Свобода от времени. Рецензия на спектакль «За зимою снова лето».



Название издания: Культура64
Дата выхода: 23.03.2019
Автор(ы): Алексей Олексеенко


Жан Лабрюйер отмечал, что дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят ее причинять, – они уже люди.

В этом французский моралист нашел параллель между взрослой жизнью и порой взросления. Этой параллели коснулась и режиссер Екатерина Гороховская, добавив к ней еще одну крайне важную деталь – в любом возрасте худшее, что с нами может быть – одиночество.

Добрую сказку на сцену Старого ТЮЗа вывела режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Гороховская, подарив зрителю путешествие в одном действии под названием «За зимою снова лето».

Несмотря на то, что Екатерина Гороховская петербурженка, она хорошо знакома саратовскому зрителю – еще со времен семинара по современной драматургии «Новая драма. Другой театр. Четвертая высота», где в 2006 году она выступила режиссёром читки «Волчка» Сигарева. Спустя год – в 2007, в Саратовском ТЮЗе им. Киселева вышла её работа «Зимы не будет», потом была сценическая композиция для детей от 3 до 6 лет «Росток», спектакль для детей и их родителей «Соломенные ребятишки», еще одна лаборатория, по итогам которой на сцене родился спектакль «AnimalLounge, или Умеют ли животные лгать».

До этого момента все постановки Гороховской в нашем городе выходили лишь в одном здании, «новом» ТЮЗе. «За зимою снова лето» — шаг в сторону альма-матер детского театра. Именно эта постановка в данный момент выглядит связующим звеном двух пока разных, но объединяющихся театральных констант.

«За зимою снова лето» — это театральное повествование о самом главном: дружбе, любви, доброте, красоте, страхе, ошибках и, конечно же, времени. Субстанция времени в спектакле проложена сквозь весь сюжет: зритель с ходу окунается в холодную зиму, с трескучим морозом и заснеженными окнами, которая постепенно сменяется весной, звенящей первой капелью. Распускаются цветы и другой оборот принимает сама жизнь.

Так и в жизни главных героев – взрослого и бурчащего Буки, прелестной, хозяйственной Белки и романтичного Лося все новое начинается с весны. М весны, когда к ним приходит Ай — Ребенок, который принес с собой детство. Детство приходит с привычными составляющими, которые, на первый взгляд, везде сеют хаос. Но стоит немного приглядеться и окажется, что бурлящая энергия детства — это не только не страшно, а наоборот – она позволяет каждому из нас цвести, даже самому бурчащему Буке.

Герои этого путешествия в ходе смены времен узнают друг друга лучше, открывают в себе удивительные личностные качества, двигаясь от одного этюда к другому. Они находят дружбу на вечерней рыбалке и любовь, делая заготовки на зиму. Преодолевают себя, двигаясь от минимализма «Зимнего вернисажа» (момент спектакля, достойных отдельных аплодисментов ценителей современного художественного искусства) к «высокому» жанру, от желания понежится на солнышке до игры в мяч.  И им не нужно слов, чтобы эти переходы были понятны. Как сказал режиссёр постановки, о самом главном можно очень интересно молчать. Артистам ДТКУ это удается без видимого труда– по-особенному, узнаваемо и тонко они представляют зрителю образы.

Бурчащий Бука (Алексей Чернышев) – типичный представитель взрослого мира, добрый, но скованный многолетними холодами и четким распорядком дня. И кому, как не Алексею входить в такую роль? В статусе главного режиссера ДТКУ он и так ежедневно главный взрослый на сценической площадке, порой грозный, но добрый – детей не обманешь. И в спектакле Чернышев-Бука получился фактурным, но «своим». В любой ситуации на сцене он излучает тепло, искренность, интеллигентность. Даже причмокивая кашу с алюминиевой ложки.  Его герой чувствует жизнь и передает свои чувственные ощущения со страстной непосредственностью, на самом деле так часто теряемой взрослыми.
Ай (Саша Герасимов) – ребенок-непоседа, который  несет в себе простую истину – истину понимания счастья, которое в мелочах. Именно здесь можно при желании увидеть небольшую слабину спектакля: перед ребенком стоит задача сыграть на сцене простого ребенка. И эта установка сложна в своей исходной составляющей, ведь даже режиссёр точного ответа на вопрос «как?» уже не знает – вернее знает, но с высоты своего возраста. Тут на первый план выходит опыт – на сцене Старого ТЮЗа научились удивлять не только детским энтузиазмом, но и профессиональным отношением к делу юных артистов. В итоге главным героям постановки превосходно удалось передать настроения, атмосферу интересной задумки Екатерины Гороховской и внести в неё что-то своё, детско-взрослое, интересное. Слаженный тандем на сцене взрослого артиста и юного дарования, к которому нас уже успели приучить в ДТКУ,  рождает новое настоящее театральное чудо, украшенное театральным мастерством Натальи Горячевой в роли Белки с огромным спектром эмоциональных проявлений и Никиты Матризаева в роли Лося-художника, испытывающего чистые симпатии к рыжей озорнице. Каждый из вышедших артистов на премьерный показ свои роли подал, играя, шутя, вызывающе. Зритель подхватывает предложенное ими, отчасти сам преображаясь. Может от того, что и в зале и на сцене — молчат, а может от того, что трансформации героев в течение от зимы к зиме уж больно знакомы. Это не череда превращений, а смешение, формирование чего-то нового из имеющегося – вот что происходит с героями. И это нравится артистам больше, чем постоянный калейдоскоп образов. А зритель доволен тем, что в театрах наконец-то поняли, что сложно – не всегда значит хорошо.

Отдельно стоит отметить сценографию. Смены времен года в постановке «За зимою снова лето» — ключевой аспект, который формирует ткань спектакля. На отражение времени года работает практические все – смена незатейливых, но атмосферных декораций (художник-постановщик Николай Слободяник), в которых многое решают детали, простые и понятные костюмы (художник по костюмам Ольга Колесникова), точный свет, преображающий пространство в сказку (художник по свету Андрей Еленин). Дополняет это прекрасно подобранное музыкальное оформление (Юлия Колченская) и выразительные средства спектакля — танец, пантомима, клоунада. Хореография спектакля с первого взгляда проста и не затейлива, но в этом и её специфика – она не оставляет фальши, при том, что является ключевым элементом формирования гармонии, неотъемлемым элементом пазла.

Вплетенные в нить повествования спектакля стихи Анны Логвиновой, звучащие фоном при смене времен, казалось бы, должны разрушить хрупкую магию безмолвия, но они лишь дополняют её, будто и в них «зашита» тишина.

Каждый элемент сценического пространства формирует частичку времени, которое всегда ускользает, тем самым подчеркивая важность простых жизненных ценностей. Близость мысли создателей четко отражена в постановке – все на сцене Старого ТЮЗа гармонично, мозаика складывается.

Удивительно, но несмотря на то, что в спектакле так подробно показано течение времени, он несет зрителю свободу от его влияния. Совсем юному театралу «За зимою снова лето» может показать как стать чуть взрослее, а взрослого зрителя чудесная постановка Гороховской научит большему – быть ребенком. Находить этот самый баланс между взрослой рутиной и детством и есть настоящая свобода от времени, которая искома каждым. Бука учит Ая, Ай – учит Буку, все просто. «За зимою снова лето» учит каждого из нас.

Это постановка, которая, скорее всего, понравится людям, способным слушать, даже если не говорят, верить, даже если не видят. Здесь все предельно четко, но в тоже время условно. Смыслы раскрываются один за другим, но найти их можно только в себе. Спектакль напоминает о том, как  мы нужны друг другу и как важно сохранить эту «нужность». Эта, в общем-то лишенная оригинальности мысль, показана в спектакле с первозданной ясностью и непосредственностью. В  таинственном лесу, где время поворачивает вспять, нам вообще «говорят» о вещах, вроде бы обсуждению не подлежащих, простейших и даже смешных, но именно этим открывают собственные истины, которые вызывают у зрителя свежие вкусовые ощущения.

Возможно, нам просто возвращают что-то старое, давно забытое, но точно не плохое.

Если вы еще иногда способны почувствовать себя ребенком – то сделайте это в те 45 минут спектакля знаменитого Старого ТЮЗа. После этого детство всегда будет рядом с Вами. И Вы уже не будете одиноки никогда.

Источник: https://kultura64.ru/svoboda-ot-vremeni-retsenziya-na-spektakl-za-zimoyu-snova-leto/

Назад в раздел

Новости

14.01.2021 Правила посещения театра в связи с пандемией COVID-2019

Напоминаем Вам, что сейчас действуют ограничения, установленные требованиями государственных властей...


23.09.2021 Онлайн-продажи по Пушкинской карте уже открыты!

Этого момента с нетерпением ждали не только мы, но и многие из вас, дорогие наши зрители. И, наконец,...


03.09.2021 Покупка билетов по "Пушкинской карте" временно недоступна!

Уважаемые зрители! К сожалению, в настоящее время покупка билета с помощью "Пушкинской карты"...


17.09.2021 15 и 16 октября премьера спектакля по пьесе Алексея Житковского «Горка»

В репертуаре Саратовского ТЮЗа Киселёва этой осенью появится новый спектакль о детстве — но рассчитанный...


Все новости