Драматурги. Текущие спектакли.



Метерлинк Морис


  Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (1862-1949) - бельгийский прозаик и драматург

      Имя Мориса Метерлинка знакомо большинству школьников, поскольку его пьеса «Синяя птица» на протяжении уже более ста лет идет в детских театрах всего мира. Однако об ее авторе известно значительно меньше.
      Будущий драматург родился в голландском городе Генте, где его отец служил главным городским нотариусом. Дед со стороны матери также был юристом и в течение многих лет прослужил профессором права в местном университете. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением.
      До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя, потом он поступил в закрытый иезуитский колледж. Из мальчика начали готовить преемника отцовской професии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом и отдавал все свободное время литературе и музыке.
      И тем не менее, когда он закончил колледж, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Пять лет учебы были худшим временем в жизни Метерлинка. Он учился «наступая на горло собственной песне» и все свободное время по-прежнему отдавал литературе. Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он едет в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и музыке.
      В Париже юноша жил в доме знакомого семьи — известного писателя-символиста Жоржа Гюнсманса. В его доме Морис познакомился с известными поэтами С.Малларме и Вилье де Лилль Ада-ном. Под их влиянием Метерлинк осознал свое литературное дарование и с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд — вольный перевод книги фламандского философа-мистика Я.Раусбрука «Украшение любовного брака». Тогда же он начал писать стихи. Тем не менее по возвращении в Гент Метерлинк поступает в отцовскую фирму и начинает работать юристом. Все свободное время он по-прежнему посвящает литературе, а свои сочинения печатает во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях. Выходившие в журнале «Плеяды», они вскоре принесли молодому поэту известность.
      В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпускает первую книгу — сборник стихов «Теплицы» , а чуть позже и свою первую пьесу «Принцесса Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.
      В ответ на публикацию пьесы известный французский критик О.Мирбо опубликовал восторженную рецензию в ведущей газете «Фигаро», а Метерлинку написал письмо, в котором доказывал, что ему необходимо посвящать все свое время литературе. Вмешательство Мирбо помогло сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставляет юридическую практику и одну за другой пишет несколько пьес.
      Большинство из них основаны на традиционных сказочных сюжетах, но в каждом автор предлагает нетрадиционную развязку. Конечно, неожиданным было и то, что сказки не всегда кончались счастливо. Герои Метерлинка попадают в самые замысловатые приключения, совершают долгие путешествия, одерживают победы над силами природы и рока.
      Метерлинк серьезно увлекается театром и даже помогает ставить свои пьесы на сцене. Особенно он увлечен театром кукол, который заинтересовал его потому, что, в отличие от живых актеров, здесь могли заговорить даже неживые предметы. А для писателя-символиста, в пьесах которого главным был внутренний, философский смысл, это было очень важно.
      Именно благодаря театру решилась и личная судьба писателя. В одном из гентских театров он познакомился с актрисой Ж.Леблан, которая вскоре стала его женой. Это была умная и образованная женщина, которая на протяжении двадцати трех лет совмещала обязанности секретаря и импресарио своего мужа. Она создавала Метерлинку необходимые для работы условия и улаживала все сложные взаимоотношения с издательствами и постановщиками.
      Через год после свадьбы они переехали в Париж. Там Метерлинк на несколько лет оставил драматургию, так как начал работать над философскими трактатами «Жизнь пчел» (1901) и «Мудрость и судьба». Самым известным из них стал первый, в котором Метерлинк в аллегорической форме рассказал историю человечества.
      В 1908 году Метерлинк опубликовал пьесу «Синяя птица», которая принесла ему всемирную известность. Любопытно, что право первой постановки драматург предоставил К.Станиславскому, и с тех пор эта пьеса остается в репертуаре МХАТа. Практически все пьесы Метерлинка шли на русской сцене, а особенной известностью пользовались его символистские драмы, например «Слепые» и трагедия «Монна Ванна», в которой блистала великая русская актриса В.Ф.Комиссаржевская.
      В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего мира, драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение «Синей птицы» под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля. Кроме пьес, писатель выпустил несколько критических книг и сборников стихов. Особой известностью также пользовалась пьеса Метерлинка «Бургомистр Стильмонда» (1918), в которой он призывал к сопротивлению против немецких захватчиков. Впоследствии это произведение послужило причиной переезда писателя в США.
      В 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в Швецию на ее вручение.
      Во время первой мировой войны Метерлинк пытался поступить в бельгийскую армию, но из-за преклонного возраста не смог этого сделать. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал в фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы, его отношения с Леблан ухудшились, и вскоре они расстались.
      В 1919 году Метерлинк снова женился, на сей раз на молодой актрисе Р.Даон, и снова поселился в Париже. В это время он окончательно отошел от драматургии и опубликовал еще одну философскую книгу — «Жизнь термитов». Под видом муравейника Метерлинк изобразил тоталитарное государство, которое постепенно начало складываться в некоторых европейских странах. Он показал постепенное превращение людей в механических, тупых исполнителей чужой воли. Публикация книги привела к тому, что в СССР имя Метерлинка оказалось под запретом. И даже похвальные отзывы М.Горького о его пьесах не смогли изменить ситуацию: Метерлинк остался практически неизвестен русскому послереволюционному читателю.
      Когда началась вторая мировая война и Франция была захвачена немецкими войсками, Метер-линк перебрался в Португалию. Однако уже в 1940 году писатель был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать в США. Там он прожил всю войну и вернулся в Европу лишь в 1947 году. В поисках уединения Метерлинк поселился поблизости от Ниццы на построенной по его собственному проекту вилле, названной им «Пчельником». Там он и скончался от сердечного приступа.
      Интересно то, что в завещании писатель специально оговорил процедуру своих похорон, запретив выполнение каких бы то ни было церковных обрядов.

Спектакли:
Синяя птица (постановка 2007 года)


Все авторы

Новости

17.10.2017 Разыскиваются деревянные стулья для спектакля!

Саратовский ТЮЗ разыскивает деревянные стулья!

Старые и новые, разбитые и целые, без спинки и на двух...


15.11.2017 Новогодние спектакли в ТЮЗе Киселёва

Творческая команда, сложившаяся вокруг режиссёра и артиста Саратовского ТЮЗа Киселёва Артёма Кузина,...


15.11.2017 Премьера спектакля «Двенадцать стульев» по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова

22 декабря 2017 года на Большой сцене Саратовского ТЮЗа состоится премьера спектакля по культовому роману...


13.11.2017 Продажа билетов на январь 2018 начнется 16 ноября.

В четверг 16 ноября на сайте театра и в кассе начнётся продажа билетов на спектакли января 2018 года....


Все новости