История неудавшегося самоубийцы



Название издания: Саратовские вести
Дата выхода: 08.11.2012
Автор(ы):  Ирина Крайнова


… И ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ТЫСЯЧ КУРЬЕРОВ

Это не цитата из Гоголя. Это прямое заимствование драматурга, который - по яркости   и выразительности создаваемых образов, по силе и мощи комедийного таланта, по глубоко запрятанному в его  послании  зрителю положительному посылу - ближе всех подошел к великому «Ревизору».

На цитаты  не разошелся

После черной обязательно приходит светлая полоса.Блестящую  сатиру Николая Эрдмана («Самоубийца») - на общество,на  время,нравы - поставил в Новом  тюзе режиссер Михаил Бычков, и поставил великолепно.Бычков режиссировал у нас «Ревизора», его трактовка  была интересна. Ученик Кнебель,лауреат премии им. Станиславского,он  ставил Гоголя и Чехова, Достоевского и Шекспира,Байрона и Лермонтова, Стринберга и Гришковца -в Риге и Таллине, в Омске и Петербурге, в Ростове и Екатеринбурге,  в Таганроге и Краснодаре.

«Самоубийца» по Бычкову - это  актуально без актуализации,  смешно  без пережима, очень остро  и чуть печально.Вечная для классической русской литературы тема маленького человека, задавленного жизнью,  казалось бы, напрочь забытая в 20-м веке. Ставя  остроумца Эрдмана,ее  (тему) как-то теряли  -за  неожиданными поворотами сюжета,  за  характерным языком   полуграмотных героев («эпоха Зощенко»), за дивным юмором автора,где постоянно - игра слов, «высокое» и «низкое» рядом.

«- Я считаю, что будет прекрасно, Аристарх Доминикович, если наше правительство протянет руки.-. Я считаю, что будет еще прекрас¬нее, если наше правительство протянет ноги.-. Хучь бы руки покамест, Аристарх Доминикович».

И - сплошь афоризмы. Если бы пьеса была опубликована в свое время, она   вся бы разошлась на цитаты, как «Двенадцать стульев» или «Золотой теленок».

«Пусть редактор своею железной рукой вырвет с корнем его половую распу¬щенность… Там женщина голову или даже еще чего хуже моет, а вы на нее в щель смотрите…В настоящее время интеллигенция — это белая рабыня в гареме проле-тариата…Разрешите мне вам преподать совет: вдохновляйтесь согласно постановлениям… С самого ран¬него детства я хотел быть гениальным человеком, но роди¬тели мои были против».

Станиславский  первый сравнил Эрдмана с Гоголем,  Мейерхольд - с Мольером. Но судьба «Самоубийцы»,в отличие от «Мандата» (первая пьеса драматурга шла во многих театрах), была несчастлива. Автора ссылают  в Сибирь, не публикуют,  пьесу не  позволяют ставить ни   Станиславскому, ни Мейерхольду, ни Юрию Любимову ,ни Валентину Плучеку  -даже в начале 80-х.
В декабре 1931 года Эрдмана начинали репетировать во МХАТе - спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям приступил Мейерхольд  - произошло   то же самое. Плучек поставил "Самоубийцу"  только в 1987 году, и, судя по откликам, это не был удачный спектакль.

Пьеса о том, как одного безработного надоумили покончить с собой, и «общественный мотив» еще приплели к его поступку, да не один .А он в последний момент …не застрелился, философски размышляя, что же произойдет с ним между двумя  секундами - до и после выстрела.Вот, вроде бы, все  содержание.Но ,как пишут критики, «слишком выпукло со страниц пьесы выпирает фига Эрдмана, изящно и остроумно сложенная в 1928 году против вождей, революции, строящегося социализма».

История  маленького человека  переставшего бояться смерти, и, следовательно, вообще переставшего бояться,  который позвонил прямо в Кремль и  выдал афоризм, известным всем, кто даже никогда не  смотрел  и не читал Эрдмана: "Я Маркса прочел и мне Маркс не понравился!"…Неактуально? А  давайте начнем читать не с этого места, а немного выше. «Все молчат, ког¬да колосс разговаривает с колоссом. Дайте Кремль. Вы не бойтесь, не бойтесь, давайте, барышня. Ктой-то? Кремль? Говорит Подсекальников. Под-се-каль-ни-ков. Индивидуум. Ин-ди-ви-ду-ум. Позовите кого-нибудь самого главного. Нет у вас?...»

-Я думаю, что в пьесе можно найти много параллелей с современностью, уверяю вас!-  высказывание французской зрительницы . Актер и режиссер Патрик Пино    предложил свою версию пьесы  на знаменитом  Международном фестивале в Авиньоне.  

