Марина Полозова: «Я хочу удивляться и удивлять!..»



Название издания: «Неделя области» №19 (28) от 14 мая 2003 года; «Саратовские вести» от 12 декабря 2017 года №136 (5635)
Дата выхода: 14.05.2003
Автор(ы): Татьяна ЛИСИНА


… В зале гаснет свет, и на большом белом экране всплывают фотографии новорождённого младенц, постепенно подрастающей девочки, превращающуюся в элегантную красивую девушку… Первые репетиции, первые роли, фотографии актрисы в ролях самых разных лет. Одна из них – роль Алёнушки в культовом спектакле «Аленький цветочек». А потом зрителей ожидал самый неожиданный подарок вечера: на сцену вышла виновница торжества и устроила блестящий моноспектакль из стихов и старых романсов. При этом, для многих приглашённых гостей пение Марины было настоящим сюрпризом, ведь все знали её как талантливую драматическую актрису и вдруг… на сцене появилась почти профессиональная певица с чарующим голосом.

В этот юбилейный вечер нам удалось побеседовать с актрисой.

– Как вы решили стать актрисой?
– Я ведь в детстве мечтала стать балериной, поэтому обожала балет и всю музыку воспринимала только через танец… Вполне естественно, что в школьные годы мне удалось посмотреть несколько спектаклей в Пермском театре оперы и балета: «Коппелия», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан»… Не помню, какой из них был первым, но каждый – «взахлёб»! Кружево из движений любой героини совершенно завораживало меня. Я представляла себя на её месте и, сидя в кресле, раскачивалась в такт музыке, слегка шевеля при этом ногами и руками. Хотелось, чтобы спектакль длился вечно!

Добираться на автобусе до Перми было не очень просто, так как автомобильного моста через Чусовую тогда ещё не было, а на переправе умещались лишь несколько машин. Так что в выходные дни из них выстраивалась очередь. Выезжали пораньше, «с запасом», чтобы до спектакля успеть поесть в ближайшей к театру столовой. И каждый раз, вернувшись домой после очередного балета, я испытывала чувство опустошительной тоски по недосягаемой мечте стать балериной…

Эти поездки обычно организовывала руководитель детского народного театра кукол при Добрянском доме культуры (участницей которого была и я) В.И.Дроздова. Она же впоследствии свозила нас в Москву. Вот там-то, в возрасте 12 лет, я и увидела первый драматический спектакль в своей жизни, который меня потряс, и после которого я проплакала всю ночь. Валентина Ивановна даже испугалась за меня… Это была легендарная «Принцесса Турандот» в театре им. Е.Вахтангова. Я увидела на сцене сразу почти всех актёров, которых прежде видела только в кино и которых боготворила. На поклоне занавес поднимался 16 раз. Тогда я впервые подумала, что стану актрисой во что бы то ни стало, потому что только ради этого и стоит жить! Я запомнила тот спектакль на всю жизнь, и до сих пор трепещу при первых же звуках его божественной музыки… Этот спектакль и определил мою дальнейшую судьбу.

– Почему выбрали именно Саратов?
– Сама не знаю, что это было: случайность или судьба? В детском кукольном театре всегда выходила в живом плане: была Выдумщицей, Сказочницей… Знала и основные принципы кукловождения. Но мне были интересны именно мимика, живое общение. Одновременно посещала драмкружок. Однажды его руководительница сообщила, что в Саратове Юрий Киселёв (тогда эта фамилия мне ни о чём не говорила) набирает курс. Если бы назвали другой город, поехала бы и туда. Просто мама, отдыхая как-то в Трускавце, познакомилась с семьёй из Саратова, в первое время нам было где остановиться.

– Какое впечатление произвёл на вас город?
– Ужасное. Показался очень большим, чужим и неуютным. Ещё не поступив и даже не зная, каким будет конкурс, сразу стала плакать. А конкурс был большой: на 1 место претендовало около 80 абитуриентов. Мама не верила, что я поступлю. И не хотела этого. Даже ходила к директору театрального училищу Виктору Кедрову с просьбой: «Скажите моей дочери, что она не может быть актрисой, что у неё нет для этого никаких данных». Но я поступила. У меня был тогда очень сильный уральский говор, и Юрий Петрович Киселёв сказал: «Если у тебя есть сила воли, мы тебя возьмём». Силы воли, как видите, хватило…

– Припомните какие-нибудь казусы из студенческой жизни.
– Мы жили в общежитии училища. На одной из стен нашей комнаты была нарисована икона с изображением Иисуса Христа. Училище располагалось рядом с общежитием. Поэтому многие приходили к нам готовиться к экзаменам, в том числе и ребята. Однажды у нас остался ночевать Игорь Новиков. Утром после короткого стука в дверь входит завуч театрального училища Анна Алексеевна Петрова. Возбуждена, взбудоражена. Кричит: «Сейчас приедет комиссия! Марина, быстро завешивайте этого вашего Бога!». Игорь вскакивает, начинает искать, чем занавеску прибить. И Анна Алексеевна говорит: «Может, у вас есть зеркало? Повесим его!». И только тут замечает, что я в ночной рубашке, а Игорь – в трусах. «Игорь, а что ты тут делаешь?» – изумляется она. Ожидание комиссии было настолько важным и тревожным, что на нас самих не сразу обратили внимание.

– А когда уже стали актрисой, случалось с вами что-нибудь забавное?
– Помню, играла Ведьму плохой погоды в спектакле «Маленькая Баба-Яга». А жила тогда рядом с ТЮЗом. Заболел сын. И в антрактах, прямо в костюме и гриме, я бегала домой, чтобы дать ему лекарство. От меня шарахались прохожие. А как-то приходилось бегать домой и в костюме Лисы с длинным хвостом.

– Что больше всего вы цените в театре?
– Отклики и реакцию зрителей. Ведь, в сущности, все мы похожи друг на друга. Даже в характерах наших есть что-то общее. Если бы не перекликались друг с другом, у нас не было бы общих проблем. А если они есть, то есть и схожая реакция на них. И режиссёр, когда ставит спектакль, пытается достучаться до каждого актёра, нажимая на какие-то скрытые клавиши в его душе. При помощи этого он добивается того единственного ощущения от спектакля, которого он хочет достичь. А потом это ощущение идёт в зрительный зал. Значит, он тем самым нажимает на определённые точки у зрителей. Очень редко бывает, когда один человек приходит в восторг от спектакля, а другой скажет: «Это невозможно смотреть».

Мне в жизни гораздо труднее, чем на сцене. Я человек настроения. А в театре удаётся мобилизовать все силы для того, чтобы создать необходимый образ. Каждый раз просто вытаскиваю что-то из своей личности. Думаю, что талантливый актёр отличается от посредственности именно тем, что у него гораздо богаче и ярче палитра чувств.

– Вы прекрасно выглядите. Как поддерживаете форму?
– Да практически никак. Разве что шестой год не курю – бросила незадолго до того, как сгорело старое здание ТЮЗа. До сих пор удивляюсь, как хватило силы воли не закурить вновь после той катастрофы?!

Разумеется, я согласна, что нельзя бесконечно «тратить» своё здоровье, ничего не вкладывая в него, но спохватываюсь только тогда, когда «прижмёт»… Очевидно, «форма» и расточительность заложены в меня генетически: в моём семейном кругу принято давать советы, как сохранить здоровье, но не прислушиваться к ним. Тем не менее, моей маме идёт 80-й год, а папе – 89-й… Мама ещё следит за своей внешностью, хотя почти не выходит из дома, а папа до сих пор заядлый рыбак и охотник.

– Что за среда, люди, которые формировали вас как личность? О ком или о чём вы чаще всего вспоминаете?
– Я считаю себя очень «живучей» и стойкой, но не сильной в сегодняшнем понимании этого слова… Мне кажется, что это опять-таки идёт из детства. Мой папа из семьи репрессированных. Их выслали на Урал из Украины, когда ему было 2 года. По дороге он застудил глаза и долго болел, а средняя сестра умерла от голода. Просто его организм оказался крепче… У папы абсолютный слух. Он самостоятельно научился играть на балалайке, мандолине, гитаре и гармошке. Все эти инструменты были у нас в доме. Помню, как папа играл «Амурские волны» и просил меня трясти гриф гитары, чтобы звук «плыл».

Мама не отличалась особым слухом и голосом, но была очень артистичной и любила танцевать. Своё детство они с сестрой провели в Добрянском доме культуры, где их мать работала уборщицей. Отец же умер от голода у станка во время войны.

И мама, и папа смогли бы добиться в жизни гораздо большего, если бы не нищета… Так что моя любовь к песням и танцам – от них! Я с детства грезила театром и очень благодарна маме, что в 1974 году, после окончания 9-го класса, она привезла меня в Саратов с желанием доказать невозможность поступления в театральное училище. Благодарна и папе, что он отпустил нас и дал деньги на эту поездку.
Когда меня приняли, они стали ждать, когда меня отчислят… Они мечтали, чтобы я стала адвокатом. Мне, домашней девочке, очень болезненной и выросшей под присмотром любимой бабушки, было безумно тяжело учиться в совершенно чужом городе. Я страшно тосковала по дому, но не допускала мысли, что могу вернуться туда побеждённой… Меня редко хвалили, часто ругали, а иногда и унижали, поэтому я постоянно стремилась доказать всем, что я могу! Я и себе постоянно это доказываю, борясь с собственными комплексами. И чем дольше живу, тем чаще вспоминаю то время, когда казалось, что всё смогу, и всё ещё впереди!..

– Так каковы же отличительные черты вашего характера?
– Из положительных, пожалуй, упорство, выносливость, преданность, совестливость, справедливость, способность к сопереживанию, чувство юмора…

А из отрицательных, на мой взгляд, излишний максимализм, скрупулезность, медлительность, крайняя ранимость и открытость.
Юрий Петрович Киселёв на одной из репетиций сказал: «Хороший ты, Маринка, человек и хорошая актриса, но не дипломант!». Сам же при этих словах погладил меня по голове…

Если под словом «дипломатия» подразумевается умение притворяться, лицемерить и льстить, то это точно не про меня! Я даже в какой-то мере завидую людям, которые умеют это делать настолько виртуозно, что почти не отличить от правды. К сожалению, у мня всё «написано на лбу»…

– А какие люди вам интересны?
– Умные, добрые, талантливые, остроумные, щедрые, отзывчивые, внимательные, любопытные, благодарные, некичливые и в меру простые. Вообще, мне очень радостно, когда меня кто-то или что-то неожиданно удивляет.

– А ваше представление о счастье? Вы считаете себя счастливым человеком?
– Этот вопрос был для меня всегда очень сложным, так как я максималистка. Я не чувствию себя вполне счастливой, потому что много «страдаю» и почти никогда не бываю довольна собой. Как говорит моя подруга: «Нельзя брать на себя скорбь всего еврейского народа!».
Но назвать себя несчастной язык не поворачивается, потому что вокруг столько по-настоящему несчастных: калек, тяжёло больных, одиноких, ущербных, всё потерявших… Но даже они иногда бывают по-своему счастливы. Вообще, счастье настолько мимолётно и неуловимо, что иногда, спустя годы, вдруг осознаёшь, что оно было. Я, к сожалению, не всегда ценю то, что имею…

– Какие проблемы сегодняшнего дня вас особенно волнуют?
– Наверное, те же, что и всех нормальных людей. Мой отец и мой муж – украинцы. У нас на Украине много родственников и друзей. С недавнего времени мы стали говорить с ними «на разных языках», перестали друг друга слышать, понимать и почти потеряли надежду на встречу… Это не может не волновать и не огорчать.

Очень беспокоит здоровье родителей и то, что они далеко от меня. Я практически бессильна помочь им хоть чем-нибудь, так как переехать ко мне они не могут…

Очень переживаю за судьбу сына и племянников. В связи с ними на память приходит фраза из спектакля «Никто не поверит»: «Кто не слушает советов, тому не помочь!..»

Очень хочется, чтобы моя любимая внучка росла здоровой и счастливой!

Ну, а в театре хорошо бы ещё сыграть хоть что-то стоящее.

Время несётся катастрофически быстро!..

– А что для вас значит «сыграть стоящее»?
– Такую роль, в таком спектакле, у такого режиссёра, что, как говорит Мария Аронова: «Открываются сиреневые чакры!». Чтобы самой себе удивиться и зрителей удивить! Чтобы актёрское счастье на сцене почувствовать! Чтобы не стыдно стало за бесполезно прожитые в профессии годы!!!

– Ваши пожелания
– Я обожаю всех животных и особенно собак, потому что они зачастую очень умные и добрые. От души желаю всем людям здоровья, добрых событий, светлых впечатлений и удивительных встреч с театром!

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости