Бесконечный Дзынь
Название издания: http://irin-krainov1.livejournal.com/ Дата выхода: 02.12.2013 Автор(ы): Ирина Крайнова |
БЕСКОНЕЧНЫЙ «ДЗЫНЬ», ИЛИ СЛОН В ТРЕУГОЛКЕ
В конце года у нас случился апрель, притом «бесконечный». Девятый раз в Саратове прошла творческая театральная лаборатория «Четвертая высота».
«Завтра» отменяется
Автор идеи лаборатории - ее неизменный ведущий, член экспертного совета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», заместитель директора Екатеринбургского тюза Олег Лоевский. Такие лаборатории Лоевский ведет повсеместно, и когда-то она здорово встряхнула сонное царство Саратова острыми пьесами Макдонаха, Сигарева, Пулинович.
Как писал участник одной из наших лабораторий театральный критик и переводчик Павел Руднев, «Саратовский театр юного зрителя снискал славу семейного, «ультра-традиционного» театра. Он был основан в 1919 году как «первый в мире детский театр» и до сих пор составляет весомую часть классической культуры Поволжья – театр, городом любимый, ежедневно аншлаговый уже несколько десятилетий. Современная пьеса же – жанр для традиционного театра «кукушкин», слишком спорный, слишком радикальный». Однако современная пьеса нашла общий язык с нашим с «ультра-традиционным» театром. Театральный народ полюбил лаборатории с ее наскоро испеченными читками-показами, со свободной атмосферой импровизации и дискуссии. Зрители и сами актеры, очень ждут этих показов, встряхиваются, энергично обсуждают увиденное.
Подзаголовок нынешней лаборатории не оставлял сомнений в намерениях ее устроителей: «Шаг за шагом в будущее». К обсуждению предлагалось шесть современных пьес для подростков российских и зарубежных авторов, не только в форме режиссёрских эскизов, но и в качестве авторских читок, где вместе с артистами участвует драматург. Так, как это было на прошлогоднем фестивале-лаборатории «Четвертая высота. От А до Я: Азбука детского театра».
Мы увидели эскиз познавательной пьесы французского драматурга Натали Фильон «Дзынь»,услышали три читки, не авторские, а, скорее - застольно-актерские. Это пьеса социальной темы («И наступит завтра»), пьеса-воспоминания («Бесконечный апрель»), пьеса «историко-романическая», поскольку написана она по исторической повести(«Что делал слон, когда пришел Наполеон?». А также - отсмотрели режиссерские эскизы «Отрочества» Толстого(в сценической адаптации Ярославы Пулинович) и сказки венгра У.Дюла «Все мыши любят сыр».
Пьесы очень разные по своей стилистике. Интересно, что два текста написали наши тюзовские люди: актриса и постановщик Елена Краснова и сотрудник литературной части Анастасия Колесникова. Пьеса Красновой задевает то больное в нашей душе, о чем обычно стараются не говорить: горечь и безнадежность кавказской войны. И ее жертвы - молодые ребята, точнее, обрубки их тел, брошенные умирать в госпиталя.
Наивно переданы автором сцены прошлого счастья - «пробежки» героев между больничных кроватей. Порой возникают проколы смысловые, они не имеют отношения к видениям медсестрички, где солдат еще цел и здоров. Эпизод с девочкой-террористкой психологически неубедителен. Ноне это важно? В пьесе нет надрыва, просты и понятны истории каждого солдата, четко, хоть и схематично, даны образы медиков: строгий врач, добрая нянечка, нехорошая медсестра Надя, поманившая калеку несбыточным счастьем, хорошая медсестра Маша.
«Я не знаю, зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть не дрожавшей рукой»… Если говорить с нынешним зрителем об инвалидах Чечни, то именно так - без истерики.
История была бы совсем простенькой, когда бы не мудрость книги, которую читают герои. Это «Пророк» Халиля Джебрана. Чем глубже печаль проникает в ваше естество, тем большую радость вы можете вместить. Разве чаша, что хранит ваше вино, не была обожжена в печи гончара? И разве лютня, что ласкает ваш дух, не была вырезана из дерева ножом?
Знаю,что и у Леночки Красновой жизнь нелегка. Видно, она сама нашла утешение в словах книги. И написала такой мужественный текст.
Камешки для императора
В пьесе Насти Колесниковой исторический антураж - изюминка, которая придает колорит дружбе благовоспитанной английской девочки с бывшим владыкой мира Наполеоном. Было заявлено ,что пьеса написана по мотивам повести Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров». И я про себя подивилась, как ловко и грациозно проза переделана в драматическое произведение.
Открыла повесть - и изумилась еще больше. На самом деле, дочери английского купца Бетси там уделено всего две страницы. Положив за основу реальную привязанность великого изгнанника к девочке, автор удачно развила тему розового платья с оборками (выигранного Наполеоном у Бетси в карты) и остроумно связала ее с темой побега узника, планы которого бесконечно строят бонапартисты. «Трудная» загадка про слона и Наполеона добавила шутливые краски.
