Одноклассники и любовь



Название издания: Сайт "Культура 64"
Дата выхода: 03.10.2016
Автор(ы): Алексей Поленов


22 июня. Гимназия. Второй этаж. Утро. Негорячее солнце золотит окна. Тягучее это утро. Музыка никуда не спешит. В холле – они, выпускники этого года. Уже давно прошли те шесть утра, когда всё закончилось, но они ещё здесь. Они пьют чай.

Так начинается пьеса «Утро», автор которой – Александр Демахин, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России — 2012», драматург, лауреат премий «Действующие лица», «Триумф». Но образование Александра отнюдь не педагогическое – молодой учитель выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская С. Женовача). И до сих пор нельзя сказать точно, на какой стезе бОльших успехов достиг Демахин – театральной или образовательной. Скорее про него можно сказать так: «одно другому не мешает».

В преддверии дня учителя, 30 сентября, Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева представил премьеру на Большой сцене — спектакль «#Выпускной», драматургом которой как раз и выступил Александр Демахин. Постановкой и сценографией спектакля занимался Сергей Аронин.

И стоит сразу отметить, что спектакль получился крайне симпатичным, юморным и качественным. В основу легла история собственного выпускного вечера автора пьесы, который он встречал, будучи уже молодым преподавателем гимназии. История о том, как вчерашние школьники пытаются увидеть свое будущее и не потерять то прекрасное, что имеют.
«Самое необходимое – никого и ничего не бояться – кроме себя.»

Двенадцать одноклассников, вокруг которых закручено действие спектакля – это прототип каждого человека. У всех нас был свой выпускной, но сценарии их чаще всего похожи. И впечатления от этого вечера, даже ночи, тоже почти одинаковы у всех – чувствуется наступление переломного момента, осознание того, что еще далеко не все высказано, не все сделано, и что с наступлением утра все уже будет по-другому.
«Так иногда хочется вернуться и – прожить заново. И вот ещё секунду назад это было возможно, а теперь – утро и волшебство исчезло и такие дела.»

Режиссер Сергей Аронин соединил историю пьесы «Утро» с элементами еще одного наброска Александра Демахина под названием «Легкая жизнь», добавив в сюжетную линию взгляд из будущего. Постаревший герой, всем известная социальная сеть, возвращение мыслями в тот самый вечер, где были улыбки, слезы, признания в любви, пощечины и надежды. В тот вечер, когда они были юношами и девушками. Что сделало с ними время? Какими зигзагами судьбы они шли по жизненному пути к своим мечтам?

История спектакля – рассказ о прекрасном времени. Вечер выпускного – веселое время, где только что вышедшие из-за парт молодые люди еще наивны, искренне любят и так же искренне ненавидят. Они пьют, конечно, втайне от учителей, философствуют, читают стихи, сближаются и ссорятся, говорят правду и врут, боятся. А спустя много лет от этих огненных эмоций останутся только огоньки углей – еще готовые разгореться, если подует ветер. Этим ветром может стать случайная встреча двух влюбленных старшеклассников. Например, в школе.

Сложные вопросы в рамках «#Выпускного» подаются зрителю легко, с здравой порцией самоиронии. Как говорил Антон Павлович Чехов: «серьёзность человека, обладающего чувством юмора, в сто раз серьёзней серьёзности серьёзного человека». Так вот, драматург и режиссер спектакля явно люди с чувством юмора, которые говорят о серьезных вещах. От того «#Выпускной», несмотря на свою кажущуюся простоту, — работа серьезная, сильная.
Только вдумайтесь, насколько непросто «вклинить» в сюжет несерьезного спектакля такие фразы, как: «Умрёшь – свечку поставлю, не забуду», «О, женщины, вам имя — мозгоклюйство». Притом все происходящее воспринималось смешно, а не комично и фарсово. Спектакль максимально честно и открыто предлагает поговорить о важном, оставляя пространство для интерпретации, подталкивая зрителя к самоанализу и рефлексии. И при этом заставляет улыбнуться даже самого заядлого сноба.

«Юль, а еще мне кажется, что мы сейчас снимаемся в каком-то плохом фильме…»

Вообще весь спектакль – кладезь доброго юмора. Юмора именно доброго – в нем нет даже нотки пошлости. Он, как и вся атмосфера спектакля, пронизан духом ностальгии и детства – актовый зал, парты, исписанная мелом доска, пыльные книги на полках. Такой спектакль вполне прошел бы самую строгую цензуру.

Актеры спектакля, будто бы тоже воплотились в себя времен выпускного вечера. Михаил Третьяков из роли «недоросля» буквально «переродился» в недотёпу-крепыша Женю, выпускника 11А в кожанной косухе, знающего, что тангенсы это не самое главное в жизни и играющего на рояле. А еще безумно влюбленного в умную девочку в очках (актриса Анастасия Бескровная), но выражающий свою любовь в неловких «заучка» и «дотёпа». Ей это, конечно же, даже нравится. И вериться, что все именно так, и что актеры – дети, которые вот-вот шагнут во взрослую жизнь.

Яксанов Артем с вердиктом: «Любовь – идеализация. Идеализация – любовь», Алексей Кривега с бутылкой шампанского, и еще чего-то покрепче, и Юля Мещерякова в синим платье – будто бы не играют роли, а воссоздают свой выпускной вечер. Может быть, он таков и был?

Превосходен, в роли юноши, Александр Степанов – его герой, «серенький» паренек Сережа – сильный персонаж, не по-детски взрослый в рамках действия о детях. Владимир Егоров, Марина Климова, Кристина Топчева,  Мария Лучкова – каждый из ребят не сыграл, а буквально прожил вечер на сцене в рамках прекрасной пьесы доступной зрителю.

Отдельно стоит сказать о заслуженном артисте Российской Федерации Тамаре Лыковой, которая исполнила роль, конечно же, учителя. Тамара Константиновна – буквально символизирует собой всю суть спектакля. Простая, с чувством юмора, честная. Для того чтобы сыграть учителя ей даже не надо было «входить» в роль – для многих актеров и зрителей театра заслуженная артистка давно уже является учителем, принесшим и раздавшим немало знаний.
Рассказывая об атмосфере спектакля, нельзя пройти мимо обстановки сцены. Декорации действительно на высоте – прекрасная композиция с чистыми переменами, отражающая время в школе. А в сочетании с интересными звуковыми (чего только стоит песня «А у меня портфель в руке — с огромной двойкой в дневник» — ностальгия…) и световыми решениями – получается вполне целостный антураж. Вся команда создателей «#Выпускного» поработала на славу, и на благо зрителя.

Если Вы раздумываете о том, стоит ли пойти на спектакль «#Выпускной» в Саратовский ТЮЗ – склонитесь к ответу «да». Он легкий, забавный, интересный, затягивающий и умный. Такое сочетание не так часто встречается на театральных сценах. Спектакль носит ограничение 12+, и переступать через него не стоит, да и просто не зачем. На него стоит сходить тем, кто уже пережил свой выпускной вечер или он вот-вот предстоит. И услышать в нем правду.
Ведь это самая большая хитрость и есть – правду всё время говорить.

Источник: http://kultura64.ru/vipusknoi/


Назад в раздел