Одноклассники и любовь



Название издания: Сайт "Культура 64"
Дата выхода: 03.10.2016
Автор(ы): Алексей Поленов


22 июня. Гимназия. Второй этаж. Утро. Негорячее солнце золотит окна. Тягучее это утро. Музыка никуда не спешит. В холле – они, выпускники этого года. Уже давно прошли те шесть утра, когда всё закончилось, но они ещё здесь. Они пьют чай.

Так начинается пьеса «Утро», автор которой – Александр Демахин, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России — 2012», драматург, лауреат премий «Действующие лица», «Триумф». Но образование Александра отнюдь не педагогическое – молодой учитель выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская С. Женовача). И до сих пор нельзя сказать точно, на какой стезе бОльших успехов достиг Демахин – театральной или образовательной. Скорее про него можно сказать так: «одно другому не мешает».

В преддверии дня учителя, 30 сентября, Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева представил премьеру на Большой сцене — спектакль «#Выпускной», драматургом которой как раз и выступил Александр Демахин. Постановкой и сценографией спектакля занимался Сергей Аронин.

И стоит сразу отметить, что спектакль получился крайне симпатичным, юморным и качественным. В основу легла история собственного выпускного вечера автора пьесы, который он встречал, будучи уже молодым преподавателем гимназии. История о том, как вчерашние школьники пытаются увидеть свое будущее и не потерять то прекрасное, что имеют.
«Самое необходимое – никого и ничего не бояться – кроме себя.»

Двенадцать одноклассников, вокруг которых закручено действие спектакля – это прототип каждого человека. У всех нас был свой выпускной, но сценарии их чаще всего похожи. И впечатления от этого вечера, даже ночи, тоже почти одинаковы у всех – чувствуется наступление переломного момента, осознание того, что еще далеко не все высказано, не все сделано, и что с наступлением утра все уже будет по-другому.
«Так иногда хочется вернуться и – прожить заново. И вот ещё секунду назад это было возможно, а теперь – утро и волшебство исчезло и такие дела.»

Режиссер Сергей Аронин соединил историю пьесы «Утро» с элементами еще одного наброска Александра Демахина под названием «Легкая жизнь», добавив в сюжетную линию взгляд из будущего. Постаревший герой, всем известная социальная сеть, возвращение мыслями в тот самый вечер, где были улыбки, слезы, признания в любви, пощечины и надежды. В тот вечер, когда они были юношами и девушками. Что сделало с ними время? Какими зигзагами судьбы они шли по жизненному пути к своим мечтам?

История спектакля – рассказ о прекрасном времени. Вечер выпускного – веселое время, где только что вышедшие из-за парт молодые люди еще наивны, искренне любят и так же искренне ненавидят. Они пьют, конечно, втайне от учителей, философствуют, читают стихи, сближаются и ссорятся, говорят правду и врут, боятся. А спустя много лет от этих огненных эмоций останутся только огоньки углей – еще готовые разгореться, если подует ветер. Этим ветром может стать случайная встреча двух влюбленных старшеклассников. Например, в школе.

Сложные вопросы в рамках «#Выпускного» подаются зрителю легко, с здравой порцией самоиронии. Как говорил Антон Павлович Чехов: «серьёзность человека, обладающего чувством юмора, в сто раз серьёзней серьёзности серьёзного человека». Так вот, драматург и режиссер спектакля явно люди с чувством юмора, которые говорят о серьезных вещах. От того «#Выпускной», несмотря на свою кажущуюся простоту, — работа серьезная, сильная.
Только вдумайтесь, насколько непросто «вклинить» в сюжет несерьезного спектакля такие фразы, как: «Умрёшь – свечку поставлю, не забуду», «О, женщины, вам имя — мозгоклюйство». Притом все происходящее воспринималось смешно, а не комично и фарсово. Спектакль максимально честно и открыто предлагает поговорить о важном, оставляя пространство для интерпретации, подталкивая зрителя к самоанализу и рефлексии. И при этом заставляет улыбнуться даже самого заядлого сноба.

