Удирающие от штампов



Название издания: Неделя области
Дата выхода: 16.12.2009
Автор(ы): Ирина Кабанова


Нынешнему театру не хватает современности

Работа творческих лабораторий по современной драматургии "Четвертая высота" происходит в тюзе Киселева пятый год подряд. Тюзовцы продолжают исследовать новейшую отечественную и зарубежную драматургию: какие вопросы ставит она перед современным зрителем, насколько способна воспламенить душу подрастающего поколения и достойна ли обрести жизнь на театральных подмостках.

На практике это выглядит как публичная читка новых пьес. Из 20 пьес выбраны четыре. Эскизы спектаклей в исполнении актеров саратовского тюза представили зрителям четыре молодых режиссера: Андрей Корионов и Мария Романова из Санкт-Петербурга, Михаил Заец из Тюмени и Сигрид Стрем Реибо из Норвегии.

Молодые - это они с виду. У каждого опыт, так что можно считать их вполне укоренившимися в творчестве. Заец, например, 12 лет проработал актером в театрах разных городов, прежде чем прийти к режиссуре.

- Прежде всего, я обращаю внимание на тексты, - говорит Михаил. - В пьесе Александра Молчанова "Убийцы", которую мне здесь предложили, оказался очень хороший язык. Когда я ее прочитал, понял, что не знаю, как это ставить. И тогда стало интересно.

Настоящую нордическую блондинку Сигрид в пьесе немецкого драматурга Ульриха Хуба "У ковчега в восемь" привлекло "двойное дно": смешное действие, но с философским смыслом. "Есть мир реальный, а есть мир идей, интересно играть с этим", - поясняет Сигрид, неплохо владеющая русским. Однажды увидев спектакль Женовача "Мальчики", она взялась за русский язык. Год учила его в университете в Норвегии, а потом приехала в Москву и поступила в ГИТИС, на курс к тому же Женовачу. Ее режиссерские планы охватывают две страны, и пока в России они воплощаются успешнее. До своих изысканий в саратовском театре Сигрид успела поучаствовать в Московском фестивале "Рампа".

Сложности с тюзовскими артистами были лишь языковые. Остальное, отметила она, все отлично: "Мы вместе думали над пьесой, я лишь обрисовала рамки. Мне нравится живой процесс создания спектакля".

Если говорить о "Четвертой высоте", тут живее не придумаешь: в распоряжении режиссеров и актеров было всего три дня, чтобы сделать из текстов эскизы спектаклей. Это не два месяца упорных репетиций. Но в этом и прелесть эксперимента - по крайней мере, для самих творцов. Причем сам актер по замыслу организаторов должен освободиться от внутренней зажатости и привычного способа существования на сцене.

Театральный критик, эксперт фестиваля "Золотая маска" Александр Вислов, дает понять, что лабораторное движение для российского театра, погруженного в трясину повторов и штампов и этим отпугивающего от себя зрителя, - один из спасительных путей:

- Бывая на творческих лабораториях в разных городах, я заметил удивительную вещь. В репертуарном театре процент спектаклей, от которых тебе нескучно, - не более десяти, а среди лабораторных, эскизных спектаклей, наоборот, почти не бывает скучных показов. Наверное, загадка кроется в необязательности таких проектов: здесь начинают пульсировать и искриться внутренние резервы, актерская и режиссерская легкость, чего мы, к сожалению, редко видим в репертуарных театрах.
О том, что репертуарный театр в кризисе, в очередной раз говорил и Олег Лоевский, известный театральный деятель из Екатеринбурга, директор Всероссийского театрального фестиваля "Реальный театр" и исполнительный продюсер саратовского проекта:

- К сожалению, российский театр мало интересуется современными текстами и вообще мало интересуется современным человеком. И современный человек собой тоже очень мало интересуется. В России очень немного современной драматургии идет на сценах театров. Люди не хотят знать ничего о себе, не хотят заниматься социальными проблемами, им все это надоело, они хотят развлечений. Поэтому основной репертуар - подобный тому, что я увидел недавно в Красноярском тюзе: "Слишком женатый таксист", "Мужчина в паутине", "Невеста из Парижа"... Нам это кажется неправильным, несправедливым. Люди должны видеть свое отражение, особенно молодые, которые еще не успели закоснеть и хотят понять, что происходит с ними, какие процессы происходят в стране, в которой они живут. Мы хотим, чтоб в театре появился зритель, который в театр не ходит.

Очередные попытки пробиться сквозь толщу предполагаемого зрительского равнодушия имели на этот раз интерактивный характер. Перед каждой читкой зрителям раздавали три записки с вариантами решения относительно того текста, эскиз спектакля которого был показан: "оставить как есть", "продолжить работу" и "забыть как кошмарный сон". После окончания записки кидали в коробку. Вот бы ввести такой почин и в отношении репертуарных спектаклей местных театров! Сразу бы стало понятно, где профессионалы, а где - просто вертеп.

Назад в раздел

Новости

14.01.2021 Правила посещения театра в связи с пандемией COVID-2019

Напоминаем Вам, что сейчас действуют ограничения, установленные требованиями государственных властей...


26.04.2021 Продажа билетов на июнь откроется 3 мая. Кассы театра будут закрыты 1,2,9 и 10 мая.

В понедельник 3 мая 2021 года откроется продажа билетов на июнь 2021 года.

В мае кассы театра не будут...


07.04.2021 20 и 24 апреля — премьера спектакля по повести Астрид Линдгрен «Мы — на острове Сальткрока»

20 и 24 апреля на Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва состоится  в постановке московского...


07.04.2021 28 апреля состоится премьера спектакля «Оруженосец Кашка» по книге Владислава Крапивина

На Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва готовится к выпуску спектакль по повести  известного...


Все новости