Странствие в Марк-Твению, или Мистер Клеменс снял бы шляпу.



Название издания: Saratovnews.ru
Дата выхода: 21.05.2015 21:00:00
Автор(ы): Светлана Микулина


"Принц и нищий" - любимейшая книга детства. Поэтому на премьеру ТЮЗовской сказки шла не без волнения. Ведь всегда немного страшновато, когда твоих самых дорогих друзей из числа литературных героев, оживляет кто-то другой… вдруг не совпадут эти образы - и что тогда? Ведь детство-заповеднейшее пространство. Любое воспоминание о нем-дорого, а любые подобных несовпадения-будто клинки для сердца.

Да и вообще, откровенно говоря, с трудом представляла, как всю роскошь дворца Тюдоров и всю нищету и беспросветность двора Отбросов в тупике за Обжорным рядом можно перенести на сценические подмостки?! Как передать актерским и режиссерским языком всю шаловливость и нежность, озорство, мудрость и величайший гуманизм этой сказки, в которую так хочется верить?

Да и сам Марк Твен, видимо, относился к этой книге с особой нежностью. Ведь именно волшебной истории о двойниках, которым было не суждено встретиться никогда, а они на тебе - встретились, предшествует трогательная надпись автора: "Милым и благонравным детям, Сузи и Кларе Клеменс, с чувством сердечной любви посвящает эту книгу их отец".

"С чувством сердечной любви" - вот она, наиглавнейшая фраза. Фраза-ключ к увлекательнейшему и одновременно мудрейшему из повествований. С чувством сердечной любви оказался поставлен и ТЮЗовский спектакль. Начну с художника - потому что это самое первое впечатление от сцены. Марина Алимова сотворила фееричное чудо, от которого не только дети-взрослые не могли отвести глаз! В мире существуют Диснэй-лэнды, а художник этого спектакля создала Марк-Твеновский город, при виде которого мудрец и вечный ребёнок мистер Клеменс, он же Марк Твен почти наверняка приподнял бы шляпу-в знак почтения создателю фантазийного пространства.

Режиссер Елена Оленина нашла те изящные ходы, что виртуозно и точно характеризуют людей-свиты короля и обитателей городского дна. люди-куклы, царедворцы и вельможи, чьи движения-словно зеркала повторяют волю государя, те, кто не привыкли и не умеют возражать и самостоятельно думать, кому дано лишь вторить и соглашаться. Люди-манекены-элегантные и столь же бездушные, им к лицу и их танцы, и выверенная пластика их движений.

Простолюдины, чьи движения лишены этого ритма, этой странной грации людей-кукол, стихийны, одеты в серое, неприметное, рваное. Они не могут похвастаться красотой одежд, но они- искренны в каждом своем порыве. Откроем томик Марк Твена: "Бэт и Нэн были пятнадцатилетние девчонки-близнецы, добродушные замарашки, одетые в лохмотья и глубоко невежественные".

Бэт и Нэн в прочтении Ольги Лисенко и Ирины Протасовой превратились в девчушек с городского дна и подарили своим героиням эмоции обездоленных девочек - полуголодных, одетых в не пойми что, но все равно очаровательных. Потому что детство способно украсить собой даже ужас обездоленности. Даже дно. Помните незабвенный фильм о холокосте под названием "Жизнь прекрасна"? Жизнь прекрасна - когда на нее, даже стократно несовершенную, драматичную смотрит ребенок.

Актерские работы в спектакле вообще выше всяких похвал. И не столь уж важно, а может и напротив, даже славно, даже очень хорошо, что глядя на благодушную внешность Владимира Конева (Король Генрих восьмой) не очень веришь в кровожадность и лютость его героя… Конев настолько органичен в своем сверкающем камзоле, что моя маленькая соседка лет пяти отрецензировала облик монарха точнейшей фразой: ну всамделишный же король!

А прескверный отец, пьяница и вор Джон Кенти! Когда герой Алексея Карабанова зарезал священника, другой маленький зритель - уже мой собственный сынишка девяти лет от роду едва не заплакал…

Дети вообще смотрели спектакль с такими лицами и выражением глаз, что об этом можно было бы снимать отдельное кино! Дети не просто были зрителями-они дышали воздухом спектакля, они бродили вместе с его героями по улочкам средневекового Лондона и восторгались вместе с Томом Кэнти (блистательная работа Кристины Топчевой) роскошью убранств замка Тюдоров. И ужасались бесправием и нищетой средневековых улиц, увиденными глазами Эдварда Тюдора (ладошки уже устали принцу хлопать, а хлопать хочу - еще одна цитата от главных зрителей девятилетнего возраста!) Погружение было абсолютное и безоговорочное, а когда свершается подобное погружение, и загорается волшебство ИСКУССТВА.

Не могу не сказать о сценической версии спектакля. В сущности, ее автор, зав лит ТЮЗа Анастасия Колесникова, оказалась в роли соавтора одного из самых мудрых и остроумнейших людей за всю историю человечества. Скомпоновать текст из романа в тридцать три главы до пьесы, сохранив при этом динамизм и живость повествования, задачка явно не из ученических. Анастасия смогла создать тот ажурный дворец текста, который органично совпал со сказочными постройками режиссера и художника. Зрелищность, пластика, текст - все в "Принце и нищем" на своем месте. Эта молодая девушка вообще удивительно чувствует прозу, над которой работает. Например, двор отбросов Настя щадяще и деликатно превратила в мусорный дворик - потому что есть законы книги и законы сценические. И то, что хорошо на страницах прозы может резать слух со сцены.

"Принц и нищий" - сказка для детей и взрослых. Та самая АБСОЛЮТНАЯ удача театра не посмотреть которую просто грешно. Это больше, чем спектакль - это какая-то умопомрачительной красоты машина времени в мир нашего с вами детства.

Детям иногда становится на ней немного боязно. И это нормально, потому что, что это за театр должен вызывать эмоции. Дети смотрят зачарованно - иллюзия реальности полнейшая. Дети переживают, жалеют, сострадают, а это значит, сбываются заветы трех замечательных гуманистов разных времен и народов - Марк Твена, Вадима Давыдова, Юрия Киселева. А это значит, волшебство свершилось. Аура гуманистичности торжествует.

Очень Марк Твеноская сказка. Очень тюзовский спетктакль - тюзовский в лучших традициях выдающихся режиссеров Саратовского ТЮЗа Киселева и Давыдова.

И еще одна фраза в заключение. Этот спектакль способен вызвать желание прочитать книгу, у тех, кто ее еще не открывал. Он - как диковинный, яркий фонарик, манящий в МАРК-ТВЕНИЮ.

"Пожалуй, все это было, а пожалуй, и не было, но все же могло бы быть", -заявил некогда в предисловии сам мистер Клеменс. ТЮЗ убедил меня: было, да еще как!

Источник: http://www.saratovnews.ru/columnists/post/stranstvie-v-mark-tveniu-ili-mister-klemens-snyal-by-shlyapy/

Назад в раздел

Новости

10.08.2018 Гастроли Тверского театра юного зрителя с 13 по 16 сентября 2018!

Саратовский театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева и Тверской театр юного зрителя в сентябре 2018...


10.08.2018 20 сентября премьера дипломного спектакля «Дон Жуан, или Любовь к геометрии»

Саратовский ТЮЗ Киселева в новом театральном сезоне продолжает сотрудничество с Театральным институтом...


01.08.2018 Касса театра начала свою работу! Репертуар на сентябрь.

Начала свою работу после летнего перерыва касса Саратовского театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева!...


30.07.2018 80 лет со дня рождения Елены Александровны Росс

30 июля 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения Елены Александровны Росс, выдающейся актрисы, педагога,...


Все новости