Наследие мастера. Опыт учеников.



Название издания: Сайт Международной ассоциации театров для детей и юношества (АССИТЕЖ)
Дата выхода: 03.08.2015 17:58:00
Автор(ы): Анастасия Колесникова


Оригинал статьи на английском языке:
http://www.assitej-international.org/2015/07/masters-legacy-disciples-experience/

Юрий Петрович Киселёв — режиссёр, актёр, лауреат всевозможных российских и международных премий, был среди тех, кто 50 лет назад работал над воплощением в жизнь идей и принципов АССИТЕЖ (Международной ассоциации театров для детей и юношества). В разные годы Юрий Петрович Киселёв был в руководстве правления Всероссийского театрального общества и Советского центра АССИТЕЖ, принимал участие в организации театров для детей на Кубе, в Америке, во Франции, Югославии, Чехословакии, ГДР, Испании. В России его помнят прежде всего, как руководителя старейшего в мире профессионального театра для детей, который открылся 4 октября 1918 года в Саратове. Он возглавлял театр в период с 1943 года до своей смерти в 1996 году, сегодня Саратовский академический театр юного зрителя носит имя Ю.П. Киселёва.

До своего приезда в Саратов Ю.П. Киселев был актёром в Московском студенческом театре, Ворошиловградском и Горьковском ТЮЗах, как режиссёр и актёр работал в Кировском облдрамтеатре и несколько лет возглавлял Калининский театр юного зрителя.  Он окончил Школу при Камерном театре А.Я. Таирова (1931-1935 гг.), известного как один из самых необычных и оригинальных режиссёров в истории русского театра. Позднее Юрий Петрович Киселёв занимался в творческой режиссерской лаборатории народной артистки РСФСР, профессора М.И. Кнебель (1963 – 1985 гг.). На протяжении всей своей жизни Юрий Киселев оставался первооткрывателем, который, сохраняя верность традициям русского психологического театра, всегда находил возможности для расширения, углубления и открытия новых талантов и способностей в артистах для того, чтобы делать одновременно инновационные и опирающиеся на опыт предшественников спектакли для детей и юношества.

Юрий Петрович Киселёв приехал в Саратов в годы Великой Отечественной войны, перед его приездом детский театр в городе был закрыт, так как в первые годы войны сюда был эвакуирован Московский художественный театр. Первые успехи обновленного Саратовского ТЮЗа во главе с Ю.П. Кисёлевым не заставили себя ждать. Вскоре после приезда Ю.П. Киселева, Саратовский ТЮЗ стал одним из лучших детских театров страны.

В 1978 г. состоялась премьера знаменитого спектакля Ю.П. Киселёва «Колбаска, Боцман и другие» (по А. Линдгрен, инсценировка Л. Закошанской), который открыл феномен Саратовского детского театра международному зрителю. В 1979 г. Саратовский ТЮЗ с этим спектаклем принял участие в Международном фестивале АССИТЕЖ во Франции (г. Лион).

Под руководством Юрия Петровича Киселёва были сформулированы основные эстетические принципы, которым Саратовский театр юного зрителя следует и по сей день: это концепция театра особого назначения, истинно семейного театра, исповедующего идеи милосердия и человеческого достоинства, где спектакли вместе с детьми традиционно смотрят их родители и воспитатели.  Девизом театра стала его фраза: «В добром и радостном общении с вами, юные и повзрослевшие наши зрители, Саратовский ТЮЗ видит самое главное свое предназначение».

С первых лет работы в Саратове Юрий Петрович вёл педагогическую работу, в 1944 г. была открыта студия при Саратовском ТЮЗе, позже Киселёв преподавал и в Саратовском театральном училище. Он учил молодых актёров и главной сферой его интересов всегда оставался театра для детей и молодежи, но его ученики добились успеха в различных театральных профессиях и сферах, при этом все они продолжали считать Юрия Петровича Киселёва Мастером, который направил их в профессии.

Прямым последователем Юрия Петровича Киселёва, который продолжил работу своего учителя в Саратовском ТЮЗе стал народный артист России Юрий Петрович Ошеров. В 1995 г. по инициативе Ю.П. Киселева Ю.П. Ошеров был назначен главным режиссером ТЮЗа, а с 2007 г. Ю.П. Ошеров становится художественным руководителем театра. Юрий Петрович Ошеров делал свои первые шаги как театральный режиссёр под руководством Ю.П. Киселева. Сегодня уже студенты Юрия Петровича Ошерова продолжают дело общего Мастера. Ещё один выдающийся ученик Ю.П. Киселева, народный артист России Григорий Семенович Цинман также посвятил свою жизнь Саратовскому ТЮЗУ; он сыграл более сотни ролей на сцене этого театра и поставил несколько спектаклей, как режиссёр, с 2007 года до своей смерти в 2009 году он был главным режиссёром театра.