Драматург вольно соединила двух английских девочек (русский граф женился потом не на Бетси, а на дочери губернатора острова, да и сладкий пудинг с коричневой коркой – предмет обожания не Бетси)и показала, как непосредственность ребенка рождает «чувства добрые» в одиноком и гордом императоре. В конце пьесы он увлеченно кидает камешки в воду вместе со своей поредевшей свитой. Финал немного «тюзовский», но всем ее ходом оправданный.Хуже было бы, если б автор инсценировки оттолкнулась от иной фразы повести: «Так, дразня четырнадцатилетнюю девочку, колотя ее и утешая дорогими подарками, бывший император проводил с ней целые часы».
Читка была почти мужская – в пьесе только одна женская роль.. На слух воспринимать «мужской текст» сложновато, особенно младшеклассникам. Давно известно, что женщина - актриса (пусть и средняя) всегда «переиграет» хорошего актера На обсуждении даже говорили, что вторая часть пьесы кажется более монотонной. Мне так не казалось. Вся история невелика по объему, изящна и стремительна. Только ставить ее надо в виде читки-показа. И обязательно - «Продолжить работу», по классификации Лоевского.
Обнаружила маленькую неточность: Бастилию народ Франции разрушил еще в 1791 году, а в пьесе о ней говорится, как о действующей тюрьме.И русский граф в повести куда моложе, чем в пьесе (взрослые знают толк в театральных условностях - дети нет). Но это детали.
Белые против серых
На Малой сцене тюза молодой столичный режиссер Наталья Шумилкина представила французскую пьесу «Дзынь». Наш театр только еще начинает осваивать тексты познавательно-притчевого характера. В афише театра - «Росток», лирический рассказ (а больше - показ) для самых маленьких о живой энергии растений. «Дзынь» – из того же ряда, он знакомит с круговоротом воды в природе.
Режиссер постаралась, насколько это вообще возможно, сделать показ образным и доступным. Есть очень поэтичные моменты («Слышишь, слышишь? Летят капли с крыши. Вот история капли, чистой водицы»). Но текст не везде детям понятный, а кое-где и шероховатый. Или это огрехи перевода? «Слушай, капелька моя, Европу-полиглотку».
Несколько удивил выбор для экспериментальной лаборатории старой, хорошо известной пьесы Урбана Дюла. Жанр ее обозначен в театральной библиотеке как «пьеса для кукольного театра». Кто ж не знает, что «Все мыши любят сыр»? «Это желание театра», - объяснил руководитель лаборатории. Что ж, при таком голоде на детскую драматургию… А Дюла - это уже классика, и театральная, и мультипликационная.
Веселая и поучительная история о войне Серых и Белых мышей и примиривших их отпрысков (сказочно-ироническая версия «Ромео и Джульетты») поставлена петербурженкой Евгенией Никитиной с выдумкой и размахом. Примитивные куплеты, исполняемые героями пьесы, становятся в спектакле эстрадными шлягерами. Кот Маг (Ирина Протасова) не только всесильный чародей, но и поп-дива с микрофоном, являющаяся на верхотурев разных модных «прикидах».
Остроумно представлено высокомерное семейство белых «очкариков» (Папа и Мама - Артем Кузин и Мария Климова). Хороши серые мыши (превосходна воинственная Мама - Елена Краснова). Но они пока играют более «бытово»,выступая в иной весовой категории.
Тема любви школьников всегда сложная для разговора. Юмористический и сказочный ракурс позволяют поговорить о любви без пафоса и без пошлости. Спектакль, лишь пунктирно намеченный, вполне может зажить своей жизнью.
Две пьесы привезла Ярослава Пулинович, екатеринбургская звезда новой драматургии. Настоящий катарсис когда-то вызвала ее «Наташина мечта», представленная на нашей лаборатории ( сразу вошла в репертуар).Случались у нас читки и других пьес Пулинович. Они всегда становились событием.
Пьесу «Бесконечный апрель» актеры прочли застольно, и это правильно. Невозможно показать жизнь нескольких поколений (за сто лет!), притом, что пяти персонажей - из семи - уже нет в живых, а действие постоянно смещается в пространстве и времени, чисто актерскими средствами. Тут требуется сложная постановочная работа ,целая световая палитра, возможно, кинопроекция
Ярославе щедро отпущен талант показывать жизнь человеческого духа в его разных земных ипостасях. Увлекла она народ и этими пьесами. Жизнь обыкновенного петербургского интеллигента Вени дана в отдельных картинах, но они, как мозаика, складываются в единое целое. Трогательна сценка с блокадным малышом, чудесна сцена в поезде, где домашние яички, которыми попутчица пытается накормить соседа, микшируют их внезапную любовную горячку. Светел финал с мамой, одна она по-настоящему любит и жалеет своего несчастного сына. Но - безумие и онкология, не слишком ли много на одного героя?
И язык трех героинь – Бабушки-Мамы-Дочки - вызывает нарекания. Не самой грубостью, а ее психологической неточностью. Вроде, если герой хороший, то он должен абсолютно правильно говорить по-русски, и наоборот. За что полюбил герой Галю Старшую? От ее речей в детстве Веню коробит. Он же ненавидел эту нахалку, ждал, когда она уйдет. А детские впечатления самые сильные. Потом оказалось… что любил он всю жизнь только ее, она–его.
Галя Младшая - тоже со своим жаргоном и душевным вывихом. Устроить «Сейшн в стиле блокады»… в городе, ее пережившем. Не вся молодежь говорит у нас «офигеть», и не на каждом шагу.А откуда у мамы, преобразившейся с годами, и у такого интеллигентного папы взялась эта ужасная дочка, с мозгами и сердцем курицы? Сцена с продажей квартиры вообще выбивается из общего сюжета своим неправдоподобным цинизмом. Зло не так примитивно, как кажется. Оговорюсь, что мое мнение чисто субъективное и идет вразрез с восторгами актеров и зрителей на обсуждении после читки.
Мама, зайцы, Масловка
Пьеса "Отрочество" написана по мотивам повести Льва Толстого, пожалуй, лучшей о поре взросления юной души. Поставил ее в режиме читки - показа московский режиссер Алексей Логачев. Прекрасна тихая Мама(Виктория Самохина), обаятельный Руслан Дивлятшин незаменим в роли рефлексирующего подростка. На месте тут и другие актеры - «дети». Отвратителен своими притязаниями «француз» (неожиданная метаморфоза Валерия Емельянова).
А от театра постмодернизма привет – эти три зайца. Толстые, неуклюжие, точно карапузы, делающие свои первые шаги. Смешные и трогательные - как знак того, что уже не будет у Николеньки ни бездумной детской любви, ни самого детства. Все осталось в Масловке: мама, природа, безмятежная пора.
Если б степень «детского горя» Николеньки в спектакле была чуть выше, то примирение сына с отцом в финале вообще стало бы катарсисом. Но новое поколение у нас - самое ироничное. Из опасения излишних сантиментов и придана действию заячья тройка.
А вот неожиданные «неологизмы» текста удивили: «Нет. Это частная история… Мы все теперь как будто половинчатые… Нам можно дарить что-нибудь нематериальное… Ностальгию по детству вызовут». Я засомневалась в своих сомнениях – перечитала Толстого. Ну, ладно, это лишь вольное обращение с языком позапрошлого века. Странны две сцены, придуманные драматургом. Когда отчаявшийся Николенька всем грозиться (хорошенькой девочке Сонечке - какими-то сплетнями о ее матери!!) и когда он читает Пушкина, а папа дословно пересказывает шутку нашего времени («В юности в романтическом порыве придумал «Я помню чудное мгновение». А выяснилось, что все тот же Пушкин меня уж опередил!»)
Режиссер все нелепости убрал (надеюсь, не оставит и в окончательном варианте!), многое сократил. Порой напрасно. Теперь не совсем понятно, почему Николенька так взъелся на француза. Не осталось и намека на легкомыслие отца в амурных делах. А это был удар для сына. Жаль и линию Сонечки, она очень важна для Толстого. Не с нее ли начинается будущее противостояние его и Софьи Андревны? (Николенька. Я вдруг почувствовал презрение ко всему женскому полу вообще и к Сонечке в особенности).
Драматург очень свободно обходится с толстовским сюжетом. На деле Матушка умирает после отъезда Николеньки из имения, простудилась она не на охоте, с любимым учителем Карлом Ивановичем они распрощались уже в Москве, гувернанка Мими холодна и зла - дети ее не любили и т.п.
Но и в «свободном режиме» толстовский текст работает, задает зрителю свои вопросы. Спектаклю Логачева-Пулинович тоже поставили оценку в форме пожелания: «Продолжить работу».
«Очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым... А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились».
Эти вопросы без ответов подходят ко всем пьесам лаборатории, несмотря на их полное несходство. Будет ли счастлива медсестра Маша со своим безногим-безруким солдатом? Был ли счастлив редактор Веня из уплотненной квартиры? Долго ли продлится безмятежная игра Бетси с необычным узником? Примирятся ли высокомерные белые с навязанным им серым родством? Успеет ли насладиться мгновеньем жизни Капелька?
Лаборатория теми хороша, что предъявляет новый текст, дает для его освоения сжатые сроки и позволяет актеру порассуждать над ним вместе со зрителем. А еще - вместе с драматургом и критиком.В работе нашей участвовали Ярослава Пулинович, молодые театральные критики из Санкт-Петербурга Ася Волошина и Павел Алексеев.
Назад в раздел
Новости
2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...
4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
25 и 26 октября – премьера «Маленькие трагедии» 4 острых, захватывающих воображение сюжета, чел...
Все новости