В ТЮЗе поставили «Короля-Оленя»



Название издания: РИАСАР
Дата выхода: 11.10.2016
Автор(ы): Наталья Григорьева


В саратовском ТЮЗе снова премьера, на сей раз – детская. Впрочем, спектакль будет интересен не только детям, но и их родителям. «Короля-Оленя» в постановке главрежа Алексея Логачёва театр приглашает посетить всей семьей. Но… обо всём по порядку.

«Король-Олень» - фьяба Карло Гоцци. Великий итальянец создал этот жанр как пародию на современный ему театр. Исполнялись фьябы труппой народных комедиантов dell arte с характерными переигрываниями. «Король-Олень» - третье произведение драматурга в новом жанре, и в нём он пошёл еще дальше, решив сплести воедино трагедию, комедию и волшебную сказку с очевидной моралью.

В России подлинный интерес в произведениями Гоцци начался с мироискусников, искавших эстетику «чистой театральности». Дягилева не раз обвиняли за эксперименты, фарс и переигрывание, а фьябы Карло Гоцци как ничто иное доказывали, что этот «новый театр» уже существовал прежде и вполне имеет право на жизнь. После премьеры, послушав мнения зрителей, сложилось впечатление, что и в наши дни подобная апология вместе с банальным экскурсом в историю не лишены смысла.

От эстетики «чистой театральности» и старинной фьябы постановка унаследовала нарочитое переигрывание, за которое некоторые из зрителей уже успели поругать режиссёра. Но сделано это намеренно, в рамках жанра, как и финал, которого вы не найдёте у Карло Гоцци. Такая подача актёрской игры вкупе с финалом сродни литературному жанру басни. По сути, тюзовский спектакль – тоже басня, только театральная.

А вот непонимание зрителей, возникшее из-за актёрской игры, можно понять. Видимо, на момент премьеры ещё не всё артистам удалось найти. Великолепен Владимир Егоров в роли злодея Тартальи – и грим, и речь, и пластика – всё заставляет ему верить. Прекрасным партнёром ему стал Артём Кузин (Дерамо), перенявший соответствующую пластику и речевые интонации после «волшебного превращения». Дуэт подчёркнут и режиссёрским ходом – перед превращением,  сцене охоты они словно меняются местами, несколько раз проходят под руками артистов, как в детской игре «в ворота». Третий «царский» образ создал заслуженный артист России Александр Фёдоров, которому веришь от начала до конца. Несмотря на солидный возраст, Фёдоров обладает удивительно молодым по тембру голосом. В его случае на образ играет всё: и фактура, и талант, и прекрасная актёрская школа.  

Особой похвалы заслуживает Алексей Кривега. В роли статуи он не только убедителен и комичен, но и не вполне узнаваем. А вот в образе оленя артист узнается сразу, благодаря пластике. Красива и неожиданна в роли второго оленя Ирина Протасова.    

Немного сложнее дело обстоит с женскими ролями – Анджелы и Клариче. Марина Климова (Анджела) здесь очень свежа и глубока. Но все ещё продолжающийся поиск нужного градуса роли в артистке выдает голос, порой излишне изобилующий грудными красками, которые вызывают ассоциацию больше с лишившейся всего на свете женщиной бальзаковского возраста, чем с юной влюбленной девушкой. Иногда голос и вовсе идёт на срыв. Если такой эффект не был связан с пресловутой простудой, стоит вспомнить вузовские уроки классического вокала и соединить головной и грудной резонаторы.

Не совсем верится здесь и Кристине Топчевой. Великолепно созданный внешний образ, полностью соответствующий некому типажному представлению о восточной женщине не поддержан пластикой, хотя артистка «проживает» чувства своей героини. Но пластика выдает в ней нашу современницу, поставившую себя «в предлагаемые обстоятельства».

Красивы в этом спектакле декорации и костюмы, созданные Ольгой Колесниковой. Но, если даже не просто придраться, а наметить точку соприкосновения со школами, есть смысл подумать об ещё большей стилистической однородности. Для оговорённого ранее фарса (фьябы) вполне сойдут и корона на голове Артёма Кузина, и блондинистость Марины Климовой. Но, если учесть, что перед спектаклями артисты ТЮЗа проводят уроки в школах, можно было бы рассказать не только о самом спектакле и творчестве Карло Гоцци, но и о традициях. Например, о том, что на Востоке монархи не носили короны. Узнать правителя можно было по другим символам власти. А поскольку драматург намеренно смешал две эпохи, и в пьесе появилась венецианка, можно было бы захватить Тициана и даже моду его времени с показом двух-трёх картин. Имеется ввиду знаменитый «тициановский цвет» волос, разумеется.

Но это детали. В целом и костюмы, и декорации великолепны, и, как и должно быть в хорошей басне, они тоже говорящие. В первом действии на каменных ступенях лежат красивые, сочные фрукты – виноград и яблоки. Во втором, после предательства Тартальи, вместо них - яблоки чёрные. Удачно в спектакле поставлен свет, проработанный Максимом Шлыковым. Здесь техник выступил подлинным художником, высветляя в нужный момент заданных персонажей и даже играя световыми красками.

Но, согласитесь, «чистая театральность» не имела бы смысла без разговора о поднимаемых спектаклем темах. Здесь, наверно, зритель любого возраста сможет найти для себя то, что именно ему будет близко и понятно. Постановка адресована детям старше 10 лет. Им должна прийтись по душе красота спектакля и волшебство, созданное театральными средствами. А после просмотра будет повод поразмышлять о дружбе и предательстве, зависти и благородстве. Для более старших зрителей острее встанут вопросы любовных отношений, важности чистоты души, искренности и доверия. Об этом спектакле можно очень много говорить, но всегда лучше отправиться в театр и увидеть его собственными глазами.

Источник: http://riasar.ru/news/item/40239-v-tyuze-postavili-korolya-olenya

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости