«Лучше быть нужным, чем свободным»



Название издания: «Рампа»
Дата выхода: 08.12.2004
Автор(ы): Татьяна Шишкова


     Зачем люди ходят в театр? Одни – чтобы насладиться высоким искусством; другие – чтобы развлечься; третьи – чтобы себя показать и повидаться со знакомыми; четвертые.… Впрочем, итак ясно, что вкусы у людей разные, как и поводы для похода в театр. Как связать все эти разнородные интересы и сделать зал сообща сочувствующим и сопереживающим? Захватить его животрепещущей темой, глубокой игрой актеров, впечатляющим антуражем действия? Сделать зрителей своими единомышленниками, сопричастными сиюминутности происходящих событий?..
     Два года назад Паоло Эмилио Ланди поставил в Саратовском академическом ТЮЗе спектакль «Брак по-итальянски» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». Когда-то эта пьеса была определена в нашем искусствоведении как социальная комедия, видимо, из-за значительных различий в происхождении героев. Сегодня эта история воспринимается скорее как ироничная мелодрама. Но не в жанре дело. Дело в том, что спектакль этот понравился и зрителю, и критике. Зрителю – безыскусностью истории и ее счастливым концом, а критике – высоким уровнем актерской игры и четкой сценической выстроенностью спектакля. Задаваясь вопросом: «Современна ли тема комедии Э. де Филиппо?» (который сам бы незаконнорожденным ребенком, и тема эта имела для него особе значение), мы, безусловно, ответим утвердительно, поскольку, во-первых, проблемы материнской любви вечна, а во-вторых, нашему зрителю явно не хватает впечатлений героических, но при этом не тенденциозных и не кровавых.
     Однако не слишком ли громко сказано о продажной женщине, весь героизм которой состоит в том, что она заботится о будущем своих детей? Нет, не громко, если учесть нынешнее количество беспризорных детей, брошенных на произвол судьбы. Как-то так получилось, что семейные ценности для наших современников – одна из самых нерешенных и животрепещущих проблем. (Собственно, нас еще предстоит разобраться с этими ценностями поподробнее.) И ансамбль актеров, разыгрывающий перед нами комедию из итальянской жизни, поднимает проблему не далекой Италии 50-х годов прошлого века, а вполне современную для России.
     Три возраста актеров ТЮЗа представлены в актерском ансамбле «Брака по-итальянски»; их игра осмысленна, тонка, иронична; мизансцены замечательно выстроены и прекрасно работают на создание необходимой атмосферы. Главная героиня постановки Филумены Мартурано в исполнении Елены Вовненко наивна и напориста, простодушна и изворотлива, терпелива и целенаправленна. Сила ее чувства к детям, которых она может видеть только издали, не признаваясь в своем материнстве, помогает ей внутренне преодолеть ложность положения в обществе и жизненные невзгоды, напавшие на ее долю, восполняя здравым смыслом отсутствие воспитания и образования. Она терпеливо выжидает удобный момент и женит на себе кутилу и бонвивана Доменико Сориано. Однако, когда ее победа оказывается мнимой, Филумена находит в себе силы уйти, оставив любовника и отца одного из своих детей наедине с размышлениями о минувших радостях жизни и возможном обретении сына. Елена Вовненко создает многогранный образ, дающий зрителю возможность не просто посочувствовать незадачливой героине, пытающейся набросить узду на обладателя уважаемого имени и солидного состояния, но понять истинную природу чувств, мыслей и поступков Филумены, заботящейся о благе своих детей.
Актриса не щадит свою героиню, с которой жизнь обошлась немилосердно, выбросив из грязи трущоб на позор панели. Но дети – это святое, они не виноваты в несовершенстве мира. Только их наличие придает смысл и значительность борьбе Филумены за замужество, которое даст имя и общественный статус ее детям.
Когда Доменико (И. Володарский) и его старый слуга Альфредо Аморезо (Ю. Ошеров) вспоминают прекрасные старые времена, становится понятно, что это всего лишь бравада, стремление не заметить неизбежной старости. Не слышится молодой удали в их голосах. Да и откуда ей взяться, когда все жизненные силы были отданы погоне за удовольствиями, азартным играм и кутежам? Собственно, иных радостей в их жизни и не было. Может быть, поэтому утомленный бесцельностью собственного существования Альфредо увлеченно мастерит красочную карусель – символ беззаботного детства и их господином бездарно прожитой жизни.
А обретшая детей Филумена занята столь дорогими ей заботами обустройства их жизни. Лишенная возможности растить их, она самозабвенно бросается в эти немудреные заботы. От первого до последнего действия героиня словно вырастает в глазах зрителей, получает их одобрение и поддержку, потому что сила ее любви не может не затронуть сердца. Филумена Вовненко не ищет жизненной выгоды, она торопится поделиться любовью.
Эта трогательная комедия – о любви. О той высокой и неугасимой, жертвенной и прекрасной какой может и должна быть материнская любовь. Итальянская комедия, сыгранная в лучших традициях русской психологической театральной школы, не только доставляет эстетическое удовольствие, но и содержит в себе этический момент, заставляя нас оглянуться на свои жизненные ценности. Какие они? И знаем ли мы им цену?.. Так зачем же все-таки люди идут в театр: Может быть, и за ответами на вопросы, которые легче усвоить, увидев их отображенными в свете безжалостной рампы и пережив со всей страстью, на какую еще способно сердце современного человека.


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости