ШЕСТЬ ГЛАВ О ЛЮБВИ, ИЛИ СЕРИАЛ «ИЛЬЯ ВОЛОДАРСКИЙ», ПЕРЕМОТКА ВОЗМОЖНА



Дата выхода: 02.07.2018
Автор(ы): Светлана Деметьева



1. ОБ ОТЦЕ И ДРУГЕ


В тот год Илье Володарскому казалось, что он навсегда разлюбил лето. Лето, которое олицетворяло для него жизнь, радость, собственный день рождения, а значит круг самых любимых людей вокруг себя.

Лето всегда даровало ему радость. Он снимал дачу для своей семьи. Радовался, вывозя домашних к солнышку и на природу. Он- летний знак по гороскопу-обожал лето. И лето обобрало его нещадно и люто - папа и лучший друг, самый заветный и достойный друг, который только может быть у мужчины, умерли в один и тот же день.

Он долго не мог понять, как выжил в тот день. Сначала ушёл Григорий Семёнович - тончайший артист, умница, красавец. Тот, кто угасал долго, люто и тяжело. Тот, кого так хотелось отбить от неминуемого ухода, но не получилось. Илья Володарский позвонил другу, но телефон оказался отключён. Позже выяснилось, что он вышел на связь в едва ли не в самую трагическую минуту - во время физического ухода Григоря Семёновича с бренной земли. Плюс минус несколько минут.

Весь театр знал: Цинман тяжко болен. Что шансов -при этой лютой болезни- совсем мало. Отбить его у смерти надеялись самые близкие и любимые. Илья Володарский тоже надеялся. Потому что дружба есть духовное родство.

В обществе Цинмана он всегда расцветал. С Григорием Семёновичем невозможно было соскучиться, впасть в уныние, погрузиться в грусть-печаль. Илья Володарский всегда любил весёлых и умных людей…Таким был папа, таким был Цинман. И сам он был именно таким.

Тот день обобрал его подчистую, снял с души такие слои и погрузил в такие бездны, о которых он, если честно, и не подозревал. Всё, что он раньше знал о боли раньше, оказалось игрушками. С уходом двух близких душ ему открылось, что такое тоска и невосполнимость утраты.

Время остановилось. Личные Помпеи - вот что он пережил в тот день. Сначала обожгло лавой трагического известия, потом засыпало пеплом скорби.
Отец умер скоропостижно. Друг - прогнозируемо, но всё равно внезапно, потому что к смерти невозможно подготовиться. Смерть всегда подкрадывается внезапно - как извержение вулкана. Вот что он вынес из опыта этих потерь.

2. О ЖЕНЕ И ДОРИАНО

…В детстве Илья Володарский хотел стать клоуном. По старинному- ковёрным. Истинный клоун-всегда философ и артист. Его слёзы могут видеть только Господь Бог и пустая сцена. Отец перенаправил его детскую мечту в актёрство. Драматический актёр тоже немного клоун.

Ковёрные не плачут при свидетелях, а актёрские слёзы тоже мало кому видны. Слёзы способны превратиться в вопрос и этот вопрос мучал его непрестанно - почему судьбе было угодно забрать их сразу в один день-отца и лучшего друга?! «Просто Всевышнему потребовались два весёлых еврея». Так сказала его жена. Ей дано находить единственно точные слова. Никогда нельзя сказать, за что ты влюбляешься в женщину, но он влюбился в неё и из за этого. В её обществе изменялся сам воздух в комнате. Он словно родился заново в тот день, когда началась их любовь.

Грех жаловаться - Илью Володарского всегда любили прекрасные и умные женщины. И он любил их. А потом, в мире прекрасных женщин встретил её, Надежду Голубеву, мать своей будущей дочери. И у них сразу всё так закрутилось-завертелось! Из за собственного жгучего, сумасшедшего, сладкого романа ему оказалось легче и комфортнее понять характер своего любимейшего персонажа Доменико Сориано-женолюба и плейбоя из «Брака по-итальянски», спектакля, поставленного по культовой пьесе «Филумена Мартурано».

Паоло Ланди, итальянский режиссёр и волшебник сделал ему, тридцатитрёхлетнему актёру царский подарок. Подарил роль на вырост. Роль, в которой он купался в эмоциях, в пылкости чувств, в мальчишеской бесшабашности…зрелого мужчины.

Вместе с этой ролью он словно попадал во временной портал - не без азарта придумывал не только собственного персонажа, но и самого себя… в пятьдесят лет. А будет ли он так же строен, так же задирист, так же щедр в дружбе, так же открыт чувствам, так же притягателен для женщин через полтора десятка лет?

«Брак по-итальянски» неизменно собирал полные залы, и они с Леночкой Вовненко- Филуменой Мартурано- раз за разом разыгрывали перед зрителями неумирающую историю чувств, сладко-горький роман размером в жизнь.

Спектакль-как сладкое красное вино, будоражащий, опьяняющий, с благородным, долгим, терпким послевкусием.

Спектакль о любви и страсти, на который ходили семьями - дабы показать подрастающим детям и отрокам странные и пленительные лики любви и узы страсти.

Спектакль, запросивший с исполнителей главных ролей умения не просто восхитительно танцевать и смеяться сквозь слёзы, и красиво лгать и жестоко флиртовать убедительно рвать сердца сценической правдой.

Итальянская трагикомедия, в равной степени близкая интеллектуалам и школьникам, однолюбам и Дон Жуанам.

Сыграть Доменико Сорианао? Да ещё и у известного итальянского режиссёра?! Сыграть того, кого на киноэкране воплотил невероятный актёр и просто красавец Мастрояни?! Согласитесь- надо быть чуточку с приветом, чтобы принять такое предложение. И надо быть окончательно с приветом, чтобы отклонить подобный шанс.

Не думать о Мастрояни-играть своего, только своего Доменико. Играть итальянца. И еврея, конечно. И чуточку француза. И немного русского. Доменико принадлежит всему миру и играть требовалось национальное и вненациональное одновременно. Отталкиваясь от национального, подниматься к общечеловеческому.

Илья Володарский безупречно, безошибочно почувствовал, считал пластику своего героя. За его лёгкостью таился бешеный и никому не видимый тренаж. Доменико Сориано не только сыгран- он пропет его телом. Чего стоил один только его танцевальный выход с Юрием Ошеровым! Зал хохотал до слёз, зал буквально лежал от этого каскада эмоций!

Мягкость и жестокость, хитроумие, манкость, сексапильность, ревность-светский лев, непоседа, грабитель женских сердец и мот эмоций-сколь красноречиво звучит в этом спектакле каждый его жест!

Любой уважающий себя актёр мечтает о своей звёздной роли, роли-осмыслении, роли-стихии, роли-счастье. В его судьбе такая роль состоялась. И он, кажется, понял кое-что очень значимое и важное про театр.

3. О КОЛЛЕГАХ И ТАЙНАХ СЕРДЦА

Лицедейство есть смесь стихийной интуиции и жёсткой логики , легкомысленности и эрудиции. Лицедейство-дар одухотворять даже самое бытовое , приземлённое, подчас грубое. Вот бы знать точно - чувства или знания переводят человека из мира реального в мир ирреальный?!

О, сколько раз они философствовали, дискутировали, бились на эту тему с Цинманом-и вдвоём, и во время режиссёрско-актёрских мастерских. Он, Илья Володарский обожал подобные беседы и дорожил ими.

Цинман неоднократно высказывал мысль, что почти все актёры хотя бы чуть-чуть гейши. Актёрство -жестокая, зависимая, несвободная, чувственная, построенная на режиссёрской кабале профессия. Актёрство несёт элемент гейшества, только вот людям-актёрам, впрягшимся в эту работу, очень важно не стать гейшами в миру - это было темой тем в их актёрском кругу. Кабала труда до седьмого пота и магическая каббала-вот она, личная формула театра от Володарского.

