«Я — Актриса?!.»: в поисках счастья



Название издания: Известия Саратов
Дата выхода: 13.12.2013
Автор(ы): Елена Маркелова


В Саратовском академическом ТЮЗе имени Ю.П.Киселева состоялась премьера спектакля «Я — Актриса?!.». Его поставила московский режиссер — заслуженная артистка РФ Елена Оленина. Художником-постановщиком спектакля выступила Марина Алимова, тоже москвичка.

Основу спектакля составили рассказы А.П.Чехова «Трагик», «После театра» и эпизод из его пьесы «Чайка», а также произведения А.И.Куприна «Последний дебют» и «Allez». Театр юного зрителя предлагает своей непосредственной аудитории поразмышлять на тему театра и театральности, природы актерского таланта.

«Вся жизнь — театр, а люди в нем — актеры»... Фраза великого Шекспира стала избитой. Актеры ТЮЗа своей без преувеличения завораживающей игрой оживили ее в попытке показать ту тонкую грань, которая существует между артистом и его персонажем. Дуализм артистической натуры подчеркивается режиссером на всем пространстве сцены. Актрису и ее Отражение играют две артистки, в качестве силуэтов оживают на заднике сцены мысли героини.

Исполнительница главной роли — собирательного образа Актрисы — показывает нам, что рубеж между искренним переживанием и заученной ролью практически неуловим. Своей игрой покоряет артистка Ирина Протасова. Дело даже не в том, что ей приходится легко и виртуозно на протяжении двух часов в прямом смысле менять множество масок (они плотно закреплены на черном бархате стен) и выполнять сложные цирковые трюки на подвесе. Протасовой удается за минуту перевоплощаться в героинь разного возраста и житейского багажа. Вот на сцене танцует восторженная 16-летняя Надя Зеленина, по возвращении из театра, где давали «Евгения Онегина», не знающая, «что делать со своей большой радостью». Она пишет в воздухе: «Я тебя люблю», и эта невидимая фраза на самом деле зримая метафора большой мечты. Из угловатой, смешной девочки-подростка Ирина Протасова на наших глазах превращается в mademoiselle Нору из рассказа А.И.Куприна «Allez». Взгляд покорной лани (внешнее сходство саратовской актрисы с Одри Хёпберн сногсшибательно), привычка покоряться властному цирковому крику «Алле» и решимость, с которой Нора сводит счеты с жизнью, не оставляют зрителей равнодушными.

В круговерти театральной жизни, в окружении гуляк-актеров живет героиня истории «Трагик». Посвятившая себя этому безжалостному артистическому миру, она примеряет на себя личину каждого из окружающих — и оказывается отвергнутой всеми ими. «Талант — вовсе не благословение небес, а постоянная необходимость жертвовать самым дорогим, здоровьем, собственным «я», своей душой в угоду ненасытной сцене», — посыл спектакля.

По принципу оксюморона построена сцена из купринского «Последнего дебюта». Актриса Гольская (как убедительна Протасова в роли светской львицы и примы), брошенная любовником, во время спектакля выпивает настоящий уксус и погибает. Но зрители в это время... смеются. Есть над чем. Запутывается в целлофановых волнах Актер «спектакля в спектакле» (премьера ТЮЗа стала удачей и для Артема Яксанова), кувыркается в своей будке суфлер (вволю иронизирует Любовь Сосновская). Тюзовцы красноречивы в иллюстрации того, как рушится театральное пространство, когда в него вторгается быт.

Вопрос у автора этих строк вызвал только эпизод из «Чайки» А.П.Чехова. Встреча Нины и Треплева из третьего действия по настроению больше напоминает начало пьесы, очень уж восторженна Заречная — надломленная и уставшая от жизни женщина. Возможно, это задумка режиссера, которая призвана сверхэмоциональностью Нины «оттенить» мрачную безысходность Константина. Браво, Антон Щедрин! Недвижный взгляд, окаменевшая поза, и перед нами обреченный Треплев. Человек, заслуживающий сострадания.

«Сейчас возник вопрос о конкурсности при поступлении в театральный, — поделилась своими мыслями о мире Мельпомены режиссер Елена Оленина. — Если раньше это был конкурс талантов, то сейчас к этому подмешался еще и конкурс кошельков. Наблюдение за этим приводит к выводу о том, что люди идут в профессию, не зная о ней ничего: «Я хочу славы, успеха, блеска, денег. Больше ничего мне в этой профессии не надо». Приходят и сталкиваются с проблемой. За них платят — и они считают, что вроде бы становятся актрисами. При этом они ничего не понимают в профессии. Поэтому очень резко падает уровень образования именно в актерской профессии. Те люди, которые талантливы, даже не понимают, что они талантливы. Они зачастую об этом даже не догадываются. Очень хочется, чтобы вырос уровень. Человек, «повернутый» на театре, пойдет туда без лишних дум — удариться, поставить лишний синяк или нет. У нас в спектакле все актрисы поломанные, потому что они одержимы этой профессией. И такие люди нужны сейчас».

Коснулась режиссер и темы многочисленных самоубийств в спектакле: «Сейчас очень много подростковых суицидов — среди детей в возрасте 14-15 лет. А вот здесь как раз наша задача дать понять: «Ты уйдешь — и на твое место придет другой. Это не выход! Выход — в терпении».

Спектакль очень изобретателен технически, и как же он выиграет, когда актеры освободятся от пока сковывающих их премьерных тисков этой самой техники! Смотреть «Я — Актриса?!.» необходимо. Спектакль сулит огромное эстетическое удовольствие и заставляет задуматься о сложном мире закулисья.

«Спектакль-путешествие, позволяющий заглянуть в загадочное царство театрального закулисья», — так ТЮЗ Ю.П.Киселева позиционирует последнюю премьеру. После просмотра «Я — Актриса?!.» особое внимание обращаешь на знаки препинания в названии этой удивительно щемящей работы. Кто она, Актриса? Человек, ко всем победам и трагедиям которого Её Величество Сцена безучастна. Человек. И точка. Давайте бережнее относиться к актерам.


Назад в раздел