Татьяна Чупикова: «Когда поднимается занавес, по мне ползут мурашки и охватывает дикий восторг»



Название издания: «Саратовская мэрия» 22-28 июля 1999 года, №30 (326)
Дата выхода: 22.07.1999
Автор(ы): Татьяна ЛИСИНА


В маленькой комнате ТЮЗа который год подряд смотрят друг другу в глаза два больших, уставших от бесконечной театральной суеты зеркала. Стоят, отвернувшись спиною к спинке, два стула. Висит на двери какая-то старая помятая афиша.

Но недавно две хозяйки этой гримёрки встряхнули застоявшийся покой её привычного пространства. Марина Полозова и Татьяна Чупикова с какой-то лёгкой и немного грустной иронией создали сами себе к юбилею вернисаж, увешав до самого потолка свободные стены фотографиями. Детскими, школьными, студенческими… Поступление, первые упражнения, дипломный спектакль… Почти полным составом после него курс вливается в труппу ТЮЗа… Первые роли. Роли последние… Любимые и неудачные, серьёзные и смешные… Разные платья, характеры, гримы и парики… А вот – опять детские глаза. Но на фото – уже другая жизнь, лица уже их детей.

– Ровно двадцать лет назад, – рассказывает моя собеседница Татьяна Чупикова, – шестнадцать человек с нашего курса Саратовского театрального училища, которому, признаться, очень повезло с учителями (курс вёл Юрий Петрович Киселёв, преподавателями у нас были Е.А.Росс и Ю.П.Ошеров, В.С.Немцова), влились в труппу ТЮЗа с музыкальным спектаклем «Акулина» по «Барышне-крестьянке» Пушкина. На курсе у нас были замечательные ребята, но у каждого из них оказалась своя судьба: Игорь Рожков сего в милиции; Катаева, Верховых, Блохина работают в других театрах. И от шестнадцати человек сегодня в ТЮЗе осталось только трое: я, Марина Полозова и Нина Пантелеева. Двадцатилетие курса отметить как-то не получилось. Развесили фотографии, словом, ознаменовали юбилей сами хотя бы вернисажем. А у меня так и вообще получился в этом году двойной праздник: вот уже десять лет, как я, помимо ТЮЗа, работаю в «Версии».

– Как вам удалось совместить несовместимое?
– Благодаря Ю.П.Киселёву. Я очень боялась, что он скажет: «Нет! Или работай в моём театре, или уходи». Но он переборол в себе этот момент собственности и разрешил мне одновременно с ТЮЗом работать в «Версии».

– Ваши самые любимые роли?
– Пожалуй, Ведьма Упумпиле и Маша в «Чайке». Но с удовольствием вспоминаю все роли, не было таких, чтобы были поперёк души. Я в каждой роли находила что-то интересное для себя. Например, в «Крошке Цахес» играю маму, режиссёр приятно удивил меня тем, что заявил: «Ты сыграла ситуацию. Именно в этих условиях, именно у такой матери должен был родиться такой сын».

Ужасно я любила играть Лису Алису, но вначале Крысу Шушару, была такая статья: «Из Шушары – в люди». Приехала я тогда к себе в Агафоновку, а соседи мне говорят: «Эх, Танька, из Шушары – в люди». Сейчас люблю играть Сваху в «Банкроте» и Вислоухую в «Тринадцатой звезде».

– Как вы стали актрисой?
– Я всегда знала, что это неизбежно. В детстве я со своей подругой устраивала настоящий маленький театрик для соседей: вешала простыню на ветку дерева, которая, а бы специально для этого росла горизонтально, – получался занавес. Мы сами придумывали сказки про водяных, леших, сами их разыгрывали. Позже в школе медицинская сестра Анна Петровна (недавно ей исполнилось 80 лет) предложила поставить пьесу о чистоте. Начали с этого. Потом мы поставили «Золушку». Костюмы брали в ТЮЗе, и я сегодня часто вспоминаю свой первый визит за кулисы.

Участь в 7 классе, год ездила из Агафоновки до Дворца пионеров Ленинского района, занимались у В.И.Виницого. Потом со второго раза поступила к Сухостав, из её театра «Молодая гвардия» при Дворце пионеров вышла целая плеяда актёров: Табаков, Цинман, Краснов и другие.

