Ржавым железом по стеклу



Название издания: Саратовская областная газета
Дата выхода: 01.06.2011
Автор(ы): Владимир Акишин


Рыцарь, как и любой мужчина, ведётся на внешнюю красоту и пропускает трепет нежного сердца.

Георг Жено, режиссер из Германии, живущий и работающий в Москве, а теперь еще и у нас, в Саратове, выпустил новый спектакль (третий по счету) на сцене ТЮЗа Киселёва – «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем» по мотивам романа классика Генриха фон Клейста. Работа, которую ждали, но чуть опасались. Клейст – не самый популярный немецкий писатель в России.

Более того, он представитель позднего романтизма. Этот литературный стиль обычно грузит читателя множеством образов и сентенций, через которые можно продраться, только владея национальным фольклором или имея терпеливого толкователя.

История Кетхен из Гейльбронна – это сказка. Именно поэтому постановщики спектакля были не ограничены никакими условностями в применении выразительных средств.

Художник спектакля – выдающийся мастер Эмиль Капелюш из Санкт-Петербурга, известный своим умением трансформировать театральное пространство так, что смещаются все привычные точки координат, нашел главный образ и символ спектакля – ржавое железо. Этот материал одновременно создает на сцене ощущение эпохи – европейское Средневековье – и передает жесткость человеческих отношений, царивших в те времена. Ржавые края металлических листов ранят, режут, но кровь не видна на оранжевых пятнах окисляющегося железа.

Сюжет, как и в любой сказке, крутится вокруг богатых и бедных. Дочь оружейника Кетхен влюбляется в рыцаря, графа фон Штраля, который простолюдинку не замечает. Но ему надо оказаться в дураках, увлекшись жестокой и коварной Кунигундой, чтобы понять, как несправедливо отказывать в чувствах тому, кто называет тебя «высоким господином». Кетхен, маленькая деревенская девчонка, идет на смерть, в огонь ради своего рыцаря, без какой-либо внутренней надежды на взаимную любовь. Рыцарь в конце концов поднимает забрало.

Капелюш, наверное, не сентиментальный человек. В его ржавом мире нет места теплому состоянию души ли, материи ли. У него даже крылья ангелов сплетены из ивовой лозы. Однако это не влияет на подъемную силу. Летают и с такими!

Георг Жено, предлагая столь сложный для восприятия материал, коим следует считать роман Клейста, понимает, что без ироничной составляющей этот формат зритель просто не осилит. Поэтому при всей трагичности повествования комедийная нота присутствует. И зал реагирует на нее с удовольствием – смеется громко, как бы находя защиту от мрачных обстоятельств сказочной истории. Вот один из ангелов в виде разбитной девицы с волосами, накрученными на бигуди, курит в самые ответственные моменты. Вот мамаша главного героя графиня Елена (блистательная игра Виктории Шаниной) так искусно показывает навыки владения боевым мечом, что диву даешься: откуда столько физической силы в этой женщине. Или треп Кунигунды (заслуженная артистка РФ Елена Вовненко как всегда точна в создании образа) и ее служанки Розалии (лучше Тамары Чупиковой едва ли кто сыграет такой персонаж) – образчик обывательской скверны.

На языке так и вертится термин «постмодернизм». Им проще всего объяснить все увиденное, не вдаваясь в подробности и анализ. Но думается, что Георг Жено не стал бы пробавляться на этом поприще. Ему гораздо важнее зарекомендовать себя режиссером авторского театра, смотреть глубже, не эпатировать бездумно публику, а ожидать от нее все-таки понимания, сопереживания. Поэтому в спектакле много чувственности, эмоционального флера, душевных вибраций. Режиссер захвачен этим иногда в ущерб темпу спектакля.

Постановщиками взяты в актив практически неограниченные возможности сценического света (художник по свету Майя Шавдатуашвили из Москвы). Есть сцены, когда свет создает иллюзию бесконечности сценического пространства. Тогда масштаб действия как бы выносится за пределы Земли. Еще и ангелы, вечно снующие среди людей, добавляют это почти волшебное чувство полной независимости от тверди.

Спектакль потребовал от актеров серьезных физических усилий: нужно было овладеть приемами поединков на мечах. Был специально выписан из Москвы педагог по сценической пластике Владимир Гончаров, который обучал саратовцев основам рыцарского искусства. Массовые сцены сражений удались на славу.

Много еще чего необычного в этом почти трехчасовом представлении. Например, живой огонь, пламя которого стало действительно очищающей стихией для рыцаря (артист Артём Кузин). Или вполне правдоподобные фанерные лошади, на которых господа и графы выезжают на поле боя.

Сказка обычно бывает с хорошим финалом. Наша не избежала этой участи. Злодеи разоблачены и наказаны. Счастливые влюбленные, пройдя испытание огнем, соединяются. И ангелы, которых по ходу спектакля становится все больше, так как к их отряду примыкают новые убитые жители, поют осанну рыцарю и его Кетхен. И только ржавое железо по-прежнему рвет в кровь бока героев, неосторожно проходящих слишком близко.

Назад в раздел