Вечно живые Мальчики



Название издания: Богатей
Дата выхода: 16.04.2009
Автор(ы): Татьяна Лисина


Кто-то сказал, что всякий спектакль начинается уже с выбора пьесы. Если с этим согласиться, то последняя премьера ТЮЗа не могла быть неудачной. Пьеса имеет двух величайших и знаменитых «родителей».

Причём живших в совершенно разные эпохи.

9 апреля а Саратовском академическом ТЮЗе Киселёва состоялась премьера спектакля «Мальчики» по пьесе Виктора Розова. Режиссёр спектакля, народный артист России Ю.П. Ошеров, как художественный руководитель театра, верен традициям театральной школы своего учителя Ю.П. Киселёва. Именно Ю.П. Киселёв поставил «Мальчиков» в 1972 году, а сама пьеса была написана тогда всего лишь годом раньше, в 1971-м.

60-е годы ушедшие века – годы триумфа пьес Виктора Сергеевича Розова. Он был всерьёз уверен, что писатели должны взывать к «совести, добру и красоте». Стыд, долг и совесть были не только настоящими героями его пьес, но и принципами его собственной жизни.

Очень отрадно, что за последнее время ТЮЗ дважды обращался к творчеству ставшего классиком прославленного советского драматурга Виктора Сергеевича Розова (1913-2004гг.). Первый раз – поставив пьесу «Вечно живые» (всемирный успех выпал на фильм «Летят журавли», поставленный по этому произведению), второй раз – выбрав пьесу «Мальчики».

Главные герои пьес Розова – современники ХХ века, но дважды драматург в основу пьес положил классические произведения ХIХ века. Он сделал инсценировку романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и написал пьесу «Мальчики» по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Именно «Мальчики» называется десятая книга романа «Братья Карамазовы», который был написан в 1879-1880 годах.

«Братьям Карамазовым», как и  другим произведениям Достоевского, присущи углублённый психологизм, исключительность личностей персонажей и ситуаций. Писатель снова и снова обращается к проблемам «маленького человека». Виктору Розову удалось найти безошибочное  воплощение в театре прозаического произведения великого писателя. Он не просто переносит на сцену слова и действия героев романа, а представляет результат внимательного всматривания и анализа характеров героев, мотивов их поступков через призму собственного мировоззрения и мироощущения.

Невзирая на то, что сюжет относится к ХIХ веку, он очень современен: темы подростковой жестокости, бедности актуальны в России и в наши дни. А избежать болезнь и смерть близких человечеству вообще не под силу. О той же надежде, что дана людям, многие вообще не знают. Жаль, что и в пьесе упущена очень важная фраза, которую в самом конце романа, во время похорон друга, вдруг неожиданно (а на самом деле весьма закономерно, в соответствии с главным замыслом писателя)произносит до этого презирающий церковь Коля Красоткин (в спектакле его убедительно играет Руслан Дивлятшин): «Карамазов! Неужели и взаправду религия говорит, что мы все встанем из мёртвых и оживём и увидим опять друг друга, и всех, и Илюшечку? – Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно скажем друг другу всё, что было, - полусмеясь, полу в восторге ответил ему Алёша». А ведь формулируя главные идеи романа, главную из них Достоевский обозначил так: «Важнейшее: никто евангилия не знает». Число этих «незнающих» со времён писателя в нашей стране увеличилось в непомерное количество раз. При всём пиетете к Розову, мы можем попробовать предположить, почему он не включил эту важную фразу Красоткина в пьесу. Ведь он писал «Мальчиков» в 1971 году, в эру господствующего в нашей стране атеизма.

В основу пьесы легла не главная сюжетная линия, а лишь одна её ветвь, взаимоотношения подростков. Трагический накал спектакля нарастает  во втором действии. В его основе – «похороны Илюши инадгробная речь Алексея Карамазова мальчикам, в которой отчасти отразился смысл всего романа». Так считал Достоевский.

Сценография и костюмы принадлежат известному художнику Юрию Гальперину (Москва). Спектакль не перегружен декорациями. Они представляют собой двухэтажную металлическую конструкцию, нижняя часть которой то задвигается, то раздвигается щитами. Перед этими щитами и развиваются основные события спектакля. Сценическое пространство режиссёр использует очень удачно.

А верхний этаж задействован лишь трижды. Там, рядом со скворечником, сгрудились в гимназических шинелях мальчики. Позже, в одиночестве, на фоне контура церковного купола в монашеской рясе появляется Алёша Карамазов. А в конце спектакля проходят гимназисты, провожая Илюшу в последний путь.

Молодой артист Антон Логинов очень достоверен в образе главного персонажа – Алёши Карамазова (во многих театрах страны эта пьеса шла под названием «Брат Алёша»). Ему удалось передать целостность натуры, её нравственную чистоту. Вызывает взрывы аплодисментов непередаваемая интонация, с которой произносит реплики госпожи Хохлаковой любимица публики Виктория Шанина. Большой удачей театра является поручение сложной роли штабс-капитана Снигерёва Валерию Емельянову, который в ней весьма органичен и естественен. Несомненный артистизм и искренность в непростой роли Илюши проявила студентка театрального факультета Саратовской консерватории Александра Карельских.

Похвалы заслуживает и весь остальной актёрский состав, которому удалось (благодаря усилиям режиссёра-постановщика) создать монолитный актуальный спектакль, который смотрится на едином дыхании.

И только одна сцена в спектакле вызвала некоторое недоумение. Возможно, меня обвинят в ханжестве и несовременности, но уверена, что спектакль ничуть  не проиграл бы от того, если бы Лиза (Анна Соседова) не разорвала бы на груди  платье, под которым не было даже белья. Эта сцена, являющаяся, видимо, данью сегодняшнему дню, никак не согласуется с нравами ХIХ века. Тем более, что актриса отлично владеет сценическим мастерством и появляется на сцене настолько импульсивной, экзальтированной, изменившейся и преображённой, что эффект производимого на зрителя впечатления вполне достаточен.

Спектакль заканчивается словами : «И вечно так, всю жизнь рука об руку». Если бы наше общество шло рука об руку, может быть, не было бы отрицательных и даже отвратительных явлений сегодняшнего времени.

Назад в раздел

Новости

14.01.2021 Правила посещения театра в связи с пандемией COVID-2019

Напоминаем Вам, что сейчас действуют ограничения, установленные требованиями государственных властей...


26.04.2021 Продажа билетов на июнь откроется 3 мая. Кассы театра будут закрыты 1,2,9 и 10 мая.

В понедельник 3 мая 2021 года откроется продажа билетов на июнь 2021 года.

В мае кассы театра не будут...


07.04.2021 20 и 24 апреля — премьера спектакля по повести Астрид Линдгрен «Мы — на острове Сальткрока»

20 и 24 апреля на Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва состоится  в постановке московского...


07.04.2021 28 апреля состоится премьера спектакля «Оруженосец Кашка» по книге Владислава Крапивина

На Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва готовится к выпуску спектакль по повести  известного...


Все новости