А не опасно притворяться мёртвым?



Название издания: Саратовская областная газета
Дата выхода: 07.09.2011
Автор(ы): Владимир Акишин


Мольера не ставили в Саратовском театре юного зрителя шестьдесят шесть лет. Поэтому появление спектакля по его пьесе «Мнимый больной» в новом веке можно считать вехой. Для работы пригласили известных постановщиков: режиссера Анатолия Праудина из Петербурга, художника-постановщика Анатолия Шубина из Екатеринбурга, художника по свету Александра Панасюка из Москвы. Эту команду мы знаем по спектаклю «Гальера», в основе которого произведения Маркеса. Стиль постановочной группы – продолжительное действие с глубинным погружением в психологию героев.

«Мольер, Мольер, искрометный, безудержный в своем сарказме. Ужели и он завязнет в постмодернизме?» – думал я перед премьерой, вспоминая сложнейшие театральные эксперименты последних сезонов в ТЮЗе («У нас всё хорошо», «Любовь к трем апельсинам», «Кетхен из Гейльбронна), исподволь пытаясь узнать продолжительность нового спектакля. И не ошибся на первом этапе. По зрительному залу волной прошел слух о четырех часах. Многие поёжились: это трудное испытание – оставаться один на один с классиком на такое продолжительное время человеку с современным клиповым сознанием, привыкшим, что картинка должна меняться каждую секунду. Иначе – скучно.

Праудин предложил смеяться. Запустил в зал хохот, от которого вибрировали старые стены. Но не всё так просто и однозначно. История недотепы Аргана (народный артист РФ Юрий Ошеров) ошеломительно актуальна. Сатира, направленная против врачей-шарлатанов, нотариусов-прохиндеев, корыстных женушек, против глупости человеческой, не имеющей границ и предела, воспринимается как обвинительный акт на суде присяжных, где на скамье подсудимых – общество потребления. Мороз по коже от всех этих откровений господина де Мольера трехсотлетней давности. Откуда он мог знать, что ничего не изменится в цивилизации, что бы ни происходило с родом человеческим? Кстати, «Мнимый больной» – это, по сути, завещание драматурга. Он и скончался практически на сцене, исполняя роль Аргана.

Анатолий Праудин нашел удивительный режиссерский ход. Мы видим вакханалию мелких бесов, которые одолевают, уничтожают человека. Декорации не меняются в течение всего спектакля, и лишь в центре сцены среди монументальных стен с лепниной зияет черный коридор, как дорога в преисподнюю, откуда появляются и куда исчезают действующие лица. Чисто бесы. Особенно страшны господин Диафуарус (заслуженный артист РФ Илья Володарский)и его сын Тома (Владимир Егоров). Именно этот ход превращает в какие-то моменты комедию в трагедию.
–А не опасно притворяться мертвым? – вопрошает Арган служанку Туанетту (заслуженная арфистка РФ Елена Вовненко).
– О, нет! Какая же в этом может быть опасность? – Беззаботно отвечает та. И свистопляска продолжается: смерть и воскрешение, порок и добродетель, мудрость и глупость... Кто кого?

Режиссер с явным пиететом относится к классике. Сохранив все признаки эпохи, от костюмов до манер, мастер все-таки учитывает, что жанр комедии демократичен и вполне поддается временной трансформации. При этом знаменитые интермедии Мольера (вставные номера между действиями для развлечения публики) превращаются у него в отличные эстрадные сцены. Вот банда врачей и их помощников исполняет под шумовой оркестр куплеты на псевдолатыни, вот рэпуют юные влюбленные Анжелика (Анна Соседова) и Клеант (Алексей Кривега). Вот в цыганской пляске выходит служанка Туанетта... Режиссерские приемы многообразны. Они пристегивают,ьсловно степлером, эпоху Мольера к нынешней поре, не давая уж совсем погрузиться в меланхолию. Тут и пылесос, и болгарка, и электрический фонарик - атрибуты электрического мира. Анжелика и Клеант жуют жевательную резинку, нотариус, появляющийся в короткой сцене, имеет манеры пахана, вернувшегося с зоны...

Конечно, нужно говорить о мастерстве актеров, занятых в постановке. Тут сразу видно умение режиссера делать выбор. Юрий Ошеров в роли Аргана – абсолютное попадание. Это очередная актерская вершина мастера. Столько нюансов, полутонов. Какая пластика! Наверняка не просто было постановщику пластических движений, заслуженному артисту РФ Александру Фёдорову, самому играющему в спектакле врача Пургона, научить своего подопечного столь виртуозным пассажам. Всё, что касается пластики, хореографии, а также пения в этом спектакле, может только восхищать, пусть вокальные данные у актеров и не оперного плана и слух подводит порой. Зато какой темперамент!

Темперамент во многом определяет успех и еще одной ключевой роли в спектакле – служанки Туанетты. Как и пристало, при недалеких господах всегда есть хитроумная прислуга. Она-то в конечном итоге и определяет счастливый конец всей этой нелепой истории.

Который уже спектакль парой работают Елена Вовненко и изумительная Татьяна Чупикова (в роли Белины, второй жены Аргана). Появление двух актрис на сцене сулит море удовольствия для зрителя, настолько они органичны в своих образах. Туанетта – хитрая, но добрая, расположенная к людям простолюдинка, олицетворение здорового начала. Белина – вздорная, лицемерная светская дама, сущность бытия которой сводится к обогащению любой ценой. В этом противостоянии, к счастью, побеждает партия Туанетты. Но надолго ли? Если помните, по Мольеру апофеоз глупости еще впереди: Арган становится врачом... Дорога в преисподнюю всё ширится, и мелкие бесы продолжают свою войну с человечеством.

Назад в раздел

Новости

14.01.2021 Правила посещения театра в связи с пандемией COVID-2019

Напоминаем Вам, что сейчас действуют ограничения, установленные требованиями государственных властей...



07.04.2021 20 и 24 апреля — премьера спектакля по повести Астрид Линдгрен «Мы — на острове Сальткрока»

20 и 24 апреля на Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва состоится  в постановке московского...


07.04.2021 28 апреля состоится премьера спектакля «Оруженосец Кашка» по книге Владислава Крапивина

На Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва готовится к выпуску спектакль по повести  известного...


Все новости