Дело Мастера: памяти Юрия Петровича Ошерова



Название издания: Театральный вестник
Дата выхода: 01.11.2019
Автор(ы): Анастасия Колесникова


Саратовский театр юного зрителя им. Ю.П. Киселёва в конце театрального сезона потерял своего многолетнего художественного лидера и ведущего артиста — Юрия Петровича Ошерова. Его не стало на 77-м году жизни в результате трагического несчастного случая. Эта утрата стала большим ударом для театрального Саратова — Юрия Петровича очень любили в городе, спектакли с его участием собирали аншлаги: зритель «шёл на него». Как художественный руководитель он был лицом Саратовского ТЮЗа, имел большой авторитет в обществе, принимал участие в формировании повестки всей культурной политики региона.

Артистом Юрий Петрович Ошеров был уникальным, природный дар, невероятная энергичность и обаяние в сочетании со «старой школой» сделали из него мастера удивительно широкого диапазона. Благодаря уникальным природным данным он начинал свою карьеру как травести (Коля Красоткин в «Мальчиках» В.Розова по Ф.М. Достоевскому, Федор в «Сказе о времени далеком и близком» Г.Акулова), но без всяких сложностей совершил переход к возрастному классическому психологическому репертуару (Трусоцкий в «Вечном муже» по Достоевскому, Кнут Брувик в «Строителе Сольнесе» Ибсена). Саратовские зрители обожали его и как блестящего комедийного, характерного актёра, который мастерски играл и в классической комедии по русской (Артамон Власич в «Привет Вам, господа!», Князь в «Дядюшкином сне») и зарубежной классике (Арган в «Мнимом больном» Мольера), и в комедии дель арте (Панталоне в «Любви к трём апельсинам» Гоцци и «Слуге двух господ» Гольдони), и в современной драматургии. Отдельной страницей в его актёрской карьере стали работы в дуэте с его супругой актрисой театра народной артисткой Светланой Лаврентьевой. Они вместе поступили в 1963 году в студию при Саратовском ТЮЗе, играли вместе легендарный для театра спектакль «Эй, ты, здравствуй!» по пьесе Г. Мамлина и с тех пор не расставались на сцене и в жизни. В недавнем репертуаре театра их можно было увидеть вместе в «Гальере» по «Полковнику никто не пишет» Маркеса (постановка Анатолия Праудина), «Старосветской любви» по «Старосветским помещикам» Гоголя (постановка Александра Петрова), «Капитанской дочке» Пушкина (постановка Адольфа Шапиро).  Зритель буквально ломился на «Дорогую Памелу» Джона Патрика с дуэтом Ошерова и Лаврентьевой в главных ролях. Юрий Ошеров снимался и в кино, но по сути своей был истинным актёром театра. Актёром, память о котором живёт по-настоящему только в сердцах зрителя, о котором в городе будут рассказывать друг другу истории ещё и через двадцать, и тридцать лет.

На сказках, которые в своем театре ставил Юрий Петрович как режиссёр, выросли без преувеличения сотни тысяч саратовских зрителей. В его творческом портфеле была вся классика мировой детской литературы — Экзюпери, Андерсен, Гауф, Пройслер, любимые пьесы советских драматургов и авторов — Шварца, Носова, Сотника, Мамлина и многих других. Работал он и с современной драматургией, ставил пьесы Виктора Ольшанского, Надежды Колтышевой. В этом году готовил новую сказку, которую заканчивать в театре теперь будут без него — по роману Феликса Зальтена «Бемби».

Юрий Петрович Ошеров был в самом хорошем смысле популярным, любимым, успешным артистом и режиссёром. Но его жизнь и творчество много шире этих критериев успеха или многочисленных званий, премий и государственных наград.

Весной 2019 года Юрию Петровичу Ошерову был присужден приз в почетной номинации национальной театральной премии «Арлекин», и формулировка этой ставшей для него, к сожалению, последней награды — «За великое служение театру для детей» наиболее точно описывает творческое кредо Юрия Ошерова. С его уходом завершился огромный этап в жизни Саратовского ТЮЗа — этап, связанный с именем Юрия Петровича Киселёва, прямым учеником, последователем и приемником которого был Юрий Петрович Ошеров.

