Понаехали в SQUAT



Название издания: Саратовский взгляд
Дата выхода: 30.12.2009
Автор(ы): Елена Балаян


На склоне лет у человека есть два способа отношения к жизни: мучительно завидовать молодым, здоровым и красивым, будучи не в силах простить им свое уходящее время, и, наоборот, попытаться им помочь, реализуя накопленный опыт и право на внутреннюю свободу. И хотя поступать по второму сценарию бывает ох, как непросто, авторы спектакля «SQUAT», премьера которого прошла в ТЮЗе им. Киселева под занавес уходящего года, уверены, что именно он в итоге оказывается наиболее приятным и конструктивным для обеих сторон. Жизнеутверждающий пафос вполне оправдан: в Новый год и, особенно, в Рождество так хочется верить в лучшее в себе и в людях…

В спектакле молодого киевского режиссера Артура Артименьева, вызванного с Украины специально для этой постановки, обе линии поведения представлены в образах двух пожилых француженок в исполнении народной артистки России Светланы Лаврентьевой и ее заслуженной коллеги Тамары Лыковой. На их маститой виртуозной игре и строится спектакль. Маривонн и Жанн, родные сестры, чьи характеры противоположны, живут одинокой неспешной жизнью в своем изысканном французском доме, куда волей случая попадает молодая парочка нелегальных мигрантов, полька и араб (squat с английского «вселение в чужой пустующий дом»).

Старая дева Жанн, милая и старомодная, с несостоявшейся жизнью и нереализованным материнским инстинктом, начинает отчаянно им помогать, пытаясь настроить на этот лад и сестру. Та сначала долго сопротивляется, но потом сдается, из злой «домомучительницы» превращаясь в добрую, но весьма волевую и активную фею. Превращение психологически достоверное, не вызывает недоверия еще и потому, что случается в канун Нового года. Персонажи вместе наряжают елку, и это придает спектаклю удачную своевременность: предновогодние и предрождественские ощущения зрителей перекликаются с эмоциями героев.
Спектакль все время балансирует на грани комедии и мелодрамы, местами превращаясь еще и в сложную психологическую драму. В нем много небанального юмора, но есть место и для грусти. Смех и слезы – все в нужной пропорции.

Игра Тамары Лыковой, у которой в день премьеры был еще и бенефис в связи с 70-летним юбилеем, – это настоящее произведение искусства и триумф старой театральной школы. Лыкова держится на сцене, как королева, создавая совершенно роскошный многогранный характер, выходящий за рамки всех возможных клише. На своем месте оказывается и Светлана Лаврентьева – маленькая, юркая, трогательная и одновременно смешная. Молодого араба Самира, которого желчная Маривонн иронично называет то душманом, то Бен-Ладеном, то Саддамом Хусейном, по очереди играют молодые тюзовцы Никита Безруков и Владимир Егоров. А очаровательную польку Кристину, которая весь спектакль очень органично изъясняется на ломаном русском (по пьесе французском) языке – Марина Климова и Ирина Протасова. Говорить два с половиной часа с таким акцентом не так-то легко, но девушки справляются, выдерживая роль до конца.

В том, что спектакль удался, заслуга в первую очередь современного французского драматурга Жана-Мари Шеврэ, чья драматургия оказалась очень качественной (не в пример многим современным авторам). И надо сказать спасибо театру и Французскому культурному центру «Альянс Франсез – Саратов» за то, что открыли саратовским театралам это новое для них имя.
На французском материале спектакль поставлен неслучайно: 2010 год объявлен годом России во Франции и Франции в России, так что наш ТЮЗ оказался в этом смысле в тренде и даже немного его предвосхитил. Шеврэ умеет смеяться над национальными комплексами своего народа. Его пьеса, как многослойный пирог: чем дальше, тем больше смыслов в нем открывается. Кроме конфликта молодости и старости в ней есть еще и тема постижения чужой культуры и мучительного преодоления тех стереотипов, которые политики вбивают в головы своим избирателям. В этом смысле пьеса очень актуальна и выходит за рамки чисто французских реалий.

И, конечно, ТЮЗ стоит поздравить с новым режиссером, чей талант очевиден уже при первом приближении. Артур Артименьев не только срежиссировал спектакль, но еще и придумал к нему музыкальное и художественное решение. В этом смысле «SQUAT» – удачный триумвират драматурга, режиссера и двух талантливых актрис, без которых потенциал и того, и другого не реализовался бы в полной мере.

Назад в раздел

Новости

06.09.2023 Дата кастинга в Студию перенесена

Если вы записались на кастинг в студию, эта новость для вас. ...


15.09.2023 Выиграй экскурсию по закулисью!

Приглашаем на экскурсию по закулисью! Невероятно...


26.09.2023 Как пойти на спектакль классом

Как попасть на спектакль целым классом? Нужно сделать коллективную з...


01.12.2022 ЗАМЕНА спектакля 23 сентября!

Уважаемые зрители, к сожалению, в эти выходные мы вынуждены заменить...


Все новости