Поле чудес опять засеяли…



Название издания:  «Богатей»
Автор(ы): Наталия Свищёва


Театр юного зрителя возобновил спектакль «Золотой ключик». Для саратовских зрителей, начавших свою театральную жизнь в 70-е годы, да и для тех, кто постарше, - это не просто очередная премьера. Слишком яркий след оставил в памяти тот «Ключик». Это - их молодость, их глоток театрального праздника, их радостное погружение в зажигательный музыкальный ритм спектакля. Смотришь новый «Ключик» и вспоминаешь старый. Почему его так любили? Полюбят ли с такой же силой новый?

«Ключик»- тот, первый,- напоминал нам, что театр существует для праздничной игры, для счастливой полноты жизни, утверждавшимися сверху, с нашими страхами, с нашей вечной осторожной оглядкой. Спектакль же был внутренне свободен так же, как был безоглядно смел его герой (Л. Шишкина). Так же лукав и простодушен, как кот Базилио (О. Балакин), так же, при всей своей свободе, четко выстроен, как обаятельно педантична была Мальвина (С. Лаврентьева) и так же легко общался с залом, как Артемон (Ю. Ошеров), наивно озабоченный ребенок, воплощенное изящество и нервная, чуть ленивая грациозность. Их игру понимали и сочувствовали ей все - от мала до велика. Актеры были счастливы, и в  этой атмосфере сочувственного взаимопонимания обретали особый, мягкий и обходительный юмор. Все они дружески подмигивали нам и были с нами заодно. Они играли с таким самозабвением и верой в свое искусство, что ими нельзя было не любоваться.
Веселость «Ключика» не была всего только беспечной. Веселость была оформляющим моментом спектакля, а не его основной стихией - за ней скрывались романтика и песни о любви к жизни.

Праздничность старого «Ключика» складывалась из многих элементов художественного оформления. Она была в причудливо соединенных между собой нескольких игровых площадках (художник Н. Эпов), в костюмах, поражающих глаз яркостью, смешением мотивов обыденности и фантазии (художник С. Ставцева). Она была в легких, остроумных стихотворных текстах С. Штерна и в шлягерной музыке А. Катца.

У «Ключика» 1971 годы были и другие - скрытые, внутренние источники праздничности. Ведь театр искал жанр, он создавал его именно для этой сказки. А когда ищешь и создаешь - всегда весело. Видимо, в силу этого правила, и на спектакле было весело. Перехлестывающий через рампу энтузиазм актеров был таким заразительным, что ему нельзя было не поддаться. И, наконец, актеры были людьми не только одаренными, но, судя по их игре, - симпатичными: ведь юмор есть первейшим симптом нравственного здоровья.

Новый «Ключик», кажется, во всем похож на старый. Во всем да не во всем.
Возобновляла его Т. Асейкина. Ю. Киселев был постановщиком, художественным руководителем первого «Ключика», Асейкина - режиссером.  Память у нее на спектакль, в создании которого она принимала непосредственное участие  оказалась цепкой, и сказка А. Толстого ожила в той трактовке, которую когда-то нашел для нее Ю. Киселев. Тем более, в нынешнем спектакле играют некоторые актеры, занятые в спектакле старом, правда, другие роли. Ошеров стал Папой Карло, Лаврентьева - Сверчком, и только Т. Цихан как была, так и осталась крысой Шушерой, хотя и Буратино ей 28 лет назад тоже пришлось побывать…
Время, естественно, внесло свои изменения. Обновился практически весь состав исполнителей. Обновлен текст некоторых интермедий, острее зазвучала вся история, происшедшая на «поле чудес» с золотыми монетами Буратино, заново написан финал. Однако самого замысла спектакля и его формы изменения не коснулись. Здесь Асейкина строго шла за Киселевым, педантично восстанавливая все, как было тогда. Декорации и костюмы тоже - как были тогда.
В чем смысл возобновления? В том, чтобы сохранить прекрасный спектакль в его подлинности? Но закономерность такова, что театр, становясь музеем, перестает быть театром. Ведь там, где начинается копия, кончается традиция, кончается жизнь. Зрители старшего поколения готовы оценить усилия театра - приятно вернуться в свою молодость, к одному из самых памятных для нее художественных впечатлений. Но что скажут о «Ключике» новые поколения? И поймут ли, почему этот спектакль был так дорог нам?
Поймут. И скажут о сегодняшнем «Ключике» почти то же самое, что говорили мы 28 лет назад. Парадокс этот, противоречащий как будто всем театральным законам, объясним. Возобнови даже сам Киселёв свой «Ключик» 10 или 5 лет назад, не возникло бы такого понимания в зале, не возникло бы такого ощущения праздника. Потому что 10 и 5 лет назад мы жили в другую эпоху, которая еще и сама была исполнена неожиданностей и надежд. Праздничность, щедрая красочность «Ключика», спорившая  в 1971-м м угрюмой регламентированностью нашей жизни, сегодня оказалась тоже актуальной. Только сегодня она спорит с наглой псевдопраздничностью бесконечных (и тоже ведь регламентированных)  презентаций и юбилеев, напрочь лишенных искренности и подлинной радостности. Она напоминает нам, что убогость повседневного существования большинства не может и не должна быть законом жизни. Она снимает уныние и оцепенелое безразличие, в которое мы склонны погружаться. Такая была задача. Поэтому новый «Ключик» требует от исполнителей того же мужества, азарта, спортивного духа, самоотверженности в работе, каких требовал старый. И той же легкости.
Легкость дается ему труднее, чем прежнему. По той простой причине, которая, к счастью. Преходяща, что если в старом  «Ключике» все актеры уже обладали изрядным опытом, были мастерами, то в новом мастерам отданы старшие роли, а детей- Буратино, Мальвину, Артемона - играют студенты. Они четко выполняют рисунок, они подвижны, но из сцены - это пока сцены дебютантов, обаятельных, милых мальчиков и девочек, с ещё только формирующейся, не до конца выработанной манерой игры. Они держатся на сцене не свободно, однако, отчасти потому, что ещё не знают, как надо держаться. Но эта неуверенность придает старой партитуре спектакля обаяние новизны и робости детства.


Назад в раздел

Новости

25.03.2020 Смотрите записи эскизов лаборатории «Четвертая высота» онлайн и голосуйте за их судьбу.

C 17 по 22 марта 2020 года в Саравтоском ТЮЗе Киселёва при поддержке СТД РФ проходила Пятнадцатая творческая...


26.03.2020 Кассы театра не будут работать с 28 марта по 5 апреля 2020 года.

В связи с указом Президента РФ от 25 марта 2020 года «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих...


18.03.2020 C 18.03.2020 года показ спектаклей приостановлен

Уважаемые зрители!

С 18.03.2020 ГАУК «ТЮЗ Киселева» вынужден приостановить показ спектаклей в связи...


26.03.2020 О ситуации с билетами на "Снежное шоу"

Уважаемые зрители!

По вопросам возврата денег за билеты на отмененные мероприятия «Снежное шоу Славы...


Все новости