Среди учеников Юрия Петровича Киселёва такие выдающиеся актёры, ставшие настоящими легендами российского театра, как  Валентина Ермакова, Зоя Спирина, Тамара Джураева, Олег Балакин, Александр Митясов и многие другие. Сегодня многие театры по всей России гордятся тем, что у них работают его ученики — народный артист РФ Владимир Краснов в МХТ, народный артист РФ Валерий Никитин в Драматическом театре Нижнего Новгорода, народный артист РФ Валерий Ломако в Курском драматическом театре.

Юрий Петрович Киселёв воспитал также целую плеяду талантливых актрис редкого и очень ценного театрального амплуа «травести». Среди них народная артистка РФ Светлана Лаврентьева, Людмила Щербакова, Лидия Гусева, заслуженный работник культуры РФ Людмила Шишкина и многие другие. Они известны целым поколениям зрителей, которые росли и взрослели вместе с персонажами этих актрис на сцене через все приключения, ошибки и важные жизненные уроки, которые выпадали на их долю.

И в студии при Саратовском ТЮЗе, и в Театральном училище г. Саратова Юрий Петрович Киселёв воспитывал прежде всего артистов, но тем не менее многие из его учеников позднее стали известными театральными режиссерами, а их первые шаги в профессии были подержаны Ю.П. Киселёвым. После нескольких лет работы в Саратовском ТЮЗе, ученик Ю.П. Киселёва заслуженный артист РФ Игорь Яцко поступил на курс Анатолия Васильева в ГИТИСе и сейчас возглавляет театр Васильева в Москве – «Школу драматического искусства». Ещё один ученик Ю.П. Киселёва, Иван Верховых, создал в Саратове собственный театр – «Академию театральных художеств» (АТХ), который очень скоро стал одним из самых интересных и необычных театров города. Он открылся как независимый театр, но вскоре получил официальный статус и поддержку городской администрации. Спектакли АТХ с успехом гастролировали по России и за рубежом. Сегодня Иван Верховых работает в Театре «Мастерская П.Н. Фоменко».

14 февраля 2014 года Саратовский академический театр юного зрителя отметил 100-летие со дня рождения Юрия Петровича Киселёва. В этот день его ученики со всей России собрались, чтобы почтить память своего учителя. Театр объявил о старте нового проекта «Наследие Мастера. Опыт учеников», в рамках которого на сцене Саратовского ТЮЗа играются спектакли учеников Ю.П. Киселёва. Год спустя в 2015 году состоялась премьера спектакля «Приключения Солнышкина» в постановке ещё одного выдающегося ученика Ю.П. Киселёва, заслуженного артиста РФ Сергея Пускепалиса. Эта постановка основана на повести В.Т. Коржикова «Веселое мореплавание Солнышкина» о мальчишке, который мечтает стать моряком. Инсценировку повести написал известный российский драматург, уроженец Саратова Алексей Слаповский. Спектакль «Приключения Солнышкина» продолжает традиции классических постановок Юрия Петровича Киселева, таких, как знаменитая «Колбаска, боцман и другие». Этот спектакль, по признанию самого режиссёра Сергея Пускепалиса, сыграл ключевую роль в его решении связать свою жизнь с театром. Сергей Витауто Пускепалис начинал свою театральную карьеру как актер Саратовского ТЮЗа после выпуска с курса Ю.П. Киселёва. Затем уехал в Москву, поступил на режиссёрский курс П.Н. Фоменко в РАТИ-ГИТИС. Сейчас он известен как режиссёр-постановщик спектаклей во многих театрах России, включая МХТ им. А.П. Чехова, а также как киноактёр, обладатель «Серебряного медведя» конкурсной программы Берлинского кинофестиваля.  Проект «Наследие Мастера. Опыт учеников» дал Сергею Пускепалису возможность вернуться к истокам и открыл новую веху в истории Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева, в которой ученики Юрия Петровича воплощают в жизнь идеалы своего учителя о роли детского театра в воспитании человечности и сострадания в своём зрителе.


Назад в раздел