Когда поступала в театральное училище, конкурс был 100 человек на одно место среди девочек, 80 – среди мальчиков. Когда собрали поступивших, Росс с Ошеровым посмотрели на нас и воскликнули: «Боже! Кого мы взяли!» А мы – кто из Мурманска, кто – из-под Перьми, кто – из Баку, кто – из-под Ижевска. Параллельно с учёбой все работали: кто в ночь в хлебопекарне, кто в больнице. Такие трудяги были.

– Вот уже двадцать лет вы работаете в ТЮЗе. Что-нибудь изменилось в вашем восприятии театра?
– Раньше, как только я сворачивала в подворотню к служебному входу, на меня налетал восторг до слёз от мысли, что я работаю в этом театре. Потом всякого было много. Но когда я сажусь в зале, когда гаснут лампы и поднимается занавес, когда все дети замирают вокруг, по мне ползут мурашки и охватывает дикий восторг. Иногда я специально иду в зал, чтобы ощутить надобность нашей профессии в этом мире. Как только у меня пропадёт это ощущение, я уйду из ТЮЗа.

– Приходилось ли вам когда-нибудь учить актёрскому ремеслу?
– Первый раз меня пригласили преподавать в Культпросветучилище. Было страшно, но пошла, рискнула – надо же попробовать всё в жизни. И мне достались удивительно талантливые девочки. Каждой из них удалось открыть материал и себя в нём, получить удовольствие от игры. Я ставила с ними дипломный спектакль по сказке Булата Окуджавы «Прелестное приключение». Когда он приезжал в Саратов, и я ему об этом сказала, он очень удивился – сказка была малоизвестной. Обычно говорят: «Педагог раскрыл, пустил в жизнь», но получилось наоборот. Мои девочки столько дали мне уверенности в себе! Будь у меня менее талантливые ученики, я бы растерялась. Они дали мне такой мощный допинг, что я пошла преподавать. А потом родила ребёнка… Помню, как бегала с занятий кормить его, как ребята приходили ко мне, и мы занимались на кухне.

Позже Федосеев пригласил меня преподавать в консерватории. Там у меня учился Антон Кузнецов – нынешний режиссёр Академдрамы, Саша Палькин, который сейчас – главный «клипист» на ОРТ. Да обо всех, кто у меня учился, приятно вспомнить – было что открывать.

– Как воспринимает вашу работу дочь?
– Дети очень странно реагируют. Например, соседка Маша, дочь актрисы ТЮЗа Шишкиной, однажды вырвала у меня пояс от плаща, бросила его на пол, стала топтать. Выясняется, что это потому, что я такая плохая Ведьма! Мама ей: «Маша! Ты же выросла в театре, как же ты путаешь, это же тётя Таня!». А она опять про Ведьму. Моя Марина иногда делает мне категорическое замечание, часто наотмашь критикует, – дети наши самые страшные критики. Она не понимает, что я больше всего переживаю, если ей что-то не понравилось. Ужасно любит выходить на сцену, дарить мне подари, цветы.

– Будет ли она актрисой?
– Недавно она мне заявила: «Мама, ты сидишь? Это ужасно, ты держись, но я буду актрисой».

Она уже играет в спектакле «Старосветская любовь». В прошлом году, когда приезжал театр Табакова, девочку, которая играла в «Матросской тишине», не привезли. Они пришли ко мне: «Дочку отдай!» Женя Миронов стал репетировать с ней, давать задания, а потом она сыграла, заработала деньги (сразу же купила мне серебряный крестик с цепочкой). Табаков, Машков, Миронов сделали ей замечательные очень тёплые надписи. Когда Немцова, которая её вырастила, смотрела спектакль, она её не узнала.

– Как вы к этому относитесь?
– Я никак не отношусь, если ей суждено – будет, не суждено – нет. Может, она захочет жить богато или хотя бы прилично. А если станет актрисой, то ей светит такая же жизнь, как у меня – с комнатой в коммунальной квартире. Ведь это немногим везёт – чтобы у них была любимая и в то же время хорошо оплачиваемая работа.

У всех иллюзорное впечатление от театра. Считают, что актёры не ходят по магазинам и едят только в ресторанах. Когда Спирина шла на базар, её спрашивали: «Ну, а вы-то что здесь делаете?» (Чупикова, имитируя, понижает голос) – «За мясом стою!». Меня окружает быт. Параллельно приходится учить роли, гладить бельё и выстраивать мизансцены.

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости