И никаких Дуремаров!



Название издания: Саратовская областная газета
Дата выхода: 22.05.2014
Автор(ы): Владимир Акишин


Так кто же они – Буратино и Пиноккио – братья, выструганные из одного бревна, или соперники? Надо разобраться.

Как бы сказал Буратино, расчудесный, имеющий большую историю спектакль «Золотой ключик» хорошо знаком нескольким поколениям зрителей ТЮЗа. Он был поставлен Юрием Петровичем Киселевым в 1971 году очень смело с оригинальной музыкой, восстановлен в 1999‑м. И вот в 2014 году из Италии приезжает Паоло Эмилио Ланди, известный режиссер, и переносит на сцену сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», которую когда-то на свой манер пересказал писатель Алексей Толстой. Истории обеих деревянных кукол схожи, но спектакли совершенно разные. Сравнивать классику ТЮЗа и новое произведение не имеет смысла. Немного о премьере.

Ланди ставит уже шестой спектакль на сцене ТЮЗа, он хорошо понимает природу интереса зрителей к этому театру, которая строится на особом взаимном доверии сцены и зала, выработанном почти за сто лет. Работая больше для взрослых, мастер рискнул обратиться к детской аудитории. Предложил спектакль-игру. Причем детей синьор Ланди берет в оборот с первой минуты представления. Сказка тем интереснее воспринимается ребенком, тем необычнее обстоятельства, в которых она рассказывается. Вот ходят рабочие, ремонтируют что-то на сцене. И вдруг, устав от трудных своих занятий, начинают дурачиться и показывать сказку про выструганного из бревна человечка.

Дети хороши тем, что в отличие от взрослых любую условность принимают за реальность. Сказка на наших глазах материализуется из каких-то палочек, веревочек, кистей, обрывков целлофановой пленки, ведер из-под краски. Малыши ошеломлены, их всем залом записывают в артисты: предлагают изобразить лес, море, чаек. Пиноккио (чудесная работа артистки Ирины Протасовой) бегает вдоль рядов и здоровается с малышами как со старыми друзьями. Отчего особенно хочется ему сопереживать, участвовать в его судьбе. Потому так шумно, эмоционально они реагируют на все перипетии спектакля.

Ланди говорит: тихо в зале быть не должно. Чем больше шума, тем активнее взаимодействие со сценой, тем понятнее актерам, волнует ли их игра зрителей.

В спектакле все идет кувырком – Алексей Чернышев играет практически одномоментно Сверчка, Кукловода, Школьника, зловещего Возницу, Четвертую часть кита, старого веселого Молочника и Добрую фею; заслуженный артист РФ Валерий Емельянов – это и папа Пиноккио – Джепетто, и Булочница, Белый Голубь, Осел и еще одна Четверть кита. Елена Краснова – Очень занудный сосед, Кот, Грабитель, Жена моряка, Добросердечная рыба, и, конечно, Четверть кита и Половина коровы. Артем Кузин выдает образы Дамы на балконе, Лиса, Грабителя, Двери и, уф, еще четвертинки кита. В среднем каждый артист играет 12–14 ролей. Перечисляем некоторые из них только для того, чтобы было понятно: этот спектакль – игра (не в смысле работа) и для артистов.

Кстати, отдуваться приходится и взрослым зрителям. В спектакле есть одна сцена, где требуется недюжинная физическая сила, из зала выходят волонтеры и (о, ужас!) превращаются в осликов, жующих настоящую морковку. На премьере жребий быть осликом достался директору цирка имени братьев Никитиных – Ивану Кузьмину. С ролью Иван Георгиевич справился блестяще, даже реквизит – морковку – не вернул, дожевал до конца. И тут же получил приглашение от Алексея Чернышева поработать в ТЮЗе, где всегда нужны клоуны. Это уже вышла полная импровизация.

И все же Пиноккио – это не карикатура на Буратино, а очень своеобразный герой. Он всеми силами стремится стать настоящим мальчиком. Переживает всю гамму чувств, свойственных детям: обиду, радость и восторг, удивление и даже самое страшное – ужас от исчезновения папы Джепетто. Главное испытание – в чреве Кита, спасение тонущего в океане Джепетто и превращает деревянную куклу в мальчика из плоти и крови.

Конечно, этот спектакль не так прост. Паоло Эмилио Ланди и вся его международная постановочная группа – художник-постановщик Санти Миньеко, его ассистент Сильвия Тальяферри (Италия), художник по свету Гидал Шугаев (Санкт-Петербург), пластика Алексей Кривега (Саратов) – тонко и ненавязчиво настраивают программу взаимодействия взрослых и детей в семье. Старый прием через сказку представить ребенку окружающий мир во всем его многоцветье срабатывает.

Да, упущение, что у Карло Коллоди нет Дуремара, наверное, самого мерзкого персонажа детских книжек. Если соскучимся по ловцу пиявок, отправимся на спектакль «Золотой ключик», где он бродит со своим сачком.

Владимир АКИШИН


Назад в раздел

Новости

15.02.2018 ТЮЗ Киселёва на областном фестивале «Золотой Арлекин»

В театральной жизни нашего региона сейчас очень волнительное время — идёт просмотр конкурсных спектаклей,...


14.02.2018 14 февраля - день рождения Ю.П. Киселёва!

14-го февраля - день рождения Юрия Петровича Киселёва (1914-1996), лауреата Государственной премии РСФСР...


07.02.2018 ТЮЗ бьет рекорды!

В понедельник 5 февраля мы открыли продажи билетов на спектакли в марте и спешим поделиться радостью...


05.02.2018 Премьера в марте! Дипломный спектакль «Любовь и деньги» по комедиям Александра Островского.

Свою вторую дипломную работу «Любовь и деньги» по пьесам классика русской литературы и театра Александра...


Все новости