22 декабря 2017 года на Большой сцене Саратовского ТЮЗа состоялась премьера спектакля по культовому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Постановку представил главный режиссёр театра Алексей Логачёв. Вместе с ним над премьерой работали приглашенные специалисты из Москвы — художник Мария Утробина, уже знакомая зрителям по детскому спектаклю «Последний папа», и художник по свету Тарас Михалевский, для которого это уже третий опыт сотрудничества с ТЮЗом Киселёва (в прошлом сезоне он работал над «Последним папой» и «Майской ночью»). В создании спектакля также принимали участие ассистент художника по свету Максим Шлыков, хормейстер Надежда Голубева и начальник радиоцеха театра Александр Экгарт, который помог режиссеру в выборе музыкального оформления.
«Двенадцать стульев» — это первое произведение, написанное творческим дуэтом Ильи Ильфа и Евгения Петрова в 1927 году. В своей шутливой автобиографии писатели рассказывают, что появление романа — это прямое следствие воссоединения двух половинок одного целого, предначертанного самой судьбой: «В первый раз автор родился под видом Ильи Ильфа, а во второй раз — Евгения Петрова. Оба эти события произошли в городе Одессе. Таким образом, уже с младенческого возраста автор начал вести двойную жизнь». В роли «судьбы», создавшей, наверное, самый известный творческий тандем в советской литературе выступил брат Евгения Петрова писатель Валентин Катаев. Именно он предложил начинающим авторам «открыть мастерскую советского романа» и написать авантюрный роман о деньгах, спрятанных в стульях, себе отводя роль мэтра, «Дюма-отца», а Ильфу и Петрову — «литературных негров». Сегодня результаты этой необычной затеи и последовавших 10 лет совместной работы занимают увесистый пятитомник, а первый роман «Двенадцать стульев» давным-давно стал важнейшим достоянием российской культуры и разошёлся на цитаты.
Спектакль Алексея Логачёва стал первым опытом воплощения романа «Двенадцать стульев» на саратовской сцене. Как и в предыдущей своей работе над прозой, спектакле «Милый Сашенька» по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история», Алексей Логачёв сам написал сценическую композицию на основе романа и вывел на сцену двух персонажей-рассказчиков. Таким образом, процесс написания «Двенадцати стульев» и его создатели Ильф и Петров стали полноправными участниками спектакля.
Последующие поколения критиков будут отмечать в романе чеховские, толстовские, гоголевские мотивы, назовут «Двенадцать стульев» новой «энциклопедией русской жизни», дающей широкую панораму жизни страны в 1920-1930-х годах, а многократные экранизации сделают книгу по-настоящему народным достоянием. Спектакль Саратовского ТЮЗа — это попытка посмотреть на «Двенадцать стульев», минуя почти вековую историю ошеломительного читательского успеха. Попытка показать культовое произведение в процессе его создания — как авантюрный эксперимент двух молодых авторов, затеянный из чистого литературного азарта, как необычное приключение. Эксперимент, итог которого ещё не определен, как не известен в начале пути финал затеянного Великим Комбинатором предприятия по поиску спрятанных в стуле драгоценностей.
В спектакле занята практически вся труппа Саратовского ТЮЗа. На постановку спектакля «Двенадцать стульев» театру выделен грант Министерства культуры Российской Федерации по программе поддержки молодой режиссуры в 2017 году.