Драматурги. Текущие спектакли.



Метерлинк Морис


  Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (1862-1949) - бельгийский прозаик и драматург

      Имя Мориса Метерлинка знакомо большинству школьников, поскольку его пьеса «Синяя птица» на протяжении уже более ста лет идет в детских театрах всего мира. Однако об ее авторе известно значительно меньше.
      Будущий драматург родился в голландском городе Генте, где его отец служил главным городским нотариусом. Дед со стороны матери также был юристом и в течение многих лет прослужил профессором права в местном университете. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением.
      До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя, потом он поступил в закрытый иезуитский колледж. Из мальчика начали готовить преемника отцовской професии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом и отдавал все свободное время литературе и музыке.
      И тем не менее, когда он закончил колледж, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Пять лет учебы были худшим временем в жизни Метерлинка. Он учился «наступая на горло собственной песне» и все свободное время по-прежнему отдавал литературе. Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он едет в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и музыке.
      В Париже юноша жил в доме знакомого семьи — известного писателя-символиста Жоржа Гюнсманса. В его доме Морис познакомился с известными поэтами С.Малларме и Вилье де Лилль Ада-ном. Под их влиянием Метерлинк осознал свое литературное дарование и с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд — вольный перевод книги фламандского философа-мистика Я.Раусбрука «Украшение любовного брака». Тогда же он начал писать стихи. Тем не менее по возвращении в Гент Метерлинк поступает в отцовскую фирму и начинает работать юристом. Все свободное время он по-прежнему посвящает литературе, а свои сочинения печатает во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях. Выходившие в журнале «Плеяды», они вскоре принесли молодому поэту известность.
      В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпускает первую книгу — сборник стихов «Теплицы» , а чуть позже и свою первую пьесу «Принцесса Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.
      В ответ на публикацию пьесы известный французский критик О.Мирбо опубликовал восторженную рецензию в ведущей газете «Фигаро», а Метерлинку написал письмо, в котором доказывал, что ему необходимо посвящать все свое время литературе. Вмешательство Мирбо помогло сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставляет юридическую практику и одну за другой пишет несколько пьес.
      Большинство из них основаны на традиционных сказочных сюжетах, но в каждом автор предлагает нетрадиционную развязку. Конечно, неожиданным было и то, что сказки не всегда кончались счастливо. Герои Метерлинка попадают в самые замысловатые приключения, совершают долгие путешествия, одерживают победы над силами природы и рока.
      Метерлинк серьезно увлекается театром и даже помогает ставить свои пьесы на сцене. Особенно он увлечен театром кукол, который заинтересовал его потому, что, в отличие от живых актеров, здесь могли заговорить даже неживые предметы. А для писателя-символиста, в пьесах которого главным был внутренний, философский смысл, это было очень важно.
      Именно благодаря театру решилась и личная судьба писателя. В одном из гентских театров он познакомился с актрисой Ж.Леблан, которая вскоре стала его женой. Это была умная и образованная женщина, которая на протяжении двадцати трех лет совмещала обязанности секретаря и импресарио своего мужа. Она создавала Метерлинку необходимые для работы условия и улаживала все сложные взаимоотношения с издательствами и постановщиками.
      Через год после свадьбы они переехали в Париж. Там Метерлинк на несколько лет оставил драматургию, так как начал работать над философскими трактатами «Жизнь пчел» (1901) и «Мудрость и судьба». Самым известным из них стал первый, в котором Метерлинк в аллегорической форме рассказал историю человечества.
      В 1908 году Метерлинк опубликовал пьесу «Синяя птица», которая принесла ему всемирную известность. Любопытно, что право первой постановки драматург предоставил К.Станиславскому, и с тех пор эта пьеса остается в репертуаре МХАТа. Практически все пьесы Метерлинка шли на русской сцене, а особенной известностью пользовались его символистские драмы, например «Слепые» и трагедия «Монна Ванна», в которой блистала великая русская актриса В.Ф.Комиссаржевская.
      В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего мира, драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение «Синей птицы» под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля. Кроме пьес, писатель выпустил несколько критических книг и сборников стихов. Особой известностью также пользовалась пьеса Метерлинка «Бургомистр Стильмонда» (1918), в которой он призывал к сопротивлению против немецких захватчиков. Впоследствии это произведение послужило причиной переезда писателя в США.
      В 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в Швецию на ее вручение.
      Во время первой мировой войны Метерлинк пытался поступить в бельгийскую армию, но из-за преклонного возраста не смог этого сделать. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал в фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы, его отношения с Леблан ухудшились, и вскоре они расстались.
      В 1919 году Метерлинк снова женился, на сей раз на молодой актрисе Р.Даон, и снова поселился в Париже. В это время он окончательно отошел от драматургии и опубликовал еще одну философскую книгу — «Жизнь термитов». Под видом муравейника Метерлинк изобразил тоталитарное государство, которое постепенно начало складываться в некоторых европейских странах. Он показал постепенное превращение людей в механических, тупых исполнителей чужой воли. Публикация книги привела к тому, что в СССР имя Метерлинка оказалось под запретом. И даже похвальные отзывы М.Горького о его пьесах не смогли изменить ситуацию: Метерлинк остался практически неизвестен русскому послереволюционному читателю.
      Когда началась вторая мировая война и Франция была захвачена немецкими войсками, Метер-линк перебрался в Португалию. Однако уже в 1940 году писатель был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать в США. Там он прожил всю войну и вернулся в Европу лишь в 1947 году. В поисках уединения Метерлинк поселился поблизости от Ниццы на построенной по его собственному проекту вилле, названной им «Пчельником». Там он и скончался от сердечного приступа.
      Интересно то, что в завещании писатель специально оговорил процедуру своих похорон, запретив выполнение каких бы то ни было церковных обрядов.

Спектакли:
Синяя птица (постановка 2007 года)


Все авторы

Новости

10.08.2018 Гастроли Тверского театра юного зрителя с 13 по 16 сентября 2018!

Саратовский театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева и Тверской театр юного зрителя в сентябре 2018...


10.08.2018 20 сентября премьера дипломного спектакля «Дон Жуан, или Любовь к геометрии»

Саратовский ТЮЗ Киселева в новом театральном сезоне продолжает сотрудничество с Театральным институтом...


01.08.2018 Касса театра начала свою работу! Репертуар на сентябрь.

Начала свою работу после летнего перерыва касса Саратовского театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева!...


30.07.2018 80 лет со дня рождения Елены Александровны Росс

30 июля 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения Елены Александровны Росс, выдающейся актрисы, педагога,...


Все новости