ТЮЗ имени Киселёва поставил русскую классику



Название издания: Регион 64. Саратовская областная газета № 56 (3856)
Дата выхода: 01.04.2016
Автор(ы): Владимир Акишин


Почему кажется актуальной классическая пьеса «Недоросль? Неужели спустя века Россия по-прежнему полна Простаковыми, Правдиными, Скотиниными, Стародумами, Вральманами? На эти вопросы отвечает спектакль, премьера которого не так давно прошла в Саратовском ТЮЗе им. Киселева. Действо не столько разоблачает нравы, сколько взывает к сердцу и разуму зрителей: поверьте в красоту рода человеческого, выберите дорогу труда и созидания, отриньте праздность и лень!

Привет из 60-х

Постановщики спектакля имели дело не с каноническим текстом великого драматурга Дениса Ивановича Фонвизина, а с пьесой по его комедии, написанной замечательными авторами - театральным режиссером Леонидом Эйдлиным и поэтом, композитором Юлием Кимом в 60-е годы - особое время «оттепели». Классика была насыщена аллюзиями на современную жизнь, воспринялась остро, опасно, на грани фола. Удивительно, но и почти через полвека сохранилось это чувство некоего риска: вроде, можем говорить обо всем открыто, но с оглядкой. Будем считать, что во всем виноват Фонвизин.

Новый спектакль в ТЮЗе - будто модель русского мира, как сейчас говорят. Захудалая деревня на взгорке, огород с капустной грядой, свинья в луже, местные жители с немного ущербным умом, но хорошо ориентирующиеся в вопросах экономики, животноводства, внешней политики и наследственного права. Что характерно, Бога боятся и все-все хотят быть счастливыми.

Митрофанушка (Михаил Третьяков) — ни больше, ни меньше — русский Гамлет. Заявление его «Не хочу учиться, хочу жениться» вполне сопоставимо с «Быть или не быть?» принца датского, ибо определяет судьбу молодого человека. Как становится ясно к финалу – трагическую. Постановщики спектакля если и дают повод позубоскалить над недорослем, то с долей сочувствия.

Неча на зеркало пенять

В этом спектакле вообще мало над кем можно смеяться. Даже Скотинин (Алексей Чернышёв), с его ражем по поводу свиней, понятен: вполне объяснимо его желание прибрать к рукам хозяйство Софьи (Ирина Протасова). Грустно от Правдина (Алексей Кривега) и Стародума (Алексей Карабанов) - пафосных, недалеких чистоплюев.

Вообще режиссер Юрий Ошеров посвятил этот спектакль матери Митрофана — госпоже Простаковой (Виктория Шанина) и, надо полагать, в ее лице всем русским матерям.

У меня лично не было и тени сомнения, что, создавая образ Простаковой, блистательная характерная  актриса Виктория Шанина вспомнит, как несколько лет назад играла Иокасту - жену и мать Эдипа в спектакле по древнегреческой трагедии «Софокл. Эдип, тиран». В финале Просткова, как и в свое время Иокаста в «Эдипе», издает страшный вопль отчаянья – рвется, наконец, пуповина, связывавшая ее с сыном, а это и страшно, и больно. В заключительной сцене растерзанная злосчастными обстоятельствами, простоволосая Простакова (что было недопустимо для православной замужней женщины любого сословия) вызывает симпатию у зрителя. Все-таки нельзя матерям жизнь класть ради счастья сыновей своих, пусть всего добиваются сами. Как это старо, как неизбывно.

Огромные капустные кочаны - символ благополучной жизни, плотные, сочные, обещающие грядущую сытую зиму со щами и пирогами, срубленные катятся под гору, символизируют хаос и крушение мира…
«Недоросль» — практически мюзикл. Музыкальные номера усиливают контакт сцены и зала. Этой работой в постановке руководил заслуженный деятель искусств России Анатолий Катц. Художник - постановщик — москвич Юрий Хариков, обладатель трех «Золотых масок»  и «Золотого Арлекина».

Владимир Акишин

Источник: http://sarnovosti.ru/gazeta.php?ID=42100


Назад в раздел

Новости

14.01.2021 Правила посещения театра в связи с пандемией COVID-2019

Напоминаем Вам, что сейчас действуют ограничения, установленные требованиями государственных властей...


26.04.2021 Продажа билетов на июнь откроется 3 мая. Кассы театра будут закрыты 1,2,9 и 10 мая.

В понедельник 3 мая 2021 года откроется продажа билетов на июнь 2021 года.

В мае кассы театра не будут...


07.04.2021 20 и 24 апреля — премьера спектакля по повести Астрид Линдгрен «Мы — на острове Сальткрока»

20 и 24 апреля на Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва состоится  в постановке московского...


07.04.2021 28 апреля состоится премьера спектакля «Оруженосец Кашка» по книге Владислава Крапивина

На Большой сцене Саратовского ТЮЗа Киселёва готовится к выпуску спектакль по повести  известного...


Все новости