Театр как магия сердцебиения и пота- трудового и любовного-вот что такое, как мне кажется, театр в глубинном понимании Ильи Володарского.

А ещё Илья понял одну странную вещь-такая зависимая профессия, как актёр чрезвычайно милосердна и благорасположена к самым свободным , не послушным и хулиганистым людям. И он всегда ценил их, самых свободных из ТЮЗовской труппы, даже когда спорил, а то и конфликтовал с ними…

Он уважал аналитику и вдумчивость Кузина, симпатизировал феерии Шаниной, ему представлялась интересной красивая интеллектуальность Лукиной, импонировала детская бесшабашность Чернышёва и вечный настрой на работу у Лапшина. Ему нравилось пробовать себя во многих режисссёрских работах. В последнее время - в режиссёрских постановках Алексея Логачёва, о которых он говорил с азартом и интересом, чем-то восторгаясь, с чем-то не соглашаясь.… К слову сказать несколько логачёвских спектаклей оказались после смерти Володарского приостановлены-замену Илье не нашли в чудесном «Короле-олене», а в «Милом Сашеньке»- роль Адуева взялся исполнять сам режиссёр.

Как это ни странно, а может быть и закономерно, но потеряв очень близких людей, немного отдышавшись и опомнившись после кромешности утраты, Илья Володарский научился- даже острее, чем в бытность отца и близкого друга, чувствовать радость. Радость повседневности. Он стал чувствовать, воспринимать, накапливать и отдавать радость много пронзительнее, чем в их бытность. Получается, что скорбь открывает дверь в мир счастья и помогает осмыслить-вот он ты, мужчина и актёр Илья Володарский. И кто ты есть на этой земле? И зачем ты есть на этой земле? И что достойного ты сделал, кого сделал счастливее, гармоничнее. Кому теплее в этом мире от того, что ты сам живёшь в этой Вселеннной?

С некоторым изумлением и почти оторопью он вдруг начал осваивать искусство быть востребованным не только на сцене-в повседневности.…Потому что жизнь так быстротечна и в стремительной быстротечности жизни надо успеть стать не только хорошим актёром, но и достойным мужем и отцом, коллегой, собеседником, сотрапезником, прохожим. Просто человеком.

Он стал пристальнее присматриваться к самому себе, к качеству мыслей, производимых лично им на свет. Он всерьёз задумался о том, что волновало Достоевского. Великие истины рождаются от великого сердца. Эта мысль не давала Володарскому в последнее время покоя!

Надо развивать сердце, прежде всего сердце!

4. О ВЕЩЕСТВЕ РАДОСТИ

Смерть очень близких словно встряхнула его за шиворот, швырнула на землю, а затеи подняла и повернула лицом к жизни. И словно сказала: смотри и наслаждайся! Вот я, жизнь, во всём её разнообразии, во всех красках. Вот люди, с которыми славно вместе завтракать, ужинать и одинаково насладительно говорить о вечном и пустяках.

Когда он прощался с Гришей Цинманом и с отцом, его поразили счастливые улыбки на их устах. Наверное, надо быть и впрямь угодными Всевышнему, чтобы уходить в Вечность с улыбкой …

«Господу потребовались два весёлых еврея»…Господи, но почему это произошло так рано?! И ведь здесь на земле они тоже очень требовались-своим родичам-друзьям, своему театру. Он был уверен: после кончины Цинмана из любимого ТЮЗа ускользнуло что-то важнейшее и светлое, чувственное, аристократическое… Театр лишился сильнейшей энергетики красивого человека с белой прядью среди тёмных волос.

