Наш ответ раннему Островскому



Название издания: САРЫТАУН.АРТ
Дата выхода: 06.09.0019
Автор(ы): Ирина Крайнова


Написана она в 1875 году, поставлена на сцене Александринки,  опубликована в  1876-м  в «Отечественных записках». Как безжалостно писал Иван Гончаров, это «конечно одно из слабейших произведений Островского, но все же и тут много правды — хоть бы, например, в чиновнике Пирамидалове и в купчихе, — а в Белесовой вложен очень живой мотив. Остальное, конечно ,бледно».

Не будет спешить с оценками. За плечами  признанного драматурга к тому времени множество хороших  комедий и одна драма («Гроза»). Некоторые его  пьесы определены как  комедии,   но  больше похожи на мелодрамы. Хотя   с сильным  комедийным  началом. Впереди вершина творчества -  драма «Бесприданница». Не написаны  еще такие перлы, как «Таланты и поклонники», «Последняя жертва», "Без вины виноватые" ( и эта – комедия!) . Автор   нащупывает иные  пути в драматургии. И вот  пьеса  о «дачниках» - заметим, впервые в русской драматургии.

На сцене идет крайне редко . В Новом Московском драматическом театре ее сильно  осовременили.Герои живут там  за  слишком высокими металлическими оградами и разгуливают  в мини-бикини, вплоть  до  шорт и купальников.
Но только в советское время  Островский мог  казаться старомодным. Текст о беднеющих аристократах и богатеющих «новых русских». О честных, «идеально» воспитанных  юношах и развращенных роскошью и ленью  содержанках. О  томящихся  без мужей полнотелых вдовах и  рыскающих в поисках богатства и связей  мелких клерках. Что  ж тут устарело?!  Все  острее воспринимаются цитаты из его пьес: «Да, здешняя местность в сани¬тарном отношении лучшая из подмосковных»… «Я лечусь гомеопатией; советую и вам, помогает удивительно»... «И с протекцией тоже ведь служить надо, голову свою утруждать, изнурять себя, а настоящего спокойствия и прохлаждения нет. А с деньгами-то сам себе господин: захотел,— ну, и ходи целую неделю дома в халате».

Народный артист России Александр Яковлевич Соловьев - ученик Юрия Петровича Киселева, выпускник драматической студии при Саратовском тюзе.  Сильный актер, интересный постановщик. К творчеству Островского  обращается в четвертый раз. Были «Поздняя любовь», «Снегурочка», «Наливные яблоки». В   последнем спектакле  -  по пьесе «Правда  хорошо, а счастье лучше» -  блистал  великолепный дуэт: Григорий Цинман  - Любовь Кочнева. Символичен был образ сада с румяными, зрелыми , раскатывающими во все  стороны яблоками.   Одна из лучших постановок «отца русской комедии» на тюзовской сцене.

Пьеса «Богатые невесты»  явно страдает  многословием и велеречивостью.Режиссер умело сокращает  нескончаемые   тирады «правильного»  Цыплунова. И  точно  подбирает актера  на эту роль. Только абсолютно достоверный, наделенный    большим сценическим обаянием Руслан Дивлятшин смог выдержать  тот«градус идеальности»,  что задан герою. И лишь   достойная  такого сына мать, женщина уже нового времени, умная, гордая в исполнении Татьяны Лукиной, может безо всякого пафоса сказать : «Я бы хотела только, чтобы жена ценила его, уважала, и так же, как мать, считала его лучшим человеком на свете. Только мне и нужно, и он стоит этого...»
Другую  превосходную пару  образовали  ослепительно  рыжая, соблазнительная Елена Краснова (богатенькая вдовушка Бедонегова приманивает неженатых мужчин угощением и «мадерцей») и Артем Яксанов   ( этакий «мелкий бес» Пирамидалов). Актер  хорош во всех ролях, но особенно  - в «костюмных».  Диалоги  парочки  повторяются с забавной регулярностью и ведут к ожидаемому  финалу.

Старый ловелас   Гневышев  - Алексей Карабанов и красавица Белесова  - Марина Климова (умеет драматург дать своим героям неприятные фамилии) образуют третью пару в негусто населенной пьесе.Отставной генерал отлично  воспитан,  тон у него  безупречный светский ,  и приданое хорошее дает за  воспитанницей...оказавшейся его   любовницей.   Она  ничем  не напоминает, оскорбленную Настасью Филипповну,  что бросит  "подачку" Тоцкого в огонь,  и из жалкой содержанки  вырастет в трагическую фигуру   огромной  мощи.

Белесова  и  деньги от  любовника  принимает,и замуж готова   идти  за того самого «карася-идеалиста».  Да вот беда: теперь   ее не  хочет   «идеалист» ,  полагавший, что  за   ангельской внешностью  таится   чистое сердце.
Актриса действительно похожа  на неземное создание, ее героиня   пытается всё объяснить: «Я была дурно  воспитана, избалована, я ничему не училась хорошему, ничего не знала, меня занимали только мелочами». Здесь автор  подпустит нам    сентиментальный надрыв, заставив   Валентину  раскаяться и  влюбиться в своего  обидчика, а юного максималиста -  мгновенно ее простить.  Что   не очень   точно психологически.  И как-то  не веришь в   скорое примирение героев, когда читаешь пьесу.

Островский  здесь  полемизирует с Достоевским, чей роман «Идиот» появился восемью  годами  раньше.   Люди разные.Белесова точно  не Настасья Филипповна. Не  тот характер, не тот масштаб личности. Не знал бы правду  о своей невесте  "неземной" человек Юрий Цыплунов -  поклонялся  бы ей всю  жизнь… Но автор не  сухой педант.Недаром   он назвал пьесу , вышедшую  на год позже,  «Правда хорошо, а счастье лучше».

- Ты не очень, миленький, на правду надейся. Как бы не случай тут такой, так плакался б тут со своей правдой всю жизнь, - наставляет   такого  же  "правдолюба" Платона умная  Бабушка.
Наши  актеры делают все, чтобы мы  приняли хороший финал Островского. Александр Яковлевич - режиссер , конечно же, актерский:  и   подобрать   их  идеально умеет,  и   убедительно выстроит  роли, вплоть  до эпизодической, тоже   очень важной.  Мы  как бы  ощущаем   воздух пьесы.  Тут и   лиричная музыка  (давний тюзовский человек   композитор Сергей Ткачёв), и  «атмосферные»  наряды, и  лунный свет с печальным силуэтом обветшалой церкви (художник Ольга Колесникова).

«Как счастье высоко и как оно тревожно…» - все  точно  по  стихам  в программке, автора  которых я так  и не нашла. «Но так  любви  хотим», - и  тут  Фонарщик зажигает свой   фонарь в глубине сцены,а может -    звезду?
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть...
Интерес спектакля есть дело сложное: в нём участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес».
Это уже цитата   Александра Николаевича. Не так плоха  пьеса, как когда-то о  ней   писали. А уж «разыграна»   она   так  "оченно  хорошо".

Ирина Крайнова
Источник: https://irin-krainov1.livejournal.com/390293.html

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости