"Вечные сны об изящной жизни"



Название издания: «ВЗГЛЯД»
Дата выхода: 19.04.2007
Автор(ы): Ольга Клюкина


Наверное, не случайно повесть «Дядюшкин сон» - одно из наиболее сценичных, востребованных театром произведений писателя. Ее интрига проста и забавна: богатого дядюшку-князя уверяют, будто во сне он женился на молоденькой девушке...

Главные герои готовы на обман, хамство и самые разнообразные неблаговидные поступки, лишь бы одурачить давно выжившего из ума старика, завладеть его деньгами, и в результате - урвать свой «кусок» красивой жизни.
И не важно, что в XIX веке такую жизнь называли «изячной», а сейчас - «гламурной». Человеческие сны о сказочном мире роскоши за прошедшие столетия по сути мало чем изменились, и уж тем более способы осуществления мечты о «случайном» богатстве.

Когда первая дама города Мордасова - Мария Александровна Москалева (засл. арт. РФ, лауреат Государственной премии РФ Елена Вовненко) - сочиняет свои интриги, не оставляет ощущение, что свое вдохновение она черпала из современных иронических детективов и женских бульварных романов. Гремучая смесь глупости, наивности и коварства до боли узнаваема во всех героях сценической вариации на темы Достоевского. А нарочито буффонадное решение образа князя (народный артист РФ Юрий Ошеров) и сильные актерские работы второго плана (Полковница - Нина Пантелеева, Афанасий Матвеевич - Алексей Ротачкой) делают спектакль по-настоящему смешным, ярким, гротесковым.

Спектакль «Дядюшкин сон» (из мордасовских летописей) в инсценировке Михаила Бочкова на сцене Саратовского академического ТЮЗа им. Ю.П. Киселева поставил известный грузинский режиссер Георгий Цхвираба. В свое время он был главрежем Екатеринбургского ТЮЗа, Казанского ТЮЗа, выдвигался на театральную премию России «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль года» и сейчас считается одним из самых востребованных современных режиссеров.
Его стиль подачи классики кто-то называет авангардным, но правильнее было бы назвать - смысловым, с непременной расстановкой современных акцентов.

Главной сверхзадаче подчинена и оригинальная сценография спектакля (Юрий Гальперин): все действие происходит на нарочито сплюснутом горизонтальном пространстве, где герои постоянно бьются обо что-то головами.
Режиссер словно хочет сказать зрителям: страсти, которые разгораются в городе Мордасове - это горизонталь жизни. Но есть еще и вертикаль, о которой и сами интриганы, и жертвы интриги даже не подозревают. Всего лишь на несколько минут одному из главных героев (сцена, когда Мозгляков в талантливом исполнении Артема Кузина курит на крыше трубку) удается приподняться над «суетливой скукой жизни», но и он тут же снова вовлекается в хоровод путаницы и обмана.
Ни один предмет на сцене не намекает зрителям на быт XIX века. Мало того, здесь нет даже ни одного стульчика или дивана, где герой мог бы уютно примоститься и хоть на минтуту о чем-то задуматься.

Перед нами - нарочитый театр жизни, шекспировские страсти, которые в исполнении «смешных человеков» из города Мордасова неизбежно оборачиваются фарсом.
«Я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц, и так понравился мне мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то, что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним», - признавался Достоевский.
Посмеемся и мы вместе с гением. А заодно и подумаем: не слишком ли мы все размечтались о красивой жизни за чужой счет?


Назад в раздел

Новости

12.11.2018 Итоги конкурса по истории театра «И дольше века длится день…»

Публикуем результаты регионального конкурса творческих работ по истории российского театра «И дольше...


12.11.2018 В Екатеринбурге прошел последний показ спектакля «Всё будет хорошо»

8 ноября 2018 г. на Малой сцене Свердловского театра драмы прошел последний показ документального спектакля...



30.10.2018 Осенние гастроли ТЮЗа Киселёва

За два осенних месяца Саратовский ТЮЗ им. Ю.П. Киселёва трижды отправится на гастроли, в том числе станет...


Все новости