Театр всегда энергетика. И жизнь тоже энергетика. А любовь это воспроизведение энергетики. Любовь это когда вся твоя жизнь, со всеми её плюсами и минусами, достоинствами и недостатками, становится подарком другому человеку. Его любимейший персонаж Доменико Сориано не умел быть подарком, потому как сам лишь очаровательно-эгоистично лишь собирал энергетику любви. А он, актёр, ожививший столь яркого персонажа, он, вдохнувший в него на сцене жизнь, всё больше стремился быть таким подарком для самых ближних.

Смерть дорогих людней научила Илью Володарского с новой, яркой силой любить жизнь и театр - как модель и как зеркало, как отражение и как величайшую иллюзию жизни. Впрочем, иллюзию ли? Может быть, иллюзия это наш быт, наша суетность, наши побеги за хлебом насущным, за утверждением своего « я» в этой жизни, а театр это правда?

5. ОБ ИСКРЕННОСТИ

Театр юного зрителя…Кем только он не становился на его сцене- Александром Лобовым в «Вечном муже», Лансом в «Двух веронцах», Джеймсом в «Сотворившей чудо»-волшебном спектакле, покорившем театральную Варшаву в 1996-м году.

В особой копилке памяти работа с Цинманом: две истории-«Очень простая» и «Вестсайдская», и «Много шума из ничего»-счастье работать, сотрудничать с этим театральным магом.

Лично мне очень дорога его трагическая роль в восхитительной «Гальере», спектаклю по роману Маркеса «Полковнику никто не пишет»-Володарский создал в спектакле очень живой образ. Не самая большая по объёму роль, а сколько мыслей и чувств она пробуждает!

Весь объёмнейший репертуар Ильи Володарского сложился, сформировался из раздумий и встреч-с режиссёрами и книгами, с коллегами, с цинмановским блокнотом, со своей сосредоточенностью на ролях…

В нём, классном актёре было не обнаружить фальшивого актёрствования на бытовом уровне-черта поистине больших артистов. Он никогда не стенал, картинно закатывая глаза: Я так энергетически истощился, издержался…Я так работал, весь на пределе своих возможностей, так работал…»
В его стиле было бросить куда как менее эстетскую фразу: «В мыле весь. Упахался. Семь потов сошло».

Ему трудно давался театр - не потому что не хватало таланта, а потому что тратил себя безоглядно и работал не экономно, а по полной.

Как-то постепенно всё начало налаживаться. Принял предложение стать заместителем директора театра, оставаясь при этом одним из самых занятых в репертуаре актёров. Актёр, освоивший администраторство - испытание это для актёрской игры или подарок? Пожалуй, он не задумывался над этой загадкой - просто жил и с каждым днём стремился быть востребованным не только на сцене-в повседневности…

В сущности, с переходом на новую должность в ритме и в самой сути его жизни практически ничего не изменилось. Как жил в театре с утра до вечера-так и продолжал жить.

Административная, статусная работа не сделала его суше или надменнее. Или кичливее. Он всегда здоровался первым и уж точно не делал вид, что не замечает кивнувших ему-а такие метаморфозы со вкусившими власти порой случаются.… Занимаясь организацией крупных театральных проектов Илья отнюдь не гнушался малых и скромных ролей-во время репетиций «Приключения Солнышкина» работал ассистентом у своего студенческого друга Сергея Пускепалиса, талантом и человеческим обаянием которого он всегда восхищался.

Последней большой ролью стала ролью стала роль Петра Адуева в «Милом Сашеньке»-в ТЮЗе по разному трактовали его персонажа самые разные люди, но «сходить на Володарского» рекомендовали практически все. Потому как очень интересно. Я не успела посмотреть его в этой роли, о чём каюсь.

6. О ТАЙНАХ И ПАМЯТИ

Никто не ведает о своём смертном часе. Разве мог он, молодой мужчина, только недавно достигший возраста своего любимого персонажа Доменико Сориано предположить, что у него осталось совсем мало времени на земле?! Чуть более полувека-вот и весь его земной срок. Скончался скоропостижно-как и отец. Ушёл и унёс с собой навсегда из любимого ТЮЗа толику энергетики- как и подобает неординарному актёру.

