Марина Полозова: «Я хочу удивляться и удивлять!..»



Название издания: «Неделя области» №19 (28) от 14 мая 2003 года; «Саратовские вести» от 12 декабря 2017 года №136 (5635)
Дата выхода: 14.05.2003
Автор(ы): Татьяна ЛИСИНА


… В зале гаснет свет, и на большом белом экране всплывают фотографии новорождённого младенц, постепенно подрастающей девочки, превращающуюся в элегантную красивую девушку… Первые репетиции, первые роли, фотографии актрисы в ролях самых разных лет. Одна из них – роль Алёнушки в культовом спектакле «Аленький цветочек». А потом зрителей ожидал самый неожиданный подарок вечера: на сцену вышла виновница торжества и устроила блестящий моноспектакль из стихов и старых романсов. При этом, для многих приглашённых гостей пение Марины было настоящим сюрпризом, ведь все знали её как талантливую драматическую актрису и вдруг… на сцене появилась почти профессиональная певица с чарующим голосом.

В этот юбилейный вечер нам удалось побеседовать с актрисой.

– Как вы решили стать актрисой?
– Я ведь в детстве мечтала стать балериной, поэтому обожала балет и всю музыку воспринимала только через танец… Вполне естественно, что в школьные годы мне удалось посмотреть несколько спектаклей в Пермском театре оперы и балета: «Коппелия», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан»… Не помню, какой из них был первым, но каждый – «взахлёб»! Кружево из движений любой героини совершенно завораживало меня. Я представляла себя на её месте и, сидя в кресле, раскачивалась в такт музыке, слегка шевеля при этом ногами и руками. Хотелось, чтобы спектакль длился вечно!

Добираться на автобусе до Перми было не очень просто, так как автомобильного моста через Чусовую тогда ещё не было, а на переправе умещались лишь несколько машин. Так что в выходные дни из них выстраивалась очередь. Выезжали пораньше, «с запасом», чтобы до спектакля успеть поесть в ближайшей к театру столовой. И каждый раз, вернувшись домой после очередного балета, я испытывала чувство опустошительной тоски по недосягаемой мечте стать балериной…

Эти поездки обычно организовывала руководитель детского народного театра кукол при Добрянском доме культуры (участницей которого была и я) В.И.Дроздова. Она же впоследствии свозила нас в Москву. Вот там-то, в возрасте 12 лет, я и увидела первый драматический спектакль в своей жизни, который меня потряс, и после которого я проплакала всю ночь. Валентина Ивановна даже испугалась за меня… Это была легендарная «Принцесса Турандот» в театре им. Е.Вахтангова. Я увидела на сцене сразу почти всех актёров, которых прежде видела только в кино и которых боготворила. На поклоне занавес поднимался 16 раз. Тогда я впервые подумала, что стану актрисой во что бы то ни стало, потому что только ради этого и стоит жить! Я запомнила тот спектакль на всю жизнь, и до сих пор трепещу при первых же звуках его божественной музыки… Этот спектакль и определил мою дальнейшую судьбу.

– Почему выбрали именно Саратов?
– Сама не знаю, что это было: случайность или судьба? В детском кукольном театре всегда выходила в живом плане: была Выдумщицей, Сказочницей… Знала и основные принципы кукловождения. Но мне были интересны именно мимика, живое общение. Одновременно посещала драмкружок. Однажды его руководительница сообщила, что в Саратове Юрий Киселёв (тогда эта фамилия мне ни о чём не говорила) набирает курс. Если бы назвали другой город, поехала бы и туда. Просто мама, отдыхая как-то в Трускавце, познакомилась с семьёй из Саратова, в первое время нам было где остановиться.

– Какое впечатление произвёл на вас город?
– Ужасное. Показался очень большим, чужим и неуютным. Ещё не поступив и даже не зная, каким будет конкурс, сразу стала плакать. А конкурс был большой: на 1 место претендовало около 80 абитуриентов. Мама не верила, что я поступлю. И не хотела этого. Даже ходила к директору театрального училищу Виктору Кедрову с просьбой: «Скажите моей дочери, что она не может быть актрисой, что у неё нет для этого никаких данных». Но я поступила. У меня был тогда очень сильный уральский говор, и Юрий Петрович Киселёв сказал: «Если у тебя есть сила воли, мы тебя возьмём». Силы воли, как видите, хватило…

– Припомните какие-нибудь казусы из студенческой жизни.
– Мы жили в общежитии училища. На одной из стен нашей комнаты была нарисована икона с изображением Иисуса Христа. Училище располагалось рядом с общежитием. Поэтому многие приходили к нам готовиться к экзаменам, в том числе и ребята. Однажды у нас остался ночевать Игорь Новиков. Утром после короткого стука в дверь входит завуч театрального училища Анна Алексеевна Петрова. Возбуждена, взбудоражена. Кричит: «Сейчас приедет комиссия! Марина, быстро завешивайте этого вашего Бога!». Игорь вскакивает, начинает искать, чем занавеску прибить. И Анна Алексеевна говорит: «Может, у вас есть зеркало? Повесим его!». И только тут замечает, что я в ночной рубашке, а Игорь – в трусах. «Игорь, а что ты тут делаешь?» – изумляется она. Ожидание комиссии было настолько важным и тревожным, что на нас самих не сразу обратили внимание.

