Макдонах по-русски



Название издания: САРЫТАУН.АРТ
Дата выхода: 24.12.2015
Автор(ы): Ирина Крайнова


Самым удачным показом  осенней творческой лаборатории тюза Киселева   стала пьеса Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила».

Точнее сказать, единственным удачным. Я писала тогда, что «здесь все сошлось:  очень смешной  и в то же время глубокий текст молодого драматурга (уже лауреат конкурса «Евразия») , отличная постановка  без пяти минут режиссера – студента известного петербургского педагога Фильштинского , слаженная игра замечательных актеров. Поздравим себя: мы видим на сцене золотой фонд киселевского тюза – Нину Пантелееву в роли  зловредной старухи, мучающей сына своими болезнями, а больше  охами  и  ахами по их поводу».

Теперь режиссер Андрей Гончаров довел эскиз до законченного спетакля. Черная комедия -  жанр,  великолепно разработанный Макдонахом - разошлась по миру кругами. В чем-то  похожи   пьеса Баженовой и «Королева красоты» знаменитого драматурга-ирландца. Там престарелая мать терзает материнской любовью (на самом  деле -  эгоизмом старости)  немолодую дочь. У Баженовой аж 100 лет старушке, сыну - под 60, что прибавляет комических красок. Выспавшись днем у телевизора, ночью мамаша бодрствует, мастерски скидывает шапку (велят носить доктора), требует чая и печеной картошки, еще и представляется, ловко разыгрывая собственную кончину. Доверчивый добродушный сын (Алексей Ротачков) каждый раз верит, пугается по-настоящему, оправдываясь, говорит: «Уже две недели, считай, прошло, а она все никак. Ну, дай бог чтоб, конечно».

Запретная тема ухода стариков, ухода, которого ждут, – из-за квартиры, наследства, из-за  понятной человеческой усталости, перестала быть запретной. Но подавать ее можно и должно со всем возможным тактом и  спасительным юмором – все там будем! Ирония сквозит в каждом жесте столетней бабули. Как ловко она  закидывает шапку – ровно на середину «однушки», как точно плюет орехи –  в лицо предполагаемой невестке, как  вызывающе стонет из-за шкафа  в самые неподходящие моменты. Похоже, она и сама не верит в свою смерть и ернически, по деревенской привычке, примеряется к воображаемому гробу на чердаке. Куда охотней Зоя Марковна старается отстоять свободу единственного сына, которая ей самой ох как нужен.

По  пальцу молотком она тоже попадает понарошку (не как в пьесе). Однако девушку Женю, привезенную из деревни в утешение "ст. научному сотруднику" Владимиру, на мякине не проведешь. Языкатая, скорая в делах, с терпким народным  юмором, вместо «больного» пальца  она перевяжет маме Зое все остальные пальцы. И скажет Бессмертной то, что не решается ее интеллигентный сын:

«Похоронила она себя в сорок лет, ничё не скажешь. А он-то разве виноват? Ему же, наверное, еще пожить хотелось? А ты и его? За компанию?»

Женя девушка, конечно, темная и с чудовищным вкусом: ее одеяния из китайской оптовки,  выкатываются за ней на сцену на длинной театральной вешалке. Но Женька открыта и простодушна, обаятельна и юна (ее убедительно играет недавняя выпускница театрального института Александра Карельских). Серые важные гуси, которые  до того паслись лишь в воспоминаниях Зои Марковны да на экране арьерсцены, постепенно окружают тесную квартирку со всех сторон. Деревня приехала в город!..Только Женины гуси нарядно белые, при фате, выдвигаются вперед и тучная корова, и дородная свинья- «невесты», предел мечтаний  жительницы деревни, где уже ни сверстников, ни перестарков. Все ее платья белые и длинные -хоть  сейчас венчаться. Появится и  племенной бычок при галстуке (муляжи угрожающе забавны). Владимир? Да нет, тому бы «только смотреть на нее, чай носить, рассказывать что-нибудь. Она же ничего не знает».

Женька и с Кащеюшкой общий язык найдет. Обе они в разное время убежали от хозяйственного родительского рабства. Но не договориться ей с завистником Плоцким, у которого  машина хорошая, «жена, кабельное», вай-фай имеется. Умыкнув странное семейство на природу, Плоцкий плотоядно снимает камерой фигуристую девушку, потом он молча камеру опустит.  Видит, как Владимир «сначала улыбается, а потом и смеется - выдавая зубы и даже запрокидывая голову. Слышит, как Зоя Марковна заявляет, что может и в торец кому-то дать. А Женя говорит, что это ее слова, а не Зои Марковны. А Зоя Марковна спрашивает у Владимира, кто эта наглая девица и просит немедленно гнать ее в шею... А Владимир неожиданно для себя объявляет, что сейчас обе от него в торец получат».

Обычная перепалка бабки и «внучки»? Эти минуты абсолютного счастья Яго им ни за что не простит. И придет он не за девушкой –  гонит  его мстительное чувство. Сцена изнасилования  дана тяжкой театральной метафорой: актер (Алексей Карабанов)  бесконечно глотает мерзкую красную жижу,  а она течет и течет по подбородку. Девушка укрылась в ванне, убранной белым кружевами, как и все вокруг нее. И потом в мокрой одежде из нее вылезает.

Мать и сын, снова оставшись одни, по-братски разделили осиротевший диван-кровать. В пьесе! В спектакле  каждый остается в своем углу. Владимир не простит мать, целиком забравшую его жизнь. Но топором он не махнет, как следовало ожидать. Диалог теряет остатки здравого смысла.

«Это, получается, уже аж трехтысячный наступил?.. Уже аж трехтысячный, а ты все никак. Ну, дай бог чтоб, конечно».

Получается,по тысячи с гаком годков каждому. Трагикомедия переходит в разряд абсурдистских. И снимает все вопросы нестыковки текста. Героя дважды уволили из института, а он туда отмечаться ходит. «Такой лошок», а разработки своей вечной дороги за границу умудрился продать. Такой воспитанный, а у однокурсницы разрешения  просит «ляжку потрогать». Чего не бывает на театре абсурда!..

Об уходе без «сантиментов» говорить трудно. И актеры на них кое-где сбиваются.  Легкое дыхание, которое так нравилось нам на осеннем показе, в премьере куда-то ушло. Такова участь многих этюдов. Но касаться надо всех тем, даже самых трудных, с юмором они или без. Жертвенная материнская любовь не требует ответных жертв. У взрослых детей свои задачи в жизни.

Оригинал статьи: http://irin-krainov1.livejournal.com/132908.html

Назад в раздел

Новости

22.06.2017 Итоги проекта "Школьный актив", сезон 2016-2017

21 июня 2017 года в музее театра педагогическая часть подвела итоги сезона на заключительной встрече...


16.06.2017 C 19 июня касса театра работает с 10 до 18 часов!

Внимание!

C 19 июня касса театра работает с 10 до 18 часов!

Телефон кассы 242363.


13.06.2017 Итоги акции "Культурная палитра России" и фото!

12 июня 2017 года в День России на площади им. Ю.П. Киселёва Саратовский ТЮЗ провёл праздничную акцию...


02.06.2017 "Культурная палитра России" - 12 июня с 11 до 13, акция к Дню России

Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева 12 июня 2017 года в День России проводит...


Все новости