Юрий Ошеров принял руководство театром и должность главного режиссёра из рук своего Юрия Петровича Киселёва, своего «Мастера» в 1995 году. Уже через год Мастера не стало, вскоре Саратовскому ТЮЗу было присвоено имя Юрия Петровича Киселёва, а его ученик и тёзка Юрий Петрович Ошеров посвятил себя воплощению в жизнь тех идеалов, которые оставил ему и театру Мастер. С 2007 года он делал это уже в должности художественного руководителя театра.

Юрий Петрович Киселёв оставил после себя много учеников, это целая плеяда прекрасных артистов, слава которых вышла далеко за пределы Саратова — среди них Владимир Краснов, Сергей Пускепалис, Игорь Яцко, Иван Верховых, и целая плеяда уникальных актрис-травести, которыми славится Саратовский ТЮЗ. Но Юрий Петрович Ошеров был учеником особенным, он перенял от Мастера, прежде всего, выработанную им систему эстетических воззрений на театральное искусство для детей, которую пронёс через всю свою жизнь, воплощал в каждой своей работе.

Важнейшим положением этой системы была неколебимая вера в гуманистическое начало театра, способность искусства влиять на душу зрителя, и особенно, юного зрителя. Для Ошерова театр был «тренажером для души», а одной из самых эффективных «тренировок» он считал слёзы сочувствия и сострадания героям. Вслед за героиней пьесы «С вечера до полудня» Виктора Розова, любимого драматурга Мастера, Ошеров любил повторять формулу «Кто давно не плакал – чёрств, холоден и опасен. <…> А поплачет – соль вытечет, и душа мягкая, способная к движению».

Силу эмоционального воздействия спектакля на ребенка Юрий Петрович Ошеров часто сравнивал с лекарством, следуя в этом мысли сразу двух учителей — своего Мастера Юрия Киселёва и Антона Чехова. Киселёв любил приводить в пример мысль Чехова о том, что нет специальных детских лекарств — все лекарства одинаковые, разные только дозы — и доза, которая взрослого оздоровит, ребенка может убить. Эффективность самого лекарства никогда не ставилась Юрием Петровичем Ошеровым под сомнение, для него это была аксиома.
Из этой формулы выводился ещё один важный принцип — в театре для детей запретных тем нет. С детьми можно говорить о самых страшных сторонах жизни — смерти, предательстве, насилии. Но делать это нужно с осторожностью, тщательно отмеряя позволенную для возраста «дозу» погружения в проблему. Юрий Петрович Ошеров не просто верил в это, каждый его спектакль доказывал это на практике.

Примером может служить одна из самых пронзительных режиссёрских работ Юрия Петровича Ошерова — постановка пьесы Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» (1990), с успехом сыгранная в Варшаве на фестивале имени Я. Корчака и ставшая легендой в своём городе. Зрители, видевшие её подростками, сегодня нередко пишут в театр с просьбой вернуть спектакль в репертуар — многие говорят о потрясении, которое испытали от этой постановки. Упорная борьба Энн Салливан за пробуждение души и разума слепоглухонемой Хелен Келлер в каком-то смысле может быть символом борьбы Юрия Петровича за своего зрителя и веры в возможность его чудесного преображения силами театра.

Во многих своих режиссерских работах Юрий Петрович Ошеров находился в прямом диалоге со своим Учителем — в последнее девятилетие он дважды обращался к этапным для театра текстам, которые ставил Киселёв в 1970-е годы. Это розовские «Мальчики» по «Братьям Карамазова» Достоевского и фонвизинский «Недоросль» в версии Юлия Кима и Леонида Эйдлина. В этих двух постановках Ю.П. Киселёва молодой Юрий Ошеров был занят, как артист, но своих режиссёрских интерпретациях не ставил задачи «возвращения к истокам».  Напротив, он постарался максимально проблематизировать материал для нашего времени, показав не столько наличие вечно актуальных тем в творчестве классиков, сколько трагическую отдаленность современности от духовных традиций прошлого. Юрий Петрович Ошеров болезненно отзывался на нравственные катастрофы постоянно изменяющегося мира за пределами театра, не боялся в своих спектаклях говорить и  жажде наживы, упоении властью, унижении, обольщении. В любой своей работе — актёрской или режиссёрской — он искал, прежде всего, проблематику и конфликт, и уже после театральный приём и форму, вырастающие из них. Спектакли Юрия Ошерова были непременно посланием зрителю — и он в буквальном смысле воспламенялся от энергии рвущегося наружу высказывания, невозможности молчать о том, что тревожит его сегодня.  
За спектакль «Мальчики» Юрий Петрович Ошеров получил награду областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» в номинации «Лучшая режиссёрская работа», но этому спектаклю суждено было сыграть ещё одну судьбоносную роль в его жизни. 2 октября 2012 года во время показа спектакля «Мальчики» в здании Саратовского ТЮЗа на улице Вольской произошёл пожар. Коллектив театра не оказался на улице, продолжил работу в новом здании — возведенном буквально в квартале от исторического ТЮЗа после 30-летнего строительства, закончившегося окончательно только за несколько месяцев до того самого пожара. Строительство этого здания была задумано ещё при Киселёве, и Юрий Ошеров десятилетия следил за его завершением, болел за него душой — это тоже было Делом Мастера, доставшимся ему по наследству. После пожара, ставшего большим ударом для труппы, Юрий Петрович старался, чтобы едва полученная театром сцена нового здания театра стала живой — над первыми постановками по его приглашению здесь с труппой работали настоящие мастера Адольф Шапиро, Михаил Бычков, Анатолий Праудин.