– А когда уже стали актрисой, случалось с вами что-нибудь забавное?
– Помню, играла Ведьму плохой погоды в спектакле «Маленькая Баба-Яга». А жила тогда рядом с ТЮЗом. Заболел сын. И в антрактах, прямо в костюме и гриме, я бегала домой, чтобы дать ему лекарство. От меня шарахались прохожие. А как-то приходилось бегать домой и в костюме Лисы с длинным хвостом.

– Что больше всего вы цените в театре?
– Отклики и реакцию зрителей. Ведь, в сущности, все мы похожи друг на друга. Даже в характерах наших есть что-то общее. Если бы не перекликались друг с другом, у нас не было бы общих проблем. А если они есть, то есть и схожая реакция на них. И режиссёр, когда ставит спектакль, пытается достучаться до каждого актёра, нажимая на какие-то скрытые клавиши в его душе. При помощи этого он добивается того единственного ощущения от спектакля, которого он хочет достичь. А потом это ощущение идёт в зрительный зал. Значит, он тем самым нажимает на определённые точки у зрителей. Очень редко бывает, когда один человек приходит в восторг от спектакля, а другой скажет: «Это невозможно смотреть».

Мне в жизни гораздо труднее, чем на сцене. Я человек настроения. А в театре удаётся мобилизовать все силы для того, чтобы создать необходимый образ. Каждый раз просто вытаскиваю что-то из своей личности. Думаю, что талантливый актёр отличается от посредственности именно тем, что у него гораздо богаче и ярче палитра чувств.

– Вы прекрасно выглядите. Как поддерживаете форму?
– Да практически никак. Разве что шестой год не курю – бросила незадолго до того, как сгорело старое здание ТЮЗа. До сих пор удивляюсь, как хватило силы воли не закурить вновь после той катастрофы?!

Разумеется, я согласна, что нельзя бесконечно «тратить» своё здоровье, ничего не вкладывая в него, но спохватываюсь только тогда, когда «прижмёт»… Очевидно, «форма» и расточительность заложены в меня генетически: в моём семейном кругу принято давать советы, как сохранить здоровье, но не прислушиваться к ним. Тем не менее, моей маме идёт 80-й год, а папе – 89-й… Мама ещё следит за своей внешностью, хотя почти не выходит из дома, а папа до сих пор заядлый рыбак и охотник.

– Что за среда, люди, которые формировали вас как личность? О ком или о чём вы чаще всего вспоминаете?
– Я считаю себя очень «живучей» и стойкой, но не сильной в сегодняшнем понимании этого слова… Мне кажется, что это опять-таки идёт из детства. Мой папа из семьи репрессированных. Их выслали на Урал из Украины, когда ему было 2 года. По дороге он застудил глаза и долго болел, а средняя сестра умерла от голода. Просто его организм оказался крепче… У папы абсолютный слух. Он самостоятельно научился играть на балалайке, мандолине, гитаре и гармошке. Все эти инструменты были у нас в доме. Помню, как папа играл «Амурские волны» и просил меня трясти гриф гитары, чтобы звук «плыл».

Мама не отличалась особым слухом и голосом, но была очень артистичной и любила танцевать. Своё детство они с сестрой провели в Добрянском доме культуры, где их мать работала уборщицей. Отец же умер от голода у станка во время войны.

И мама, и папа смогли бы добиться в жизни гораздо большего, если бы не нищета… Так что моя любовь к песням и танцам – от них! Я с детства грезила театром и очень благодарна маме, что в 1974 году, после окончания 9-го класса, она привезла меня в Саратов с желанием доказать невозможность поступления в театральное училище. Благодарна и папе, что он отпустил нас и дал деньги на эту поездку.
Когда меня приняли, они стали ждать, когда меня отчислят… Они мечтали, чтобы я стала адвокатом. Мне, домашней девочке, очень болезненной и выросшей под присмотром любимой бабушки, было безумно тяжело учиться в совершенно чужом городе. Я страшно тосковала по дому, но не допускала мысли, что могу вернуться туда побеждённой… Меня редко хвалили, часто ругали, а иногда и унижали, поэтому я постоянно стремилась доказать всем, что я могу! Я и себе постоянно это доказываю, борясь с собственными комплексами. И чем дольше живу, тем чаще вспоминаю то время, когда казалось, что всё смогу, и всё ещё впереди!..

– Так каковы же отличительные черты вашего характера?
– Из положительных, пожалуй, упорство, выносливость, преданность, совестливость, справедливость, способность к сопереживанию, чувство юмора…

А из отрицательных, на мой взгляд, излишний максимализм, скрупулезность, медлительность, крайняя ранимость и открытость.
Юрий Петрович Киселёв на одной из репетиций сказал: «Хороший ты, Маринка, человек и хорошая актриса, но не дипломант!». Сам же при этих словах погладил меня по голове…

Если под словом «дипломатия» подразумевается умение притворяться, лицемерить и льстить, то это точно не про меня! Я даже в какой-то мере завидую людям, которые умеют это делать настолько виртуозно, что почти не отличить от правды. К сожалению, у мня всё «написано на лбу»…

– А какие люди вам интересны?
– Умные, добрые, талантливые, остроумные, щедрые, отзывчивые, внимательные, любопытные, благодарные, некичливые и в меру простые. Вообще, мне очень радостно, когда меня кто-то или что-то неожиданно удивляет.

– А ваше представление о счастье? Вы считаете себя счастливым человеком?
– Этот вопрос был для меня всегда очень сложным, так как я максималистка. Я не чувствию себя вполне счастливой, потому что много «страдаю» и почти никогда не бываю довольна собой. Как говорит моя подруга: «Нельзя брать на себя скорбь всего еврейского народа!».
Но назвать себя несчастной язык не поворачивается, потому что вокруг столько по-настоящему несчастных: калек, тяжёло больных, одиноких, ущербных, всё потерявших… Но даже они иногда бывают по-своему счастливы. Вообще, счастье настолько мимолётно и неуловимо, что иногда, спустя годы, вдруг осознаёшь, что оно было. Я, к сожалению, не всегда ценю то, что имею…

– Какие проблемы сегодняшнего дня вас особенно волнуют?
– Наверное, те же, что и всех нормальных людей. Мой отец и мой муж – украинцы. У нас на Украине много родственников и друзей. С недавнего времени мы стали говорить с ними «на разных языках», перестали друг друга слышать, понимать и почти потеряли надежду на встречу… Это не может не волновать и не огорчать.

Очень беспокоит здоровье родителей и то, что они далеко от меня. Я практически бессильна помочь им хоть чем-нибудь, так как переехать ко мне они не могут…

Очень переживаю за судьбу сына и племянников. В связи с ними на память приходит фраза из спектакля «Никто не поверит»: «Кто не слушает советов, тому не помочь!..»

Очень хочется, чтобы моя любимая внучка росла здоровой и счастливой!

Ну, а в театре хорошо бы ещё сыграть хоть что-то стоящее.

Время несётся катастрофически быстро!..

– А что для вас значит «сыграть стоящее»?
– Такую роль, в таком спектакле, у такого режиссёра, что, как говорит Мария Аронова: «Открываются сиреневые чакры!». Чтобы самой себе удивиться и зрителей удивить! Чтобы актёрское счастье на сцене почувствовать! Чтобы не стыдно стало за бесполезно прожитые в профессии годы!!!

– Ваши пожелания
– Я обожаю всех животных и особенно собак, потому что они зачастую очень умные и добрые. От души желаю всем людям здоровья, добрых событий, светлых впечатлений и удивительных встреч с театром!

Назад в раздел

Новости

26.03.2020 О возврате билетов. Кассы театра планируется открыть с 10 июля.

Уважаемые зрители!

Мы планируем начать приём заявлений на возврат в кассах театра с 10 июля! Точная...


27.06.2020 Год без Юрия Петровича Ошерова... Онлайн-показ «Старосветской любви» 30 июня в 20.00

30 июня в 20.00 по саратовскому (в 19.00 по московскому времени) в программе "Большие гастроли-онлайн"...


25.06.2020 «Майская ночь» на Международном онлайн-фестивале «Лучше, чем мы» (Better Than Us)

24 июня постановку Саратовского ТЮЗа Киселёва посмотрели онлайн с английскими субтитрами и обсудили ...


22.06.2020 Поздравляем Любовь Кочневу с Юбилеем! Онлайн-показ «Зимы не будет».

22 июня в 18.00 в честь Юбилея артистки Любови Николаевны Кочневой (Клюкиной), на YouTube канале...


Все новости