Вот уже год, как он в объятьях любимых людей, умерших раньше его.

Отец и друг встретили его в дверях иного измерения.

Вот уже год, как он знает о мире и Боге что-то такое, что неведомо нам, живущим.

В уходе человека всегда есть загадка, которую живущим не разрешить.

Где Вы, Илья Володарский с Вашим хитроумным прищуром карих глаз?
Где вы, мужчина, с улыбкой, порхающей с ваших губ, как птица?
Где Вы, такой элегантный человек на день Победы, с георгиевской ленточкой в петлице, чтящий Отечество и дорожащий его военной славой?
Где Вы, отец, обожающий свою дочку, и из какой дали Вы подсматриваете теперь за ней и помогаете ей и всей своей, осиротевшей без вас семье?
Где Вы забияка и остроумец, анекдотчик и травильщик баек?
Где Вы, напряжённый постигатель театральной правды?
Где Вы, театральный руководитель?
Когда Вы упали с велосипеда и не было возможности позвонить по ставшему бессмысленому сотовому, о чём и о ком были Ваши последние мысли?
Ау, где вы, Дориано, искренний, невозможный. лгущий, душевный, бездушный, проныра, фокусник, обольститель, мальчишка?
Ау, где Вы?

Я знаю -билеты на этот спектакль с Вами дарили вместе с цветами и вещественными подарками на дни рождения и даже на свадьбы. Лично наблюдала на одной симпатичной пирушке: билеты на «Брак…» возлежали-почивали на дне коробочки с золотыми украшениями. И билетам радовались не меньше, чем украшениям, потому что попасть на историю этой любви было практически невозможно -билеты разлетались в миг!

Согласитесь, это круто!

Одни люди говорят, что перед своей кончиной Илья Володарский в последние месяцы выглядел печальнее -словно его что-то угнетало и тревожило, может, чувствовал свой скорый уход? Другие, напротив, утверждают: актёр был полон планов и внутреннего счастья.

Где правда?

Почему так рано? Так преждевременно? Так досрочно?

Впрочем, нет ведь срока для смерти любимых актёров. И любимых людей.

Это была всего лишь скромная попытка осмыслить одну судьбу, рассказать о том, кто сам был воплощением эмоций.

Это почти что письмо без надежды получить ответ.

Письмо о том, кого уже нет… После театральных актёров не остаётся кинофильмов. Того, что можно пересмотреть. Спектакль существует лишь здесь и сейчас. Спектакли с Володарским несли на себе печать импровизации. Он был разным на сцене. Разным в жизни. А теперь. вот уже целый год и ещё один день его нет. Остаётся лишь экран нашей с вами памяти. Остаются лишь впечатления. Остаётся лишь самое недодолговечное и вечное, самое хрупкое и могущественное. То, что зовётся театральной легендой.

Устроимся в домашнем кинотеатре собственной памяти. Пульт дружбы…любви…зрительского поклонения…уважения коллег или любви родных-всегда в ваших руках. Сериал под названием «Илья Володарский» начинается! Смотрите, он улыбается нам с экрана-понимающе и чуточку снисходительно. Нежно, с толикой озорства.

2 июля в родном ТЮЗе коллеги и друзья устроили театральный поклон памяти Ильи Володарского. Спасибо им за это. И - спасибо Володарскому за то, что он прожил свою жизнь так, чтобы заработать и заслужить такой театральный поклон.

Июльская жара снова невыносима. А в памяти самых близких всё крутятся колёса велосипеда, с которого он упал недалеко от дачного участка и тикают минуты, отсчитывающие время его отсутствия…

Ильи Володарского не стало год и один день назад. Теперь он знает про театр Господа Бога и про нашу с вами суету и мечты, радости и горести всё. Помолимся за него, пусть ему будет хорошо там, где он сейчас.

Светлана Дементьева


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости