Тамара Лыкова: «Я не экстравагантная, я - бешеная!»



Название издания: Саратовский взгляд
Дата выхода: 21.01.2010
Автор(ы): Елена Балаян


Ее судьба парадоксальна. Любовь зрителей, многочисленных друзей и коллег, которая бурным потоком обрушилась на голову Тамары Константиновны на ее бенефисе. Давняя подруга Лыковой директор Радищевки Тамара Гродскова в ходе поздравления до того расчувствовалась, что прямо на сцене кинулась целовать ей руку, а вечно суровый ректор Леонид Коссович заикался, как мальчик, пасуя перед ее талантом. И все же есть стойкое ощущение, что Тамару Лыкову недооценили. Одна из самых ярких саратовских актрис, доживших до семидесятилетнего юбилея, по-прежнему носит скромное звание «Заслуженная артистка России», хотя по всем своим параметрам уже давно доросла до «народной».

РЕПЕТИЦИИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ…

– На бенефисе вас едва не утопили в море обожания и комплиментов. Как вы это пережили?
– Я вообще-то все делю на пятьдесят. В бенефис всегда говорят хорошие добрые слова, но не все надо принимать на веру. Я не открываю Америки, всегда так было, есть и будет. Но хороших слов и впрямь наговорили много, и я очень признательна и благодарна коллегам. Я знаю, что они ночами работали над капустником, и это их заслуга, что бенефис получился таким теплым. Может, потом пойдет послевкусие, и я почувствую все болячки и пойму, как прав был Антон Павлович Чехов, когда говорил, что бенефис – это репетиция похорон!
– Вы так весело об этом говорите, будто речь идет об анекдоте…
– А чего же грустить? Это Бог так устроил. Конечно, мне бы очень не хотелось умирать, присоединяться к большинству. Большинство ведь там у нас. Хотелось бы пожить еще немного здесь, с меньшинством. Но я реально смотрю на вещи: Бог дал – Бог взял. Ну что делать, горевать по этому поводу?
– В любом случае, вам о чеховской цитате думать рано. Вы в прекрасной форме…
– Ну-ну-ну… Какая там прекрасная форма… Возраст есть возраст, я не скрываю его нисколько и не стыжусь. Не говорю, что мои года – мое богатство, не маскирую морщины: каждая из них мне дорого досталась, поэтому я их не замазываю.
– В одном из интервью вы сказали, что никому не доверяете, ни мужчинам, ни женщинам…
– Этому меня научила жизнь. Я долго жила с широко закрытыми глазами и думала, что если я не обманываю, почему же меня будут обманывать? А в жизни все обернулось по-другому. Я ничего не добилась, единственное, чему научилась – это держать удар. И продолжаю его держать, и не верю никому, потому что меня предавали самые дорогие, самые близкие люди – в спину, по-вражески, и поэтому для доверия у меня нет оснований.
У меня осталось два друга юности, которым я все еще доверяю. Их дружба проверена временем, остальные отсеялись. Да, трудно. Трудно… Но что делать? Ведь я из другого времени, воспитана на романах Тургенева. Мне родители начали рано хорошую литературу подкидывать, поэтому для меня это особенно болезненно было. Но я не думаю, что это только со мной. Это было всегда и будет. А сейчас видите, какая жизнь: все построено на выгоде, лишь бы мне было хорошо, а после меня хоть потоп…
– Филологическое образование на сцене помогает или мешает?
– Я, конечно, прирожденный гуманитарий и очень люблю филологию, но в университет пошла только потому, что моя мама очень не хотела, чтобы я была в театре. Я была ее единственная дочь, и ей очень хотелось, чтоб у меня было верхнее образование. Ее уже не было на свете, и я подумала: Господи, что ж я никаких желаний маминых не выполнила, какая же я дочь?! И пошла в университет, хотя к тому времени уже была актрисой, и кончила его с рекомендацией в аспирантуру…
– Значит, в актрисы вы пошли наперекор маме?
– После школы пришла поступать и прошла, без всякого блата и поддержки, ничего за собой не имея. И не просто окончила, но была рекомендована в театр. А тогда в театре оставляли не так, как сейчас, целыми курсами, а двух-трех, максимум пять человек. Из нашего курса оставили двух девочек и трех мальчиков, и я была в их числе. Я очень рано стала получать роли, на втором курсе мне уже дали роль Капы в «Аленьком цветочке», я играла ее до сорока с лишним лет.
Был период – ролей было мало, но когда у главного режиссера жена – молодая актриса, тут рассчитывать не на что. В нашей труппе была Елена Александровна Росс, жена Юрия Петровича Киселева. Она играла все главные роли. Но мне все-таки кое-что перепадало: я была характерная актриса, а она героиня, мы по молодости не пересекались. А потом она решила, что может все, и тут уж все сидели в глубокой дыре и играли все, что останется…

НАГЛОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА

– На бенефисе вы с такой нежностью вспоминали родную деревню. Как, кстати, она называется?
– Лопуховка – это душа моей души. Я военное дитя, как война началась, папа ушел на фронт, мама работала, к бабушке с дедушкой в деревню меня отправили, и я там росла. Десять километров от Аткарска – изумительное совершенно место, и улица Ясная поляна, которая не уступает толстовской по красоте природы. Поэтому я очень люблю свою деревню, но это отдельная статья…
– Вас, наверное, не зря называют настоящей русской актрисой. Видимо, живя в деревне, вы впитали в себя эту коренную народную силу…
– Я действительно русская, не могу даже в западной классике играть. Чужая она для меня. Даже в последней премьере я не делаю из своей героини француженку, я делаю характер. Если нет во мне этого, ну чего ж я буду пыжиться? Иностранцы – они все-таки другие, у героев западных пьес, самых знаменитых и великих, другой склад души. Западные люди сдержанны в проявлении своих чувств, может, они где-то даже не могут и чувствовать так глубоко и сильно, как чувствует русский человек, русская женщина. Они как-то берегут себя, а русский человек, русский актер совсем другой. Посмотрите, ведь играют на разрыв аорты. Много у них таких актеров? Ничего подобного…
– Как у вас вообще возникла идея пойти в актрисы – крамольная для деревенской девушки?
– Поначалу я хотела стать певицей. Я очень недурно пела и очень жалею, что родители не стали меня учить пению. Позже, уже учась в саратовской школе, узнала, что в городе есть драматический театр, и стала в него ходить. Вот тогда я захотела пойти в актрисы. Я никому не говорила, очень стеснялась, считала, что в актеры должны идти сплошь красавицы и красавцы, и понимала, что я на красавицу не тяну. Тем не менее, пошла – наглая была по-хорошему. Если бы в 57-м году Юрий Петрович студию не открыл (а я как раз в 57-м школу окончила), я бы, конечно, никогда не стала актрисой. В Саратове тогда других театральных студий не было, а в Москву поступать я бы ни за что не поехала. Это только позориться, думала я: там гении, а я из провинции, кому я там нужна? На Москву у меня пороху не хватило бы, а на Саратов хватило, и я пошла и поступила.
– Значит, Киселев сыграл решающую роль в вашей жизни?
– Вот представляете, какое совпадение! На счастье ли мое, на несчастье, я так до сих пор и не поняла. Театр наш очень люблю, но вы знаете, я навсегда осталась с той труппой, в которую пришла. Я застала пусть конец, но золотого века нашего театра. Я ничего не хочу сказать плохого о теперешних своих коллегах, но то был большой театр. И были актеры, у которых было чему поучиться.
– На Киселева не было обиды за то, что все преференции доставались жене?
– Мы были в хороших отношениях. Не могу сказать, что я не вылезала у них из дома, я терпеть не могу вот этого ласкательства, искательства и приспособленчества. Но он ценил меня – за отношение к работе, за то, что не была дурой. Он очень ратовал за то, чтобы актер был образованным человеком. И если кто-то позволял себе говорить со сцены неграмотно, он мог поправить пару раз, а потом сказать: «Деточка, смени профессию». Он был в этом смысле беспощаден и разделял принцип Щепкина: «Священнодействуй или убирайся вон…».

КУДА УХОДИТ «ПОЕЗД»?

– Вы проработали в ТЮЗе сорок с лишним лет! Почему вы до сих пор не «народная»? Что за безобразие?
– Никакого безобразия, просто никому до этого нет дела. Есть люди, которые ходят и выбивают, а я уже сейчас, подводя итог жизни, могу смело и откровенно смотреть в глаза своим партнерам и говорить, что я прожила свою жизнь честно. За всю жизнь не открыла ни одну начальственную дверь, не просила ни квартир, ни зарплат, ни ролей – никогда ничего абсолютно. Что ж сейчас говорить, когда поезд ушел? Надо молодых продвигать, им давать дорогу, а на меня чего время тратить? Я уж все, ушедшая натура…
– На вашей «натуре» театр держится.
– Спасибо на добром слове.
– Всю жизнь в одном театре – это сознательный выбор или так сложились обстоятельства?
– Кода Елена Александровна стала все играть, я поняла, что надо уходить. Но у меня погибла мама, и на руках остался очень больной отец, куда-то срываться с ним я не имела моральных прав. Когда его не стало, мне было уже 34 года – критический возраст для актрисы. В этом возрасте очень трудно устроиться в какой-то другой театр, и я решила остаться. Хотя театр очень люблю и люблю многих актеров. А те, что были, для меня – святая святых. Иногда мне даже кажется, что я вижу их тени в театральной дымке. Все здесь ими дышит…
– Амплуа характерной актрисы предполагает бурный темперамент. В жизни вы такая же экстравагантная?
– Что вы, я психопатка! Бешеный совершенно темперамент! Наверное, как все актеры, я прежде чувствую, а потом думаю. Я очень часто не соображаю, сметаю – живого места не оставляю, а потом думаю: Господи, зачем? Надо было сосчитать до десяти и обдуманно себя вести. Потом всегда очень мучаюсь и иду первая просить прощения, хотя зачинщиком могу быть не я, и виноватой могу быть не я, меня могут довести, и эти люди должны виниться, а я иду к ним с повинной. Я вообще человек неконфликтный, не люблю обостренных отношений. Но смести могу с лица земли, и это ужасно…
– А что вас успокаивает?
– Книги, цветы и кот. И театр конечно. Каких только бед не бывает в жизни, наревешься дома, наплачешься, придешь в театр, один рассмешил, другой поддержал, и глядишь – уже горе в полгоря. Поэтому я не могу жить без театра. Конечно, я хотела бы иметь семью и детей и жить нормальной человеческой женской жизнью. Но сложилось, как сложилось, и я ни о чем не жалею.


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости