Всё, о чем хотелось сказать, но было негде...



Название издания: Неформат
Дата выхода: 27.01.2009
Автор(ы): Дмитрий Липскеров.


Нужны ли нам современные пьесы? Если да - то какие? И что мы подразумеваем под словом "современность"? Побывал это я на премьере спектакля студентов-дипломников саратовского театрального училища по некогда нашумевшей пьесе Дмитрия Липскерова "Река на асфальте". Пьеска, конечно, не совсем современная, помнится, еще в театре под руководством Олега Табакова ее ставили лет эдак десять назад.
Сюжет - для тех кто не знаком с творчеством драматурга - умещу на полстраничке текста.
Живет это себе один в московской квартире, расположенной на верхнем этаже высотки, 17-летний парень. Живет один, ибо отец его шагнул из окна, а мама тоже как-то отсутствует. И вот в дверь к нему стучится такая же неудачница-девочка. Вместе они едят яичницу и слушают предсмертные диктофонные записи отца, этакий электронный дневник. И выясняется совсем уж странная вещь. Накануне столь безвременной кончины папашку посещали непонятные слуховые галлюцинации. Потеряв аппетит и сон, он все-таки находит источник странного шума. Выглянув ночью в окно, к ужасу своему обнаруживает, что, оказывается, прямо под домом протекает сказочная молочная река.
Да-да именно из натурального молока, и подтверждает это жизнью своей полоумная кошка, которая (видимо изголодавшись по натурпродуктам) с визгами и криками сигает в эту речку. Папаша тоже решает принять "ванну Клеопатры", последовав вслед за бедным животным. Как это водится, наутро пред подъездом нашли его хладный труп.
Так вот, продемонстрировав эти откровения гостье, мальчик, не долго думая, предлагает засидевшейся допоздна девочке совершить ритуальное омовение в волнах этой самой молочной реки. И они открывают окно, и встают на подоконник, и трогательно берутся за руки, и на счет "три - четыре" должен уже свершиться суицидальный акт, но девочка, не будь дурой, вдруг смещает акценты на вещи более прозаические.
"Кушать хочется", - глаголет она, и радушный хозяин спускается с подоконника и жарит ненавистную яичницу. Закусив, они вновь берутся за руки и отправляются на прогулку по ночной столице. Спуск к грешной земле они совершают, надо думать, уже более традиционным способом - на лифте или по лестнице - история умалчивает.
Занавес.
И неуверенные аплодисменты зрительного зала.
Может быть, кто-то что-то понял? Я - нет. И даже не потому, что с момента написания сего опуса прошел десяток лет. Истинные ценности не подлежат пересмотру времени. Конечно, быть может, я слишком далек от глубин смысла столь странного мировоззрения, но что-то внутри мне говорит, что быть может и смысла-то нет никакого… А я, наивный, второй день пытаюсь понять почему река из молока, а не из коньяка, скажем, или из горячего шоколада. И точно также до конца не соображу - идейно ли выдержано произведение или нет. Жизнеутверждающе ли оно, или как?
Судя по тому, что все-таки герои избрали традиционный вид спуска на первый этаж, то жизнеутверждающе. А если вспомнить эпизод на подоконнике?
Конечно, это не совсем стилистика сегодняшних "эмо", но все-таки и не эрдмановская классика с его "Самоубийцей". Да и не слишком ли много "самоубийственных" пьес в последнее время? Кризис что ли так действует. Так не финансовый это кризис, я считаю… Кризис - в мозгах. И разруха - в головах.
Вывод, который можно сделать из увиденного, на мой взгляд, только один: "Ненормальным нельзя иметь детей". Вот и все. А если пуститься в глубинные размышления, то слишком вычурными и притянутыми они будут. Это все равно, что эстетствовать, размышляя о "Черном квадрате" Малевича. Ну квадрат, ну черный… Сомневаюсь, что сам мастер мог помышлять о том, в какие глубины подсознания попытаются полезть критики и искусствоведы наперебой предлагая свои версии появления квадрата и защищая диссертации. Квадрат - шутка мастера и не более. Попробуйте разубедить!
В связи с этим вспомнился ответ одного профессора-филолога на мой вопрос о том, как же в сборники современных поэтов попадают откровенно слабые вещи. Ну, типа
"Ты на палубе стояла , я рукой тебе махал,
Ты рукою мне махала, я тебе в ответ махал"
Кстати, реальная цитата.
Так вот, ответ был исчерпывающим. "Вы сначала станьте писателем (поэтом, автором, беллетристом - нужное подчеркнуть), вступите в Союз писателей (художников, фотографов, журналистов - ненужное растереть и забыть) и после этого любая ваша фраза станет "нетленкой" достойной сборников".
Последовав совету, я вступил в Союз журналистов, кропаю сейчас эти строки, но на истину в последней инстанции не претендую, и почему-то кажется мне, что в учебники строки этого блога вряд ли войдут. Все тут изложенное - это так… Размышления дилетанта. Мысли вслух. Все что хотелось написать, но забора подходящего не подворачивалось.
Так что, давайте поспорим о литературе. Если хотите.
Ну и еще. Несправедливым было бы не отметить весьма неплохую игру начинающих актеров. Великолепную режиссуру. В этой части находок и озарений было не в пример больше, чем у автора пьесы. Смелая сценография, неожиданная, авангардная игра света, теней, создающих "эффект видеокартинки". Это больше чем спектакль - это целый фильм с кинематографическими приемами, стоп-кадрами, наездами и отъездами камеры. В общем, создателям спектакля - пять с плюсом.
Ну и напоследок, цитирую пресс-релиз, посвященный премьере. Пусть будет и "официальная точка зрения".
ПРЕСС-РЕЛИЗ
На Камерной сцене Саратовского ТЮЗа Киселева состоится премьера дипломного спектакля 4 курса театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова. Художественный руководитель курса - Народный артист России Александр Галко «Река на асфальте» Автор пьесы Дмитрий Липскеров Режиссер - Артем Кузин Художник - Ольга Колесникова
Дмитрий Липскеров - известный современный писатель, драматург, соучредитель литературной премии «Дебют», член Союза писателей России. Его пьеса «Река на асфальте» написана в 1989 году и поставлена впервые в Театре п/р О.Табакова. Артист Саратовского ТЮЗа Киселева Артем Кузин обратился к этой пьесе, имея уже режиссерский опыт работы в театре («Небо над ними», «По зеленым холмам океана»). В спектакле по пьесе Дмитрия Липскерова «Река на асфальте» главные герои: Ричард и Канифоль - такие же, как и многие подростки: уже не дети, но еще не взрослые. Они пребывают в возрасте поиска, устремлений, максимализма, мечтаний, открытых дорог и сложных отношений. Молодой начинающий режиссер Артем Кузин вместе со студентами театрального факультета Саратовской консерватории (курс Народного артиста РФ А.Г.Галко) своим спектаклем попробуют приблизиться «к сплаву юношеского вдохновения и первой попытки работать профессионально...».

Назад в раздел

Новости

14.01.2021 Правила посещения театра в связи с пандемией COVID-2019

Напоминаем Вам, что сейчас действуют ограничения, установленные требованиями государственных властей...


26.04.2021 Продажа билетов на июнь откроется 3 мая. Кассы театра будут закрыты 1,2,9 и 10 мая.

В понедельник 3 мая 2021 года откроется продажа билетов на июнь 2021 года.

В мае кассы театра не будут...


07.04.2021 20 и 24 апреля — премьера спектакля по повести Астрид Линдгрен «Мы — на острове Сальткрока»

20 и 24 апреля на Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва состоится  в постановке московского...


07.04.2021 28 апреля состоится премьера спектакля «Оруженосец Кашка» по книге Владислава Крапивина

На Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва готовится к выпуску спектакль по повести  известного...


Все новости