А не опасно притворяться мёртвым?
Название издания: Саратовская областная газета Дата выхода: 07.09.2011 Автор(ы): Владимир Акишин |
Мольера не ставили в Саратовском театре юного зрителя шестьдесят шесть лет. Поэтому появление спектакля по его пьесе «Мнимый больной» в новом веке можно считать вехой. Для работы пригласили известных постановщиков: режиссера Анатолия Праудина из Петербурга, художника-постановщика Анатолия Шубина из Екатеринбурга, художника по свету Александра Панасюка из Москвы. Эту команду мы знаем по спектаклю «Гальера», в основе которого произведения Маркеса. Стиль постановочной группы – продолжительное действие с глубинным погружением в психологию героев.
«Мольер, Мольер, искрометный, безудержный в своем сарказме. Ужели и он завязнет в постмодернизме?» – думал я перед премьерой, вспоминая сложнейшие театральные эксперименты последних сезонов в ТЮЗе («У нас всё хорошо», «Любовь к трем апельсинам», «Кетхен из Гейльбронна), исподволь пытаясь узнать продолжительность нового спектакля. И не ошибся на первом этапе. По зрительному залу волной прошел слух о четырех часах. Многие поёжились: это трудное испытание – оставаться один на один с классиком на такое продолжительное время человеку с современным клиповым сознанием, привыкшим, что картинка должна меняться каждую секунду. Иначе – скучно.
Праудин предложил смеяться. Запустил в зал хохот, от которого вибрировали старые стены. Но не всё так просто и однозначно. История недотепы Аргана (народный артист РФ Юрий Ошеров) ошеломительно актуальна. Сатира, направленная против врачей-шарлатанов, нотариусов-прохиндеев, корыстных женушек, против глупости человеческой, не имеющей границ и предела, воспринимается как обвинительный акт на суде присяжных, где на скамье подсудимых – общество потребления. Мороз по коже от всех этих откровений господина де Мольера трехсотлетней давности. Откуда он мог знать, что ничего не изменится в цивилизации, что бы ни происходило с родом человеческим? Кстати, «Мнимый больной» – это, по сути, завещание драматурга. Он и скончался практически на сцене, исполняя роль Аргана.
Анатолий Праудин нашел удивительный режиссерский ход. Мы видим вакханалию мелких бесов, которые одолевают, уничтожают человека. Декорации не меняются в течение всего спектакля, и лишь в центре сцены среди монументальных стен с лепниной зияет черный коридор, как дорога в преисподнюю, откуда появляются и куда исчезают действующие лица. Чисто бесы. Особенно страшны господин Диафуарус (заслуженный артист РФ Илья Володарский)и его сын Тома (Владимир Егоров). Именно этот ход превращает в какие-то моменты комедию в трагедию.
–А не опасно притворяться мертвым? – вопрошает Арган служанку Туанетту (заслуженная арфистка РФ Елена Вовненко).
– О, нет! Какая же в этом может быть опасность? – Беззаботно отвечает та. И свистопляска продолжается: смерть и воскрешение, порок и добродетель, мудрость и глупость... Кто кого?
Режиссер с явным пиететом относится к классике. Сохранив все признаки эпохи, от костюмов до манер, мастер все-таки учитывает, что жанр комедии демократичен и вполне поддается временной трансформации. При этом знаменитые интермедии Мольера (вставные номера между действиями для развлечения публики) превращаются у него в отличные эстрадные сцены. Вот банда врачей и их помощников исполняет под шумовой оркестр куплеты на псевдолатыни, вот рэпуют юные влюбленные Анжелика (Анна Соседова) и Клеант (Алексей Кривега). Вот в цыганской пляске выходит служанка Туанетта... Режиссерские приемы многообразны. Они пристегивают,ьсловно степлером, эпоху Мольера к нынешней поре, не давая уж совсем погрузиться в меланхолию. Тут и пылесос, и болгарка, и электрический фонарик - атрибуты электрического мира. Анжелика и Клеант жуют жевательную резинку, нотариус, появляющийся в короткой сцене, имеет манеры пахана, вернувшегося с зоны...
Конечно, нужно говорить о мастерстве актеров, занятых в постановке. Тут сразу видно умение режиссера делать выбор. Юрий Ошеров в роли Аргана – абсолютное попадание. Это очередная актерская вершина мастера. Столько нюансов, полутонов. Какая пластика! Наверняка не просто было постановщику пластических движений, заслуженному артисту РФ Александру Фёдорову, самому играющему в спектакле врача Пургона, научить своего подопечного столь виртуозным пассажам. Всё, что касается пластики, хореографии, а также пения в этом спектакле, может только восхищать, пусть вокальные данные у актеров и не оперного плана и слух подводит порой. Зато какой темперамент!
Темперамент во многом определяет успех и еще одной ключевой роли в спектакле – служанки Туанетты. Как и пристало, при недалеких господах всегда есть хитроумная прислуга. Она-то в конечном итоге и определяет счастливый конец всей этой нелепой истории.
Который уже спектакль парой работают Елена Вовненко и изумительная Татьяна Чупикова (в роли Белины, второй жены Аргана). Появление двух актрис на сцене сулит море удовольствия для зрителя, настолько они органичны в своих образах. Туанетта – хитрая, но добрая, расположенная к людям простолюдинка, олицетворение здорового начала. Белина – вздорная, лицемерная светская дама, сущность бытия которой сводится к обогащению любой ценой. В этом противостоянии, к счастью, побеждает партия Туанетты. Но надолго ли? Если помните, по Мольеру апофеоз глупости еще впереди: Арган становится врачом... Дорога в преисподнюю всё ширится, и мелкие бесы продолжают свою войну с человечеством.
Назад в раздел
Новости
04.06.2025
ТЮЗ – в числе призеров конкурса «Пресс-служба
– 2024»
30 мая ТЮЗ получил 2 награды на XVII ежегодном профессиональном конкурсе в Москве
Все новости
-
«Маугли» -
«Маленькие трагедии» -
«Я, бабушка, Илико и Илларион» -
«Как важно быть серьезным» -
«Огниво» -
«Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» -
«Обыкновенное чудо» -
«Без ума от горя» -
«Волшебник Изумрудного города» -
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» -
«Приключения Фунтика» -
«Аленький цветочек» -
«Денискины рассказы» -
«Гроза» -
«Сын» -
«Рони, дочь разбойника» -
«Чудеса на Змеином болоте» -
«Плохие парни» -
«Прощание с Матёрой» -
«Горка» -
«Жаворонок, или Жанна д'Арк» -
«Цветок для Ниночки» -
«Оруженосец Кашка» -
«Приключения Тома Сойера» -
«Отцы и дети» -
«А зори здесь тихие» -
«Богатые невесты» -
«За зимою снова лето» -
«Алиса в Стране чудес» -
«Фома Опискин» -
«Белая гвардия» -
«Двенадцать стульев» -
«Черная курица, или Подземные жители» -
«Майская ночь» -
«Пиковая дама» -
«Банка сахара» -
«Принц и нищий» -
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» -
«Конек-горбунок» -
«Золотой ключик»