Актер и режиссер Вениамин Смехов,лично знавший драматурга, ставит «Самоубийцу» в РАМТе.  Спектакль  в его трактовке  впервые прозвучал, «как классика, которая всегда интересна исследованием человеческой природы». Но Смехов сделал большие купюры в монологах Подсекальникова.Зачем нам эти фантомы прошлого - революция, пролетариат, борьба классов?...

Разжалованный в массу

Любопытно,но режиссер Михаил Бычков, ставя  эту  жутковатую «одиссею» Семен Семеновича в гробу и  на кладбище,  впервые сохраняет авторский текст -полностью. Во-первых,  это  чрезвычайно острый текст, от  которого получаешь огромное удовольствие.А  во-вторых,  очень глубокий.Как освобождается от липкой  боязни всего на свете маленький  человек Подсекальников, так и зритель , смеясь над ним,  смеется  над своими страхами , въевшимися в него на генетическом уровне. Финальный монолог  героя вообще программный, он пародирует  парадные речи «выдвиженцев  из народа» и  утверждает неповторимость  каждой личности, какой бы ничтожной она нам не казалась

Я прочитала пьесу. Впервые. После саратовской  премьеры. И  испытала ни с чем несравнимое наслаждение.Рекомендую! Великий насмешник ,Эрдман  всю  наполняет ее цитатами  - из Чехова,  из Горького, и конечно, из Гоголя. И все  перевертывает  по-своему. «Надо жить, жить, жить, жить»- стенает герой. Узнали? Приготовьтесь -  «для того, чтобы застре¬литься». Или - «Есть другая, прекрасная, чудная жизнь». Мы знаем, откуда   эта фраза.Но вот конец цитаты: «…Жизнь с бельем, с обстановкой, мехами, косметикой».

«Маленькие, нудные людишки//Ходят по земле моей отчизны…//Всё хотят дешевенького счастья,//Сытости, удобств и тишины»,-  воевал  с мещанством юный  Влас в «Дачниках» Горького. Ему отвечал «мещанин» Суслов. Но тот еще не вкусил  «плодов революции».На календаре был только 1904 год. Через 24 года  свободолюбцу Власу с полным правом  отвечает безработный Семен Семенович:  «Все строительство наше, все достиже¬ния, мировые пожары, завоевания — все оставьте себе. Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь и приличное жало¬ванье».

Если целое поколение русских  писателей вышло из гоголевской  «Шинели», то русский немец Эрдман вышел, несомненно, из сюртука Хлестакова. Курьер Егорушка появляется в пьесе «Самоубийца» только во втором действии -  12-м явлении , но он   из главных действующих лиц.Подглядывает в ванной, строчит статьи-доносы в газету ( нам хорошо знаком этот способ общественного негодования,: травля Солженицына , Высоцкого,  Бродского через печать), смотрит на все «с марксистской точки зрения» - в отличии от  галереи типов, выведенных в пьесе.

«Все с нее как рукой снимает, такая из женщины получается га¬дость, я вам передать не могу»,  - смакует посыльный  свою «классовую позицию». «Силомер для курьеров не имеет значения, потому что мы силу свою измерили на гражданской войне за свобо¬ду трудящихся»,  -демагогически заявляет, скромно подписываясь под доносом - «Тридцать пять тысяч курьеров». Псевдоним у эрдманского курьера  такой. Именно  тридцать пять,как   у  гоголевского героя: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры,курьеры... можете  представить себе,  тридцать  пять  тысяч одних  курьеров!... "Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!"  

Но в отличие от безвредного, мечтающего о   славе Хлестакова , Егорушка   подленек  и  опасен. В 1928 -м ( год написания пьесы) армия сталинских стукачей еще только формируется по всей нашей  необъятной стране.Егор Тимофеевич  - из первых в нее кандидатов.Именно он главный антипод  слабого, глуповатого, но по-своему честного Семена Семеновича Подсекальникова, а не  представители классов, выведенные  в пьесе под видом А р и с т а р ха  Д о м и н и к о в и ча  Г р а н д - С к у б и ка,О тца  Елпидия , Писателя, Мясника . Егорушка актера  Евгения Сафонова   в меру  нахален  и весь  напичкан  ходовыми лозунгами.

Любитель до Гоголя
Гораздо ближе  к гоголевскому Хлестакову образ Подсекальникова. С той разницей,что мелкий  чиновник из Петербурга  разливается соловьем так убедительно, что все ему верят, а Семена Семеновича  его окружение, состоящее из бывших купцов,  «перекрасившихся» писателей, владелиц питейных заведений и  прочих знойных красоток, дружно поднимает   в его собственных глазах.

С тронной речью Хлестакова о супчике прямо из Парижа перекликаются   фантазии размечтавшегося Подсекальникова:«Приехать с концерта с хорошим жалованьем, сесть на кушетку в кругу семьи: «Что, полотеры сегодня были?» — «Обязатель¬но были, Семен Семенович». — «А статую, что я приглядел, купили?» — «И статую купили, Семен Семенович». — «Ну, прекрасно, подайте мне гоголь-моголь».

Подсекальников  - Артем Кузин. Это очень сильная роль молодого актера,  который и «ревизора»  тоже у нас  играет.  Он выглядит здесь гораздо серьезнее, я бы даже сказала, значительнее своего гоголевского собрата. Особенно когда  начинает размышлять о жизни и смерти.  Конечно, он комичен, но не  гипертрофированно, в рамках психологического театра. А  кое-где - трагикомичен. Убедительна  мизансцена с дверью, которая смотрится , как нависший Дамоклов меч.Это добавочное давление на героя - не только пистолет, но и падающая дверь.

Все герои-типажи «черной»  комедии Эрдмана ( венки, отпевание, кладбище!) даны выпукло.«Сидит в ресторане, как наглый са¬мец, с Маргаритой Ивановной Пересветовой» (Ольга Кутина) Калабушкин(Алексей Карабанов).Замечательно отвоевывает «своего» мужчинку героиня Кутиной.   Опутывает сетями   пышных словес Гранд-Скубик (Валерий Емельянов ).Вторит ему Виктор Викторович - Илья Володарский.Отец  Елпидий в самый патетический  момент нашептывает непристойности даме ( чудесно играет  Юрий Ошеров),дама  громко ржет (Жанна Волошина). Мини-шедевры создают проковылявшая  из уборной с личный кругом Старушка(Нина Пантелеева),  Старушки1 и 2 в крошечной сцене на кладбище(Пантелеева и Тамара Цихан).

В этом  скопище монстров симпатию  вызывают  только две фигуры. Рыжеволосая, румяная, дебелая  русская краса Машенька - добрая, глупая, терпеливая,заезженная  муженьком -домашним царьком. Роль  Маши  словно написана для тюзовской красавицы Елены Красновой -  как кротко сносит она все  капризы и причуды своего Сенечки , как  сильно за ним   убивается. Но все-таки остается женщиной  , даже причитая и  сетуя: « Сеня был — шляпы не было, шляпа стала — Семена нет. Господи! Почему же ты сразу всего не даешь?»

Свою лучшую  за последние годы  роль играет  Светлана Лаврентьева. Первое  ее появление на сцене - ночью, в безликой  советской комбинации, одинаковой для всех в этой стране- похоже на тяжелые  шаги  Командора. Но у  тихого-мирного Подсекальникова, видно,  теща тоже  под каблуком . Поворчав для порядка, она бежит готовить гоголь-моголь  страдающему  мировыми скорбями зятьку(«до чего он любитель до гоголя, страсть!» ) .Мамочка и дочка -отличная парочка.

Одна из лучших  сцен спектакля: пропал муж,  Маша стучится к  директору тира и  трогательно-жалобно просит его помочь : «Побежимте!». И они так смешно  и неловко бегут! Маргарита Ивановна, находясь на страже своего незаконного счастья,  искренне недоумевает: «До чего он любитель вдвоем ухо¬дить, это прямо психоз у него какой-то».

Пожалуй, только сцены на кладбище, с пребыванием в гробу мнимого покойника несколько затянуты. Декорации усредненные -  голая фанера, одинаковая для всех в  большой коммуналке - двери, табуреты,туалетные кружки, как знак  превращения человека в  «огромную массу масс» ( художник Николай Симонов). И вообще все везде из фанеры, не слишком надежного материала.Только в первой сцене есть еще  широкая  металлическая кровать четы Подсекальниковых , она одна и  воспаряет над квартирой и  - над  бытом. Как мечты маленького человека о ливерной колбасе или о чем-то большем (вся мизансцена уморительно-антрепризна - от начала  до конца). Между картинами «личные» счетчики мигают, как  беззвучные сирены.
Двигаются   актеры просто прекрасно, разделяются на  банкетные пары и очень пластично, безо всякой пошлости изображают «разнузданную цыганщину» и всеобщий  флирт.Собираясь  «в последний путь»,  мило садятся в кружок и  на корточки  -  на нынешний манер.  Видно, что работает команда,   хорошо освоившая новую, большую сцену.

«Вот я стою перед вами, в массу разжалованный человек, и хочу го¬ворить со своей революцией: что ты хочешь? Чего я не от¬дал тебе? Даже руку я отдал тебе, революция, правую руку свою, и она голосует теперь против меня. Что же ты мне за это дала, революция? Ничего».Произнося  в финале длинную тираду в защиту жизни, о праве на нее каждого, главный герой Семен Семенович трогателен и  серьезен. Он  далеко откидывает крышку гроба,та летит чуть ли  не в зал.Кажется, что прямо на нас летит. Немая сцена…

Назад в раздел