные куплеты, исполняемые героями пьесы, становятся в спектакле  эстрадными шлягерами. Кот Маг (Ирина Протасова) не только всесильный  чародей, но и поп-дива с микрофоном, являющаяся  на верхотурев разных модных «прикидах».

Остроумно представлено высокомерное семейство белых «очкариков» (Папа и Мама - Артем Кузин и Мария Климова). Хороши серые мыши (превосходна воинственная Мама - Елена Краснова). Но они  пока играют более «бытово»,выступая в иной весовой категории.

Тема любви школьников всегда сложная для разговора. Юмористический и сказочный ракурс позволяют поговорить о любви без пафоса и  без пошлости. Спектакль, лишь пунктирно намеченный, вполне может зажить своей жизнью.

Две пьесы привезла Ярослава Пулинович, екатеринбургская звезда новой драматургии. Настоящий катарсис когда-то вызвала ее «Наташина мечта», представленная на нашей лаборатории  ( сразу вошла в репертуар).Случались у нас читки и других пьес Пулинович. Они всегда становились  событием.

Пьесу «Бесконечный апрель» актеры прочли застольно, и это правильно. Невозможно показать  жизнь нескольких поколений (за сто лет!),  притом, что  пяти персонажей - из семи - уже нет в живых, а действие постоянно смещается в пространстве и времени, чисто актерскими средствами. Тут требуется сложная  постановочная работа ,целая световая палитра, возможно, кинопроекция
Ярославе щедро отпущен талант показывать жизнь человеческого духа в  его разных земных ипостасях. Увлекла она народ и этими пьесами. Жизнь обыкновенного петербургского интеллигента Вени дана в отдельных картинах, но они, как мозаика, складываются в единое целое. Трогательна сценка с блокадным малышом, чудесна сцена в поезде, где домашние яички, которыми попутчица  пытается  накормить соседа, микшируют их внезапную любовную горячку. Светел финал с мамой, одна она по-настоящему любит и жалеет своего несчастного сына. Но - безумие и онкология, не слишком ли много на одного героя?

И язык трех героинь – Бабушки-Мамы-Дочки - вызывает нарекания. Не самой грубостью, а ее психологической неточностью. Вроде, если герой хороший, то он должен абсолютно правильно говорить по-русски, и наоборот. За что полюбил герой Галю Старшую? От ее речей в детстве Веню  коробит. Он же ненавидел эту нахалку, ждал, когда она уйдет. А детские впечатления самые сильные. Потом оказалось… что любил он всю жизнь только ее, она–его.

Галя Младшая - тоже со своим жаргоном и душевным вывихом. Устроить «Сейшн в стиле блокады»… в городе, ее пережившем. Не вся  молодежь говорит у нас «офигеть», и не на каждом шагу.А откуда у мамы, преобразившейся с годами, и у такого интеллигентного папы взялась эта ужасная дочка, с мозгами и сердцем курицы? Сцена с продажей квартиры вообще выбивается из общего сюжета своим неправдоподобным цинизмом. Зло не так примитивно, как кажется. Оговорюсь, что мое мнение чисто субъективное и идет вразрез с восторгами актеров и зрителей на обсуждении после читки.

Мама, зайцы, Масловка

Пьеса "Отрочество" написана по мотивам повести Льва Толстого, пожалуй, лучшей о поре взросления юной души. Поставил ее в режиме читки - показа московский режиссер Алексей Логачев. Прекрасна тихая Мама(Виктория Самохина), обаятельный Руслан Дивлятшин незаменим в роли рефлексирующего подростка. На месте тут и другие актеры - «дети». Отвратителен своими притязаниями «француз» (неожиданная метаморфоза Валерия Емельянова).

А от театра постмодернизма привет – эти  три зайца. Толстые, неуклюжие, точно карапузы, делающие свои первые шаги. Смешные и трогательные - как знак того, что уже не будет у Николеньки ни бездумной детской  любви, ни  самого детства. Все осталось  в Масловке: мама,  природа, безмятежная пора.

Если б степень «детского горя» Николеньки в спектакле была  чуть выше, то примирение сына с отцом в финале вообще стало бы катарсисом. Но новое поколение у нас - самое ироничное. Из опасения  излишних сантиментов и придана действию заячья тройка.

А вот неожиданные «неологизмы» текста удивили: «Нет. Это частная история… Мы  все теперь как будто половинчатые… Нам можно дарить что-нибудь нематериальное… Ностальгию по детству вызовут». Я засомневалась в своих сомнениях – перечитала Толстого. Ну, ладно, это лишь   вольное обращение с языком позапрошлого века. Странны две сцены, придуманные драматургом. Когда отчаявшийся Николенька всем  грозиться (хорошенькой девочке Сонечке - какими-то сплетнями о ее матери!!) и когда он читает Пушкина, а папа дословно пересказывает шутку  нашего времени («В юности в романтическом порыве придумал «Я помню чудное мгновение». А выяснилось, что все тот же Пушкин меня уж опередил!»)

Режиссер все нелепости убрал (надеюсь, не оставит и в окончательном варианте!), многое сократил. Порой напрасно. Теперь не совсем понятно, почему Николенька так взъелся на француза. Не осталось и намека на легкомыслие отца в амурных делах. А это был удар для сына. Жаль и линию Сонечки, она очень важна для Толстого. Не с нее ли начинается будущее противостояние его и Софьи Андревны? (Николенька. Я вдруг почувствовал презрение ко всему женскому полу вообще и  к Сонечке в особенности).

Драматург очень свободно обходится с толстовским сюжетом. На деле Матушка умирает после отъезда Николеньки из имения, простудилась она не на охоте, с любимым учителем Карлом  Ивановичем они распрощались уже в Москве, гувернанка Мими холодна и зла - дети ее не любили и т.п.

Но и в «свободном режиме» толстовский текст работает, задает зрителю свои вопросы. Спектаклю  Логачева-Пулинович тоже поставили оценку в форме пожелания: «Продолжить работу».

«Очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым... А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и  кто виноват в том, что они не осуществились».

Эти вопросы без ответов подходят ко всем пьесам лаборатории, несмотря на их полное  несходство. Будет ли счастлива медсестра Маша со своим безногим-безруким солдатом? Был ли счастлив редактор Веня из уплотненной квартиры? Долго ли продлится безмятежная игра Бетси с необычным узником? Примирятся ли высокомерные белые с навязанным им серым родством? Успеет ли насладиться мгновеньем жизни Капелька?

Лаборатория теми хороша, что предъявляет новый текст, дает для его освоения сжатые сроки  и позволяет актеру порассуждать над ним вместе со зрителем. А еще - вместе с  драматургом и критиком.В работе нашей участвовали Ярослава Пулинович, молодые театральные критики из Санкт-Петербурга Ася Волошина и Павел Алексеев.

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости