В ТЮЗе Киселева – абсурд по-итальянски
Название издания: Саратовская панорама Дата выхода: 01.10.2008 Автор(ы): Елена Балаян |
Не так страшен нонсенс, как его рисуют – к такому выводу приходишь, глядя на новое творение итальянского режиссера Паоло Ланди, поставившего в саратовском ТЮЗе спектакль с необычным названием «Стулья/Лысая певица» по пьесам Эжена Ионеско. И не так прост сам Паоло Ланди, как это могло показаться по его предыдущим постановкам. Разобраться в придуманной Ионеско осмысленной бессмыслице – это вам не репку с аленьким цветочком сажать. Не каждый театр юного зрителя пойдет на такое. А наш ТЮЗ взял и пошел. И правильно сделал.
Собственно, перед нами не один, а два одноактных спектакля, не связанных между собой ничем, кроме необходимости ломать непосвященному зрителю голову над тем, что бы все это значило.
И если с «Лысой певицей», несмотря на то, что именно она считается манифестом мирового театра абсурда, все более-менее понятно, то со «Стульями» дело обстоит куда сложней.
Это спектакль о крушении идеологи – любой, о невозможности впихнуть жизнь в прокрустово ложе схематических построений. Героев пьесы Ионеско, безымянных старика и старуху в исполнении Елены Вовненко и Валерия Емельянова, Ланди представил двумя старыми клоунами – артистами, которые много сыграли вместе и понимают друг друга без слов. Спектакль начинается с жалобы старика о том, что ему очень скучно ( и это вполне понятно: когда жизнь абсурдна, трудно не заскучать). Чтобы развлечь его старуха предлагает почитать книги и дает ему по очереди Маркса, Фрейда, Дарвина и …Донцову (включить эти имена в спектакль для пущей, видимо, концептуальности придумал сам Паоло Ланди, ничего подобного у Ионеско, разумеется, нет). Все они аккуратненько выбрасываются из окна, символизируя отказ от созданных их авторами мифов. И признаться честно, ни за кого из этих великих мистификаторов не хотелось побороться: пусть тонут себе в пучине морской – не жалко. За Донцову же Паоло Ланди хочется сказать отдельное спасибо: романы этой дамы загаживают мозги не хуже теории эволюции.
Но образовавшуюся пустоту надо чем-то заполнять. И герои заполняют ее – любовью. Чтобы утешить друг друга, они начинают играть в игру, будто к ним приходят гости (на самом деле никаких гостей нет, их заменяют стулья), которым старик обещает поведать смысл своей миссии – рассказать, как спасти человечество. Нюансы этой блестящей во всех смыслах игры не буду описывать – это надо просто увидеть. Назову лишь один характерный момент. Когда «гости» уже собрались, старик берет рупор и начинает в него вещать. Постепенно его речь переходит на крик, он становится одержимым как Гитлер. Потом, правда, вовремя спохватывается. Но суть от этого не меняется: благими намерениями вымощена дорога известно куда. В финале герои выбрасываются из окна, но трагизма в этом нет – все-таки перед нами не люди, а маски, и сочувствовать им на полном серьезе нет необходимости.
В целом, чтобы понять «Стулья», нужно учитывать, в каком контексте писалась пьеса. А контекст был трагичный – Вторая мировая война. После нее многим людям на планете показалось, что мир рухнул, что нравственные ориентиры смещены и обесценены, а правила, на которых все держалось испокон веков, не работают. Отсюда и ощу4щение депрессивности. Но не стоит принимать все близко к сердцу, ведь абсурд – это лишь один из способов смотреть на мир, а по сути та же идеология, только вывернутая наизнанку.
С «Лысой певицей» все немного проще. Это не что иное, как доведенная до своего логического предела идея о бесконечной зашоренности жизни, ее скудности и механичности. Две очень английские супружеские пары встречаются за ужином и ведут светскую беседу, которая оборачивается кромешным бредом. В их словах и поступках нет жизни – они делают и говорят только то, что должны сделать и сказать, к чему давно привыкли. Миссис Смит (Елена Краснова) добрую четверть спектакля ползает на коленях с тряпкой в руках, протирая от пыли все, что попадается под руку. Ее муж мистер Смит (Алексей Черныщев) читает газеты и говорит о похоронах своего друга с таким же постным лицом, с каким говорил намедни о вчерашнем супе.
Потом к ним в гости приходит еще одна придурочная пара (Елена Вовненко, Валерий Емельянов). Встретившись, персонажи долго о чем-то спорят, ссорятся, мирятся, опять ссорятся, временами откровенно зверея и кидаясь друг на друга. Вся эта ахинея достигает своего окончательного «апофигея» в финале, когда актеры начинают ходить по кругу (замкнутому?), словно заведенные куклы, скандируя обрывки совершенно бессмысленных фраз.
Казалось бы, на этом все и кончится, но не тут-то было. Доведя себя до белого каления, пары меняются местами, и все начинается заново. Актеры играют в темпе «быстро, быстро, еще быстрее», меняясь ролями, одеждами, голосами и бегая по сцене с таким азартом, с каким, наверное, давно уже не бегали. Служанка с ирокезом (Светлана Никулина), пожарник с чепчиком на голове (Артем Кузин) – безумные картинки сменяют друг друга как в калейдоскопе, как в страшном сне. Весело, авангардно, креативно. Паоло Ланди сделал гениальный ход, придумав к спектаклю декорацию в виде огромных часов, створки которых то и дел открываются, выпуская наружу персонажей, живущих как бы внутри. Метафора прозрачна – герои воспринимаются как части этого большого часового механизма, как бездушные винтики.
Катарсис нагрянул неожиданно, когда его совсем не ждали. В финале вдруг выяснилось, что зрители не могут сдержать эмоций. Все хлопали в ладоши и улюлюкали, как после хорошего шоу. Увидев себя со стороны, народ сначала ужаснулся, а потом плюнул на все и раскрепостился, причем раскрепощение произошло действительно неожиданно, на каком-то подсознательном уровне. В восторге были даже те, кто не понял ничего ( а таковых, боюсь, в этот вечер в ТЮЗе было большинство). И хотя вся эта беготня с переодеваниями сильно напоминает «Шум за сценой», предыдущий спектакль Паоло Ланди, он все равно молодец – придумал отличное средство от духовного и эмоционального «облысения». Посмотрел спектакль – и сразу чувствуешь себя живее всех живых. Оно и понятно. Уж больно не хочется походить на этих смешных уродцев, превративших свою жизнь в один большой бессмысленный кошмар.
Назад в раздел
Новости
2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...
4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
25 и 26 октября – премьера «Маленькие трагедии» 4 острых, захватывающих воображение сюжета, чел...
Все новости