История неудавшегося самоубийцы
Название издания: Саратовские вести Дата выхода: 08.11.2012 Автор(ы): Ирина Крайнова |
… И ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ТЫСЯЧ КУРЬЕРОВ
Это не цитата из Гоголя. Это прямое заимствование драматурга, который - по яркости и выразительности создаваемых образов, по силе и мощи комедийного таланта, по глубоко запрятанному в его послании зрителю положительному посылу - ближе всех подошел к великому «Ревизору».
На цитаты не разошелся
После черной обязательно приходит светлая полоса.Блестящую сатиру Николая Эрдмана («Самоубийца») - на общество,на время,нравы - поставил в Новом тюзе режиссер Михаил Бычков, и поставил великолепно.Бычков режиссировал у нас «Ревизора», его трактовка была интересна. Ученик Кнебель,лауреат премии им. Станиславского,он ставил Гоголя и Чехова, Достоевского и Шекспира,Байрона и Лермонтова, Стринберга и Гришковца -в Риге и Таллине, в Омске и Петербурге, в Ростове и Екатеринбурге, в Таганроге и Краснодаре.
«Самоубийца» по Бычкову - это актуально без актуализации, смешно без пережима, очень остро и чуть печально.Вечная для классической русской литературы тема маленького человека, задавленного жизнью, казалось бы, напрочь забытая в 20-м веке. Ставя остроумца Эрдмана,ее (тему) как-то теряли -за неожиданными поворотами сюжета, за характерным языком полуграмотных героев («эпоха Зощенко»), за дивным юмором автора,где постоянно - игра слов, «высокое» и «низкое» рядом.
«- Я считаю, что будет прекрасно, Аристарх Доминикович, если наше правительство протянет руки.-. Я считаю, что будет еще прекрас¬нее, если наше правительство протянет ноги.-. Хучь бы руки покамест, Аристарх Доминикович».
И - сплошь афоризмы. Если бы пьеса была опубликована в свое время, она вся бы разошлась на цитаты, как «Двенадцать стульев» или «Золотой теленок».
«Пусть редактор своею железной рукой вырвет с корнем его половую распу¬щенность… Там женщина голову или даже еще чего хуже моет, а вы на нее в щель смотрите…В настоящее время интеллигенция — это белая рабыня в гареме проле-тариата…Разрешите мне вам преподать совет: вдохновляйтесь согласно постановлениям… С самого ран¬него детства я хотел быть гениальным человеком, но роди¬тели мои были против».
Станиславский первый сравнил Эрдмана с Гоголем, Мейерхольд - с Мольером. Но судьба «Самоубийцы»,в отличие от «Мандата» (первая пьеса драматурга шла во многих театрах), была несчастлива. Автора ссылают в Сибирь, не публикуют, пьесу не позволяют ставить ни Станиславскому, ни Мейерхольду, ни Юрию Любимову ,ни Валентину Плучеку -даже в начале 80-х.
В декабре 1931 года Эрдмана начинали репетировать во МХАТе - спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям приступил Мейерхольд - произошло то же самое. Плучек поставил "Самоубийцу" только в 1987 году, и, судя по откликам, это не был удачный спектакль.
Пьеса о том, как одного безработного надоумили покончить с собой, и «общественный мотив» еще приплели к его поступку, да не один .А он в последний момент …не застрелился, философски размышляя, что же произойдет с ним между двумя секундами - до и после выстрела.Вот, вроде бы, все содержание.Но ,как пишут критики, «слишком выпукло со страниц пьесы выпирает фига Эрдмана, изящно и остроумно сложенная в 1928 году против вождей, революции, строящегося социализма».
История маленького человека переставшего бояться смерти, и, следовательно, вообще переставшего бояться, который позвонил прямо в Кремль и выдал афоризм, известным всем, кто даже никогда не смотрел и не читал Эрдмана: "Я Маркса прочел и мне Маркс не понравился!"…Неактуально? А давайте начнем читать не с этого места, а немного выше. «Все молчат, ког¬да колосс разговаривает с колоссом. Дайте Кремль. Вы не бойтесь, не бойтесь, давайте, барышня. Ктой-то? Кремль? Говорит Подсекальников. Под-се-каль-ни-ков. Индивидуум. Ин-ди-ви-ду-ум. Позовите кого-нибудь самого главного. Нет у вас?...»
-Я думаю, что в пьесе можно найти много параллелей с современностью, уверяю вас!- высказывание французской зрительницы . Актер и режиссер Патрик Пино предложил свою версию пьесы на знаменитом Международном фестивале в Авиньоне.
Актер и режиссер Вениамин Смехов,лично знавший драматурга, ставит «Самоубийцу» в РАМТе. Спектакль в его трактовке впервые прозвучал, «как классика, которая всегда интересна исследованием человеческой природы». Но Смехов сделал большие купюры в монологах Подсекальникова.Зачем нам эти фантомы прошлого - революция, пролетариат, борьба классов?...
Разжалованный в массу
Любопытно,но режиссер Михаил Бычков, ставя эту жутковатую «одиссею» Семен Семеновича в гробу и на кладбище, впервые сохраняет авторский текст -полностью. Во-первых, это чрезвычайно острый текст, от которого получаешь огромное удовольствие.А во-вторых, очень глубокий.Как освобождается от липкой боязни всего на свете маленький человек Подсекальников, так и зритель , смеясь над ним, смеется над своими страхами , въевшимися в него на генетическом уровне. Финальный монолог героя вообще программный, он пародирует парадные речи «выдвиженцев из народа» и утверждает неповторимость каждой личности, какой бы ничтожной она нам не казалась
Я прочитала пьесу. Впервые. После саратовской премьеры. И испытала ни с чем несравнимое наслаждение.Рекомендую! Великий насмешник ,Эрдман всю наполняет ее цитатами - из Чехова, из Горького, и конечно, из Гоголя. И все перевертывает по-своему. «Надо жить, жить, жить, жить»- стенает герой. Узнали? Приготовьтесь - «для того, чтобы застре¬литься». Или - «Есть другая, прекрасная, чудная жизнь». Мы знаем, откуда эта фраза.Но вот конец цитаты: «…Жизнь с бельем, с обстановкой, мехами, косметикой».
«Маленькие, нудные людишки//Ходят по земле моей отчизны…//Всё хотят дешевенького счастья,//Сытости, удобств и тишины»,- воевал с мещанством юный Влас в «Дачниках» Горького. Ему отвечал «мещанин» Суслов. Но тот еще не вкусил «плодов революции».На календаре был только 1904 год. Через 24 года свободолюбцу Власу с полным правом отвечает безработный Семен Семенович: «Все строительство наше, все достиже¬ния, мировые пожары, завоевания — все оставьте себе. Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь и приличное жало¬ванье».
Если целое поколение русских писателей вышло из гоголевской «Шинели», то русский немец Эрдман вышел, несомненно, из сюртука Хлестакова. Курьер Егорушка появляется в пьесе «Самоубийца» только во втором действии - 12-м явлении , но он из главных действующих лиц.Подглядывает в ванной, строчит статьи-доносы в газету ( нам хорошо знаком этот способ общественного негодования,: травля Солженицына , Высоцкого, Бродского через печать), смотрит на все «с марксистской точки зрения» - в отличии от галереи типов, выведенных в пьесе.
«Все с нее как рукой снимает, такая из женщины получается га¬дость, я вам передать не могу», - смакует посыльный свою «классовую позицию». «Силомер для курьеров не имеет значения, потому что мы силу свою измерили на гражданской войне за свобо¬ду трудящихся», -демагогически заявляет, скромно подписываясь под доносом - «Тридцать пять тысяч курьеров». Псевдоним у эрдманского курьера такой. Именно тридцать пять,как у гоголевского героя: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры,курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!... "Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!"
Но в отличие от безвредного, мечтающего о славе Хлестакова , Егорушка подленек и опасен. В 1928 -м ( год написания пьесы) армия сталинских стукачей еще только формируется по всей нашей необъятной стране.Егор Тимофеевич - из первых в нее кандидатов.Именно он главный антипод слабого, глуповатого, но по-своему честного Семена Семеновича Подсекальникова, а не представители классов, выведенные в пьесе под видом А р и с т а р ха Д о м и н и к о в и ча Г р а н д - С к у б и ка,О тца Елпидия , Писателя, Мясника . Егорушка актера Евгения Сафонова в меру нахален и весь напичкан ходовыми лозунгами.
Любитель до Гоголя
Гораздо ближе к гоголевскому Хлестакову образ Подсекальникова. С той разницей,что мелкий чиновник из Петербурга разливается соловьем так убедительно, что все ему верят, а Семена Семеновича его окружение, состоящее из бывших купцов, «перекрасившихся» писателей, владелиц питейных заведений и прочих знойных красоток, дружно поднимает в его собственных глазах.
С тронной речью Хлестакова о супчике прямо из Парижа перекликаются фантазии размечтавшегося Подсекальникова:«Приехать с концерта с хорошим жалованьем, сесть на кушетку в кругу семьи: «Что, полотеры сегодня были?» — «Обязатель¬но были, Семен Семенович». — «А статую, что я приглядел, купили?» — «И статую купили, Семен Семенович». — «Ну, прекрасно, подайте мне гоголь-моголь».
Подсекальников - Артем Кузин. Это очень сильная роль молодого актера, который и «ревизора» тоже у нас играет. Он выглядит здесь гораздо серьезнее, я бы даже сказала, значительнее своего гоголевского собрата. Особенно когда начинает размышлять о жизни и смерти. Конечно, он комичен, но не гипертрофированно, в рамках психологического театра. А кое-где - трагикомичен. Убедительна мизансцена с дверью, которая смотрится , как нависший Дамоклов меч.Это добавочное давление на героя - не только пистолет, но и падающая дверь.
Все герои-типажи «черной» комедии Эрдмана ( венки, отпевание, кладбище!) даны выпукло.«Сидит в ресторане, как наглый са¬мец, с Маргаритой Ивановной Пересветовой» (Ольга Кутина) Калабушкин(Алексей Карабанов).Замечательно отвоевывает «своего» мужчинку героиня Кутиной. Опутывает сетями пышных словес Гранд-Скубик (Валерий Емельянов ).Вторит ему Виктор Викторович - Илья Володарский.Отец Елпидий в самый патетический момент нашептывает непристойности даме ( чудесно играет Юрий Ошеров),дама громко ржет (Жанна Волошина). Мини-шедевры создают проковылявшая из уборной с личный кругом Старушка(Нина Пантелеева), Старушки1 и 2 в крошечной сцене на кладбище(Пантелеева и Тамара Цихан).
В этом скопище монстров симпатию вызывают только две фигуры. Рыжеволосая, румяная, дебелая русская краса Машенька - добрая, глупая, терпеливая,заезженная муженьком -домашним царьком. Роль Маши словно написана для тюзовской красавицы Елены Красновой - как кротко сносит она все капризы и причуды своего Сенечки , как сильно за ним убивается. Но все-таки остается женщиной , даже причитая и сетуя: « Сеня был — шляпы не было, шляпа стала — Семена нет. Господи! Почему же ты сразу всего не даешь?»
Свою лучшую за последние годы роль играет Светлана Лаврентьева. Первое ее появление на сцене - ночью, в безликой советской комбинации, одинаковой для всех в этой стране- похоже на тяжелые шаги Командора. Но у тихого-мирного Подсекальникова, видно, теща тоже под каблуком . Поворчав для порядка, она бежит готовить гоголь-моголь страдающему мировыми скорбями зятьку(«до чего он любитель до гоголя, страсть!» ) .Мамочка и дочка -отличная парочка.
Одна из лучших сцен спектакля: пропал муж, Маша стучится к директору тира и трогательно-жалобно просит его помочь : «Побежимте!». И они так смешно и неловко бегут! Маргарита Ивановна, находясь на страже своего незаконного счастья, искренне недоумевает: «До чего он любитель вдвоем ухо¬дить, это прямо психоз у него какой-то».
Пожалуй, только сцены на кладбище, с пребыванием в гробу мнимого покойника несколько затянуты. Декорации усредненные - голая фанера, одинаковая для всех в большой коммуналке - двери, табуреты,туалетные кружки, как знак превращения человека в «огромную массу масс» ( художник Николай Симонов). И вообще все везде из фанеры, не слишком надежного материала.Только в первой сцене есть еще широкая металлическая кровать четы Подсекальниковых , она одна и воспаряет над квартирой и - над бытом. Как мечты маленького человека о ливерной колбасе или о чем-то большем (вся мизансцена уморительно-антрепризна - от начала до конца). Между картинами «личные» счетчики мигают, как беззвучные сирены.
Двигаются актеры просто прекрасно, разделяются на банкетные пары и очень пластично, безо всякой пошлости изображают «разнузданную цыганщину» и всеобщий флирт.Собираясь «в последний путь», мило садятся в кружок и на корточки - на нынешний манер. Видно, что работает команда, хорошо освоившая новую, большую сцену.
«Вот я стою перед вами, в массу разжалованный человек, и хочу го¬ворить со своей революцией: что ты хочешь? Чего я не от¬дал тебе? Даже руку я отдал тебе, революция, правую руку свою, и она голосует теперь против меня. Что же ты мне за это дала, революция? Ничего».Произнося в финале длинную тираду в защиту жизни, о праве на нее каждого, главный герой Семен Семенович трогателен и серьезен. Он далеко откидывает крышку гроба,та летит чуть ли не в зал.Кажется, что прямо на нас летит. Немая сцена…
Назад в раздел
Новости
09.08.2024
Новые правила покупки и возврата билетов
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
22.11.2023
Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»
Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия ...
22.05.2024
Наша группа ВКонтакте – лучшая среди госпабликов
Саратовской области
Мы – первые среди государственных пабликов Саратовской области в номинации «за интересное содержан...
27.03.2024
7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы
от жюри
ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...
Все новости