Четыре стихии для маленьких зрителей



Название издания: «Неделя области»
Дата выхода: 20.08.2008
Автор(ы): Ирина Кабанова


Какой бы непривычной идеей это не показалось, но детей можно водить в театр, начиная с младенческого возраста. Причем речь не о театре кукол. Тюз оказывается вполне органичным местом для самых маленьких зрителей. В тюзе Киселева сезон начинается спектаклем «Росток» для зрителей от трех до семи, премьера которого состоялась 26 августа.

    Эта практически не заполненная ниша в детских театрах дает простор тем немногим режиссерам, которые не считают зазорным работать с совсем еще юной публикой. Молодой режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Гороховская, в третий раз приглашенная саратовским детским театром к творческому сотрудничеству, в противовес нынешним поползновениям взрослых к ранней интеллектуализации ребенка, к навязыванию ему сухих логических схем и неживых образов призывает вернуть малыша к природе. И при этом видеть в нем человека.
Обращение к столь неширокой целевой аудитории нетипично в нашей режиссерской среде. Однако в мире существует огромное движение театров для самых маленьких. На Западе проходит множество мастер-класов, семинаров, даже фестивалей для зрителей от нуля до пяти лет. Похоже, это движение только нашу страну немножко обошло, но мы уже вливаемся.
Идея спектакля «Росток» появилась у Екатерины после того, как она побывала на спектакле для малышей в Дании. Это была небольшая передвижная труппа на колесах, которая путешествует и показывает спектакли. В Дании вообще много маленьких театральных коллективов по три-пять человек. Среди зрителей оказались даже мамы с колясками.
Сценическую композицию режиссер написала сама. Сценарного материала для маленькой публики действительно не так уж и много, но Гороховской, по ее собственным словам, больше нравится придумывать самой.
- Я знала, что примерно должно происходить на сцене, а все детали и подробности мы сочиняли вместе с актерами прямо на площадке, - рассказывает Екатерина. – В нашем спектакле нет ни одного слова, но это не пантомима. Это такой пластический драматический театр, можно сказать, энергетический. В нем использована музыка известного композитора Михаила Хейфеца. Сложная, серьезная, настоящая музыка. Но, думаю, дети ее поймут, и она им понравится. У нас много смеха, улыбок, дыхания, взглядов, перемигиваний. Декорация очень простая. Стояла задача сделать простой спектакль, который можно было бы возить в детские сады, легко путешествовать с ним. Это классический пример настоящего театра. У актера все должно быть с собой. Постелил коврик – и сыграл. Правда, у нас не совсем коврик. Росток же должен из чего-то расти. Значит, должна быть клумба. Поскольку мы рассказываем детям об основах бытия, то используем огромные живописные полотна, представляющие четыре стихии: воду, огонь, землю и воздух. Вот и вся декорация. Все остальное мы вытворяем прямо на глазах зрителей.
Собрав в зрительном зале малышей, режиссер предлагает уйти от штампов в отношении детского спектакля. Яркость красок, гипертрофированность образов – не главные инструменты для завоевания детского внимания и детской души.
- К детям зачастую относятся  как к идиотам. Спешат все им разжевать и положить в рот, - делится Екатерина. – Но дети все понимают. Сними можно говорить на любые темы и разным языком. Иногда они способны прочитать сложный сценический код. Хотелось бы сделать такой спектакль, который вернул бы ребенка к истокам и подарил бы ему гармонию. Ведь современный мир агрессивен. Дети часто оказываются помехой взрослым, пока те строят карьеру, зарабатывают деньги, и вообще, мешают вести взрослую жизнь. Игрушки, в том числе компьютерные, которые окружают, которые взрослые выбирают для детей, часто уродуют ребенка. У нас яркий спектакль, но мы старались сохранить нежность и вкус. Маленькие зрители будут сидеть на разноцветных подушках прямо на полу и будут почти вовлечены в происходящее. Это, конечно, не чистый интерактив, но ведь дети – аудитория непредсказуемая. Когда играли прогоны, пригласили детей наших артистов, чтобы посмотреть, как ребята отреагируют на спектакль. В момент, когда две героини отнимают друг у друга яблоко, выскочил мальчик и начал восклицать : «Ай-ай0ай, нельзя так!». Так что актерам по ходу действия придется выправлять ситуации.
В семье Екатерины тоже есть «представитель целевой аудитории». Впрочем, ее шестилетний сын не сможет присутствовать на премьере:  «Быть одновременно мамой и режиссером – это колоссальная психологическая нагрузка, - говорит Гроховская. – Так что я отправила сына отдыхать к бабушке на океан».


Назад в раздел

Новости

22.11.2024 «Запушь по Пушке» в январе

2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...


29.11.2024 Старт продаж и афиша на январь

4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...


09.08.2024 Новые правила покупки и возврата билетов

В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...


04.10.2024 «Оживляем» Пушкина!

25 и 26 октября – премьера «Маленькие трагедии» 4 острых, захватывающих воображение сюжета, чел...


Все новости