Но ещё больше Юрий Петрович сделал, чтобы в этих стенах зажила память о той традиции, из которой родился «бренд» ТЮЗ Киселева — в огромном фойе Большой сцены появился замечательный и постоянно разрастающийся театральный музей, в котором важное место занимает именно память о людях, создававших традиции театра. Затем площадь перед театром получила имя Киселёва, а совсем недавно — в октябре 2018 года к 100-летию Саратовского ТЮЗа, Юрий Ошеров добился исполнения ещё одной своей мечты — на площади перед новым театром появился памятник Мастеру работы саратовского скульптора Николая Бунина. В основе скульптурной композиции «приглашение в театр», где Юрий Петрович Киселёв в сопровождении Буратино приоткрывает занавес театра для нового зрителя, лежит идея, предложенная самим Юрием Ошеровым. В новый театр пришла не просто творческая жизнь — сюда пришла история Саратовского ТЮЗа, без которой Юрий Петрович себя и театр не мыслил.

Старое здание театра восстановили и открыли там детское театрально-концертное учреждение, но Юрий Петрович Ошеров не переставал чувствовать свою ответственность перед Мастером за эти стены. Он любил говорить о том, что при пожаре совсем не пострадало единственное помещение, не тронутое даже водой — кабинет Юрия Петровича Киселёва. Саратовский ТЮЗ и лично Юрий Петрович активно участвовали в восстановлении уже не своей площадки, и спустя два года после окончания реконструкции, здание по решению губернатора Саратовской области вернули Саратовскому ТЮЗу (приурочив это к 100-летию театра), а детское учреждение преобразовали в студию при театре.
Преданность традициям не мешала Юрию Петровичу Ошерову оставаться открытым для нового — в театре под его руководством постоянно проходили эксперименты. Вместе с директором Валерием Райковым он приглашал в Саратов звезд мирового театра — Ли Бруера, Маттиаса Лангхоффа, Жан-Клода Фаля, Уолтера Шоена, Паоло Ланди и других иностранных режиссёров. Вместе с Олегом Лоевским больше десяти лет назад затеял одну из старейших лабораторий в стране — «Четвертую высоту», которая стала неотъемлемой частью жизни театра и открыла саратовскому зрителю имена ведущих драматургов современности. После двадцати четырех лет во главе театра Юрий Ошеров оставил Саратовский ТЮЗ одним из ведущих детских театров в стране, у него сильная труппа и богатый репертуар.

Юрий Петрович Ошеров научил свой театр уважать и помнить прошлое, не быть «Иванами, не помнящими родства», а всё же не воспитал прямого наследника, каким сам был для Мастера. В театре остался новый молодой главный режиссёр, выпускник гитисовской мастерской Е. Каменьковича и Д. Крымова Алексей Логачёв, приглашенный в театр Юрием Ошеровым и директором Анатолием Барсуковым в 2015 году. Алексей Логачёв, пришедший из другой школы и традиции, услышал в киселёвском учении о театре созвучную своему мироощущению тему — «вступление молодого человека в жизнь», объявил «курс на классику», всегда обширно представленную в репертуаре Саратовского ТЮЗа. Это даёт надежду на то, что существовавшие в театре традиции продолжат жить, как продолжит театр хранить память о блестящем актёре, режиссёре, подвижнике и идеологе тюзовского движения  Юрии Петровиче Ошерове.  

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости