Молодильные яблоки



Название издания: Саратов – столица Поволжья
Дата выхода: 23.04.2009
Автор(ы): Ольга Харитонова


В академическом тюзе Киселёва состоялась премьера спектакля «Наливные яблоки» по комедии Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше».
Режиссёр – постановщик Александр Соловьёв. Художник Ульяна Рябова. Музыкальное оформление Сергея Ткачёва. Хормейстер Надежда Голубева. Концертмейстер Андрей Виниченко.
Роли исполняют заслуженные артисты России Тамара Лыкова, Валентина Строганова, Григорий Цинман, артисты Любовь Кочнева, Артём Кузин, Владимир Конев, Елена Левченко, Марина Полозова, Алексей Ротачков, Евгения Смирнова, Алексей Чернышов, Виктория Шанина.
Десять лет назад, когда театр нового времени переживал, возможно, самый тяжёлый и мрачный период, когда растерянность его перед лицом враз сокрушённой эпохи достигла степеней предельных, когда в собственном бессилии признавались даже самые талантливые и отважные, а молчание остальных нависло тучей над оскудевшим театральным пространством, Пётр Наумович Фоменко поставил в буфете Вахтанговского  театра пьесу Александра Николаевича Островского «Без вины виноватые». Чем вывел из состояния близкого к коме всё театральное сообщество. Никакого тут преувеличения нет. Так много было обнаружено режиссёром в старой, заигранной до дыр мелодраме любви и жажды жизни, так умно и свободно рассказал он о людях сцены, что морок межвременья словно отступил. В сердцах театралов властно колыхнулось усыплённое чувство собственного достоинства.
Островский, явившись однажды, навсегда остался палочкой – выручалочкой русского театра. Его навеки аккуратно и внятно прописанной и правильно пропитанной лакмусовой бумажечкой. Кладом, каждый находил то, что искал. Одной на всех поздней любовью (его редко любят смолоду), в которой , случались времена, признаваться было почти неприлично. Или непрестижно. Но спесь иных театралов вмиг исчезала, когда к их натешившимся вволю в параллельных мирах душам подкатывала надобность в опоре. В разумном, добром, вечном. Или когда мечталось снова пожить в театральное удовольствие.
Именно удовольствие переполняет артистов, собранных Александром Соловьёвым в свой спектакль. Они сами как наливные яблоки – крепкие, спелые, сочные, глядящие на едоков театрального представления весело, азартно заманивая предчувствием вкусного похрумкивания. Дождавшиеся своего в пору наступившего часа. Не до сроку или после упавшие, а снятые вовремя внимательной опытной рукой. Такое впечатление, Александр Яковлевич Соловьёв, совсем недавно получивший звание народного артиста России, сочинял спектакль в предвкушении счастливого события. Во всяком случае приподнятое настроение, отличающее новую постановку тюза, не исчерпывается привычным премьерным волнением – оно шире, больше, значительнее. Потому возникающие в продолжение сценических диалогов русские романсы, даже порою при несовершенстве исполнения, звучат органично и заразительно. В России поют всякий раз как получится. Но обязательно от полноты чувств.
Выбор режиссёра позволил хорошим характерным актрисам тюза получить хорошие роли, а замысел лёг на душу, кажется, всем участникам «Наливных яблок». Он простодушен и бесхитростен. Его не хочется судить, с ним не хочется спорить. Зачем, в самом деле, хмуря бровь, рядить, что важнее, правда или счастье, когда одно – хорошо, а другое ещё лучше. Если выпала на долю пора, когда всё получается, и судьба улыбается вам, проживите её со смиренной радостью, подставьте дарам её плетёную корзиночку, наварите янтарного яблочного варенья, позовите соседей, налейте чайку покрепче да послаще, подуйте на ложечку, чтобы не обжечься, глотните первой пушистой пеночки – хорошо. Никто ни на кого не в обиде. Суровость Мавры Тарасовны – это ведь так, до времени, пока любовью её не отогрели. А появился Сила Ерофеич (об этой работе Григория Цинмана стоит написать отдельно) , глянул лукаво, по – юношески, словно отведала Мавра весёлого молодильного яблочка.
Женщины в спектакле тюза вообще молоды вне зависимости от возраста и мягки вне зависимости от обстоятельств. Добры непритворно. Жизнерадостны неподдельно. А если яблоневые листья и изъедены в их садах неугомонными червяками, то только для того, чтобы в лунном свете напоминать нам резвые и резные крылья бабочек. Тёплый, добрый и трогательный получился в тюзе Островский. Был ли он таким? Каждый волен ответить по – своему. Многообразие и многосложность великого автора, быть может, только проявляет наше истинное существо.


Назад в раздел