«Юль, а еще мне кажется, что мы сейчас снимаемся в каком-то плохом фильме…»

Вообще весь спектакль – кладезь доброго юмора. Юмора именно доброго – в нем нет даже нотки пошлости. Он, как и вся атмосфера спектакля, пронизан духом ностальгии и детства – актовый зал, парты, исписанная мелом доска, пыльные книги на полках. Такой спектакль вполне прошел бы самую строгую цензуру.

Актеры спектакля, будто бы тоже воплотились в себя времен выпускного вечера. Михаил Третьяков из роли «недоросля» буквально «переродился» в недотёпу-крепыша Женю, выпускника 11А в кожанной косухе, знающего, что тангенсы это не самое главное в жизни и играющего на рояле. А еще безумно влюбленного в умную девочку в очках (актриса Анастасия Бескровная), но выражающий свою любовь в неловких «заучка» и «дотёпа». Ей это, конечно же, даже нравится. И вериться, что все именно так, и что актеры – дети, которые вот-вот шагнут во взрослую жизнь.

Яксанов Артем с вердиктом: «Любовь – идеализация. Идеализация – любовь», Алексей Кривега с бутылкой шампанского, и еще чего-то покрепче, и Юля Мещерякова в синим платье – будто бы не играют роли, а воссоздают свой выпускной вечер. Может быть, он таков и был?

Превосходен, в роли юноши, Александр Степанов – его герой, «серенький» паренек Сережа – сильный персонаж, не по-детски взрослый в рамках действия о детях. Владимир Егоров, Марина Климова, Кристина Топчева,  Мария Лучкова – каждый из ребят не сыграл, а буквально прожил вечер на сцене в рамках прекрасной пьесы доступной зрителю.

Отдельно стоит сказать о заслуженном артисте Российской Федерации Тамаре Лыковой, которая исполнила роль, конечно же, учителя. Тамара Константиновна – буквально символизирует собой всю суть спектакля. Простая, с чувством юмора, честная. Для того чтобы сыграть учителя ей даже не надо было «входить» в роль – для многих актеров и зрителей театра заслуженная артистка давно уже является учителем, принесшим и раздавшим немало знаний.
Рассказывая об атмосфере спектакля, нельзя пройти мимо обстановки сцены. Декорации действительно на высоте – прекрасная композиция с чистыми переменами, отражающая время в школе. А в сочетании с интересными звуковыми (чего только стоит песня «А у меня портфель в руке — с огромной двойкой в дневник» — ностальгия…) и световыми решениями – получается вполне целостный антураж. Вся команда создателей «#Выпускного» поработала на славу, и на благо зрителя.

Если Вы раздумываете о том, стоит ли пойти на спектакль «#Выпускной» в Саратовский ТЮЗ – склонитесь к ответу «да». Он легкий, забавный, интересный, затягивающий и умный. Такое сочетание не так часто встречается на театральных сценах. Спектакль носит ограничение 12+, и переступать через него не стоит, да и просто не зачем. На него стоит сходить тем, кто уже пережил свой выпускной вечер или он вот-вот предстоит. И услышать в нем правду.
Ведь это самая большая хитрость и есть – правду всё время говорить.

Источник: http://kultura64.ru/vipusknoi/


Назад в раздел

Новости

28.11.2018 Премьера! 20 и 21 декабря — «Белая гвардия» по М.А. Булгакову на Большой сцене.

В конце декабря саратовских зрителей ожидает масштабная премьера — Саратовский академический театр юного...


28.11.2018 Премьера! «Фома Опискин» по Достоевскому в постановке главного режиссёра театра Алексея Логачёва

Саратовский ТЮЗ продолжает пополнять свою афишу постановками по произведениям классиков русской литературы....


27.11.2018 Продажа билетов на январь 2019 года начнется 29 ноября

Справки по телефону кассы 24-23-63. Касса работает ежедневно с 10 до 19.


12.11.2018 Итоги конкурса по истории театра «И дольше века длится день…»

Публикуем результаты регионального конкурса творческих работ по истории российского театра «И дольше...


Все новости