Двенадцатый стул
Название издания: Сарытаун.АРТ Дата выхода: 26.12.2017 Автор(ы): Ирина Одесская |
Все помнят, куда исчез последний стул из гарнитура тещи Ипполита Матвеевича?
А мы с пеленок знали историю каждого из 12 стульев. И где делается вся контрабанда. И что больше всего в уездном городе N. Кто у нас гигант мысли,отец русской демократии, а кто – сын турецкоподанного. И даже – о, наглость юности! - как выглядит «пасть пятидесятилетней женщины». Однокурсник, красивый, как молодой инфант, Игорь Любинский (точнее, как Остап – такое сравнение понравилось бы ему больше) цитировал наизусть целые страницы Великой книги - даже на лекциях.Мы глотали слюнки, слушая, что же бог послал Александру Яковлевичу на обед: «бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом 1-го сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок».
Каждый раз Игорек вставлял в это нехилое меню еще «баночку паюсной икры», да так ловко, словно она там была с самого начала. Одесситам разрешается! Ведь Ильф и Петров наши земляки, маленького Женю Катаева, в пору, когда он еще и не думал брать свой невыразительный псевдоним (обессмертивший, кстати, его имя), поскольку вообще еще ни о чем не думал, крестили в церкви на моей родной улице. Одесситы моего поколения росли с романом великих одесситов, как обычные дети растут с азбукой и арифметикой...
И вот – первая постановка наших культовых «Двенадцати стульев» в Саратове, в тюзе Киселева, с предпоказом (о котором я уже писала) с окончательной сдачей через месяц, вся многочасовая энциклопедия времен советского нэпа, инсценированная самим же постановщиком Алексеем Логачевым. Что же в итоге большой работы главного режиссера театра со всей труппой? Сложно писать о том, что слишком твое, кровное, на твою тему.
Спектакль, несомненно, талантливый. Значительный, откровенно ироничный, порой - излишне медлительный для темпоритма «романа-фельетона», как часто называют книгу блистательных журналистов (что ощущается в первом действии и особенно - в сцене у г-на Коробейникова, хотя так завораживающе подробно ищет он ордера на тещин гарнитур), набирающий нужную скорость лишь во втором действии. Тут декорации коренным образом меняются. Уходят бесчисленные стулья, везде наставленные и наваленные, исчезают уютно светящие таблички с улицами и номерами домов (не Старопортофранковская ли с Базарной, где обитали авторы Илья Ильф и Евгений Петров?). Конструкция становится металлической, ажурной, словно палубное ограждение пассажирского корабля - художник Мария Утробина. И то: Остап с «мальчиком» Кисой ("кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!") вместе с тиражной комиссией попают на пароход.
А вначале была скученность советской общаги с единственной мебелью в виде стула. Убранство общежития имени монаха Бертольда Шварца списано Евгением Петровым с собственного жилья в Москве, вплоть до фанерных стен «пенала» комнатки. К сдаче спектакля количество стульев заметно уменьшилось, что уже хорошо. Поскольку сцена была просто-таки загромождена этими важнейшими предметами мебели (по объявлению в тюз стулья понес весь Саратов). И мизансцены, не вынесенные на передний план, терялись где-то в деревянных монбланах, «сделанных из ореха, дуба, ясеня, палисандра, красного дерева и карельской березы,… еловых, сосновых…». Авторы пишут, что в СССР было примерно двадцать миллионов стульев. Не в одном же месте, граждане!..
Когда поиски драгоценного стула концессионеры перенесли на просторы рек, морей и гор, на сцене появились леер и палуба. А как театральными средствами показать тему «большого крымского землетрясения 1927 года»? Эффектно решает ее художник по свету (Тарас Михалевский): неожиданная сильная вспышка прожектора , направленного в зал, дополненная угрожающими звуками, - и полное ощущение разбушевавшейся стихии.
Заиграл в полную силу Бендер Алексея Кривеги. Раньше обаятельному, пластичному актеру не хватало бендеровской мертвой хватки и его беспримерной наглости. Конечно, это «не Рио-до-Жанейро» (невозможно переиграть Сергея Юрского, которому сама Одесса поставила высший балл). Однако саратовский Ося получился выразительный, как, собственно, и затурканный - в таком-то соседстве! - уездный предводитель дворянства. Киса Алексея Ротачкова только в сцене охмурения комсомолки-вегетарианки позволяет себе обнаружить черты старого жуира.
Сцена в ресторане с томной певицей, «хорошо известной в Марьиной роще» (Виктория Самохина), комично пародирует кабацкую романтику. И тут же переходит в сцену исторического аукциона, где концессионеры как никогда близки к заветным сокровищам мадам Петуховой. Только мгновенным перемещением Кисы на аукцион и можно объяснить наличие недопитой бутылки в руках бывшего, но предводителя дворянства.
Все участники аукциона, кроме манерного, подчеркнуто вежливого ведущего (Александр Федоров), сидят к спиной залу. Тем забавней их неожиданное превращение в комиссаров с наганами наперевес, хотя как-то… не в русле книги. Множество удачных образов создают тюзовцы - типажи, которыми буквально нашпигован этот роман-репортаж - самый блистательный из известных в литературе"репортажей". Здесь и смешные пассажи допившегося до чертиков дворника (Александр Федоров), и исполненная былого величия «гадалка» Елена Боур (Татьяна Лукина), и трогательно-жалкая в своей безразмерной страсти мадам Грицацуева (Елена Краснова). Это про нее поэт сказал: «Она ждала… кого-нибудь».
Жеманна и опереточна парочка голубых воришек - Сашхен и Альхен (Ольга Федорова и Алексей Чернышев). Нахален и трусоват одновременно "жертва аборта Паша Эмильевич" (Михаил Третьяков).Нагловат официант (Владимир Егоров), почувствовавший в клиенте слабинку. Он же - недоверчивый Одноглазый шахматист - выводит на чистую воду гроссмейстера-самозванца.Три маленькие роли у яркого комического актера Артема Кузина: слесарь-интеллектуалПолесов, взбунтовавшийся подкаблучник Щукин , измученный нарзаном монтер. И для каждой он находит свои оттенки и краски.
Очень хороша «конкурирующая фирма» - поп-расстрига (Антон Щедрин) и верная жена, озабоченная, чтобы ее муженек в дальних странствиях кем-нибудь не увлекся (Марина Климова). Здесь смешно спародирован жанр пьесы с эпистолами. Наивно откровенные письма отца Федора они читают с матушкой в форме диалогов, у авансцены - по обе ее стороны.
Всего один эпизод у Виктории Шаниной , но ее деспотичный Мусик создает незабываемый образ в ансамбле с кротким мужем, стойким лишь в денежных вопросах (Владимир Конев ). Минироли старушек Старсобеса прекрасные тюзовские актрисы Нина Пантелеева, Татьяна Чупикова, Тамара Цихан, Марина Полозова наполняют всеми соками, изображая зашуганных, не в меру певучих героинь, и только крупная, сдобная старушка Чупиковой вступает в неравную борьбу с всесильным Альхеном.Поют, кстати, старушки очень музыкально – за исключением одной басящей дамы. Прямо гоголевская галерея получается ( недаром роман сравнивали с "Мертвыми душами").И все в этом спектакле, начиная с Бендера с его скользяще бесшумной походкой человека, который «чтит уголовный кодекс», двигаются просто великолепно. Приятная музычка, как заметил бы герой Ильфа-Петрова, звучит даже в антракте.
Есть тут и сами писатели (Евгений Сафонов и Олег Верин) , чьи фамилии произносятся порой почти слитно, как Мамин-Сибиряк, Миклухо-Маклай, Мельников -Печерский. Ильф и Петров очень иронично за всем наблюдают, порой - подыгрывают своим персонажам ( как в редакции «Станок»).
В пресс-релизе нам была обещана история создания книги. И письменный стол с лампой зеленого абажура на авансцене очень располагает к авторским ремаркам. И немало текста, блистательного, легкого, как брызги шампанское ,авторского текста (словно не всходило тогда над страной недреманное око «кремлевского горца»), здесь прозвучало. А вот история романа, увы, осталась за скобками. Элементарно не хватило сценического времени. А жаль. Инсценировок и экранизаций романа было множество, вплоть до США и фашистской Германии, но литературоведческий аспект пока не привлекал его постановщиков. История ж книги не менее увлекательна , чем она сама. Молодые, дерзкие журналисты все брали из жизни. Так, название вегетарианской столовой «Не укради»— вымышленное, но в Москве были трактир «Дай взойду» и диетические столовые «Я никого не ем», «Примирись», «Гигиена». Роману о сокровищах, зашитых в стульях, предшествовал детектив Конан Дойля о драгоценном камне, запрятанном в одном из шести бюстов Наполеона. А сколько ходило историй о случайно найденных "буржуйских кладах" в советской России! Вот авторы "Двенадцати стульев" и решили показать погоню за бриллиантами в юмористическом ключе…
В какой-то момент существование авторов на сцене начинает буксовать, те просто теряются среди массы стульев, в толпе бегающих беспризорников, отдыхающих, прочей публики. Зато очень четко проходит через весь спектакль мистическая линия со зловеще хохочущей мадам Петуховой. Тещенька упорно, как Пиковая дама Герману, является непутевому зятю - с каждым распотрошенным стулом. Гамбсовские, с гнутыми ножками стулья проваливаются в тартарары, Киса с Осей добывают новые, с атласной обивкой (у Ильфа-Петрова, правда, они обиты " английским ситчиком в цветочек").И так до тех пор, пока сторож ДК железнодорожников (он же худрук театра Юрий Ошеров) не расскажет окончательно раздавленному Кисе Воробьянинову, а заодно и нам , историю появления красивого здания с «театральным залом с вертящейся сценой», где «рубиновые подвески разрослись в целые люстры…», намекая на затяжную историю строительства нового здания Саратовского тюза. Что ж, еще один удачный режиссерский ход.
В спектакле Логачева Бендер повержен и разбит. Пиковая дама знает финал изначально. Но кто здесь победитель? Не те ли, что прячут в смокингах и вечерних платьях наганы и револьверы и плевать хотели на кодекс чести, который все еще пытается блюсти обаятельный проходимец Остап? Да и на все остальные кодексы…
Каждое поколение по-своему перечитывают бессмертный роман. Мне вовсе не интересна "политическая подоплека", которую все время там отыскивают. Для нашего послевоенного поколения роман Ильфа и Петрова останется самым увлекательным, смешным, острым - от первого до последнего слова, как будто написан только сейчас. Не роман, а сборник афоризмов!
...Их было ровно 12. Больше и не надо. Иначе этот «брызжущий веселой злобой и молодостью, этот дышащий требовательной любовью к советской стране памфлет», по меткому слову Мандельштама, слишком утяжелится. Только посмотрела бы я еще и «Золотого теленка» - с тем же режиссером, составом, но обязательно - с историей создания романа.И пусть мы потратим на это два вечера (желательно подряд), не жалко. А двенадцатый стул одесситы сами отыскали. За 90 лет, прошедшие с выхода книги, он забронзовел, оказавшись в одном из самых красивых уголков Одессы - в Городском саду.
Назад в раздел
Новости
2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...
4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
25 и 26 октября – премьера «Маленькие трагедии» 4 острых, захватывающих воображение сюжета, чел...
Все новости