Оставаясь в душе ребёнком
Название издания: Неделя области Дата выхода: 26.03.2006 Автор(ы): Семён Волков |
Оловянные кольца нельзя ни украсть, ни продать, ни отнять. Кому-то они несут радость, кому-то – огорчение. Однако счастливыми от их обладания не становятся. Наверное, потому, что никакие кольца, будь они из олова или чистого золота, не могут дать счастье и любовь. Свою судьбу человек творит сам…
24 марта в ТЮЗе имени Киселева – премьера спектакля «Волшебные кольца Альманзора» по сказке Тамары Габбе. Режиссёр – народный артист России Александр Соловьев, художник – лауреат госпремии РФ Станислав Шавловский.
— Шавловский оформлял в ТЮЗе «Похищение луковиц», «Очень простую историю». Сейчас работает параллельно над «Кольцами» и спектаклем «Холодное сердце», который выпускает следом через несколько недель главреж театра Юрий Ошеров, - рассказывает Александр Соловьев.
– Почему обратился именно к этой пьесе? Имя Тамары Григорьевны Габбе (1903-1960) вспоминают сегодня всё реже, что очень жалко. Это, бесспорно, талантливый драматург. Её произведения пользовались большим успехом, шли на сценах ведущих театров страны (вспомните «Город мастеров, или Сказку о двух горбунах», «Хрустальный башмачок», «Авдотью Рязаночку»…). На мой взгляд, история про кольца Альманзора удивительно актуальна, современна, полезна сегодняшнему поколению детей и их родителей. Материал весьма мощный. Если бы пьесу поставили целиком, то шла бы она на сцене примерно четыре с половиной часа. В ней так много мыслей, текста, ходов, интриг! Приходилось с огромным сожалением, с болью в сердце отсекать что-то любопытное, стоящее. Ничего не поделаешь, наше время требует другой динамики, иного ритма, более собранного концентрированного действия.
- О чём спектакль?
- Человек всю жизнь ищет счастья: в любви, в спокойствии, в достатке, в богатстве… все персонажи пьесы стремятся обрести счастье, но только двое молодых людей вдруг понимают, что оно не в том, чтобы что-то брать, получать колечки, денежки, почести, а в том, чтобы отдавать. И от этого, что удивительно, также может быть хорошо, радостно, тепло на душе. Думаю, мысли такие в наше время дефицитны. К сожалению, отношения между людьми становятся всё более деловыми, материальными, когда важна лишь выгода, а духовность, нравственность, потребность друг в друге, тепло, нежность, забота пропадают. Всё реже встретишь готовых бескорыстно помочь ближнему. В телевизоре грань между детским и недетским давно стёрлась. В сказке можно обнаружить и необоснованную жестокость, и удручающий сумрачный пессимизм, и меркантильный расчёт. Хотел, чтобы в спектакле всё было глубоко лирично. Не надо грязи и черноты, и так заполнивших жизнь. Пусть хотя бы на сцене царят свет и чистота. И если поток этой энергии польётся в зал, может быть, и зрители отринут от себя негатив, свершится волшебство…
- Постановка изначально рассчитана на юных зрителей, над ней работать было сложнее или легче, нежели над спектаклями для взрослых?
- Сказка отличается прежде всего тем, что здесь актёрам требсется особый дар. Важно, хтОбы им удалось к этому моменту сохранить в себе детство: те наивность, простоту, непосредственность. Очень сложно оказалось найти актрису на главную роль. Вынужден был даже обратиться на театральный факультет. На курсе Риммы Беляковой увидел девушку, которая, по моему ощущению, не потеряла той удивительной чистоты, трепетного отношения к жизни, присущих юному непорочному созданию, не обросла всевозможными приспособленческими вещами, как это происходит со всеми нами грешными.
Описанные в пьесе ситуации и проблемы, конечно, универсальны, но во многом- волшебны, в реальной жизни такого не бывает. Чтобы зрители воспринимали происходящие на сцене адекватно, понимали, что история в какой-то мере правдива, возможна, что всё показанное могло приключиться и с ними, актёры должны быть как дети, которые садятся на стул, расправляют руки говорят:«Я самолёт, лечу». Ребёнок в этот момент верит, что летит, видит облака, людей, суетящихся внизу. И мы, взрослые, глядя на него, заражаемся этой уверенностью, этим энтузиазмом, соглашаемся, несмотря на логику и скепсис, что малыш видит облака! И это превосходно! Так и в нашем спектакле. Мало того, что здесь присутствует взрослая психология, плюс к тому в наличии ещё и волшебство, которое надо оправдать, прирастить, в которое надо поверить. Не будет такой веры у актёра- никакой зритель не проникнется, не поверит. Вот что самое сложное.
- Много приготовили волшебных сюрпризов?
- Взрывов, спецэффектов, петард, исчезновений не будет. Зато могу обещать лихо закрученный сюжет, пиратов, переодевания женщин в мужские наряды и наоборот, много преследований, тайн, интриг, романтики… Не приседаем перед детьми, не сюсюкаем, ничего не разжёвываем, стараемся говорить с ними со цены так же, как говорили бы со взрослыми. Но только о волшебном, чуть-чуть поднимаясь над обыденной жизнью. В какой-то момент заработает настоящий фонтан, всю первую картину на сцене будет стоять мощная химическая установка- дышащая, в которой что-то булькает, бурлит, где зарождается магия, чудо… В основном чудеса у нас не внешние, происходят они внутри, в человеке. Окружающая среда практически не изменяется. А с девочкой, главной героиней, и мальчиком, главным героем, такое случается, что ясно- без волшебства точно не обошлось. Они становятся другими. В спектакле это самое главное.
- Постановка дорогостоящая?
- Да. Яркие декорации, богатые костюмы из парчи, необходимые механические приспособления обошлись в приличную сумму. Но все затраты, уверен, окупятся. Во-первых, детский театр должен выпускать качественные зрелищные добрые сказки. Во-вторых, спектакль семейный, надеюсь, дети пойдут на него с папами, мамами, дедушками, бабушками. Как показывает практика, вначале разбирают билеты на детские постановки, потом на взрослые. Сказки живут не менее пяти-семи сезонов. «Волшебное зелье» идёт уже почти 14 лет, «Аленький цветочек»- и подумать страшно…
- А что для вас сегодня счастье?
- Чтобы сказка удалась и зрители после спектакля уходили такими же удовлетворёнными, как и я был, впервые прочитав эту пьесу. Если же люди придут после этого вечера на другие спектакли, детишки станут теребить взрослых: «Ну давайте ещё раз сходим в ТЮЗ», вот что будет здорово! В театре мы работаем не для зарплат, они такие мизерные! Важно осознание того, что саратовцы сюда стремятся, любят бывать в ТЮЗе, ждут с нетерпением новых премьер. Это дорогого стоит!
Назад в раздел
Новости
2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...
4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
25 и 26 октября – премьера «Маленькие трагедии» 4 острых, захватывающих воображение сюжета, чел...
Все новости