Наш ответ раннему Островскому
Название издания: САРЫТАУН.АРТ Дата выхода: 06.09.0019 Автор(ы): Ирина Крайнова |
Написана она в 1875 году, поставлена на сцене Александринки, опубликована в 1876-м в «Отечественных записках». Как безжалостно писал Иван Гончаров, это «конечно одно из слабейших произведений Островского, но все же и тут много правды — хоть бы, например, в чиновнике Пирамидалове и в купчихе, — а в Белесовой вложен очень живой мотив. Остальное, конечно ,бледно».
Не будет спешить с оценками. За плечами признанного драматурга к тому времени множество хороших комедий и одна драма («Гроза»). Некоторые его пьесы определены как комедии, но больше похожи на мелодрамы. Хотя с сильным комедийным началом. Впереди вершина творчества - драма «Бесприданница». Не написаны еще такие перлы, как «Таланты и поклонники», «Последняя жертва», "Без вины виноватые" ( и эта – комедия!) . Автор нащупывает иные пути в драматургии. И вот пьеса о «дачниках» - заметим, впервые в русской драматургии.
На сцене идет крайне редко . В Новом Московском драматическом театре ее сильно осовременили.Герои живут там за слишком высокими металлическими оградами и разгуливают в мини-бикини, вплоть до шорт и купальников.
Но только в советское время Островский мог казаться старомодным. Текст о беднеющих аристократах и богатеющих «новых русских». О честных, «идеально» воспитанных юношах и развращенных роскошью и ленью содержанках. О томящихся без мужей полнотелых вдовах и рыскающих в поисках богатства и связей мелких клерках. Что ж тут устарело?! Все острее воспринимаются цитаты из его пьес: «Да, здешняя местность в сани¬тарном отношении лучшая из подмосковных»… «Я лечусь гомеопатией; советую и вам, помогает удивительно»... «И с протекцией тоже ведь служить надо, голову свою утруждать, изнурять себя, а настоящего спокойствия и прохлаждения нет. А с деньгами-то сам себе господин: захотел,— ну, и ходи целую неделю дома в халате».
Народный артист России Александр Яковлевич Соловьев - ученик Юрия Петровича Киселева, выпускник драматической студии при Саратовском тюзе. Сильный актер, интересный постановщик. К творчеству Островского обращается в четвертый раз. Были «Поздняя любовь», «Снегурочка», «Наливные яблоки». В последнем спектакле - по пьесе «Правда хорошо, а счастье лучше» - блистал великолепный дуэт: Григорий Цинман - Любовь Кочнева. Символичен был образ сада с румяными, зрелыми , раскатывающими во все стороны яблоками. Одна из лучших постановок «отца русской комедии» на тюзовской сцене.
Пьеса «Богатые невесты» явно страдает многословием и велеречивостью.Режиссер умело сокращает нескончаемые тирады «правильного» Цыплунова. И точно подбирает актера на эту роль. Только абсолютно достоверный, наделенный большим сценическим обаянием Руслан Дивлятшин смог выдержать тот«градус идеальности», что задан герою. И лишь достойная такого сына мать, женщина уже нового времени, умная, гордая в исполнении Татьяны Лукиной, может безо всякого пафоса сказать : «Я бы хотела только, чтобы жена ценила его, уважала, и так же, как мать, считала его лучшим человеком на свете. Только мне и нужно, и он стоит этого...»
Другую превосходную пару образовали ослепительно рыжая, соблазнительная Елена Краснова (богатенькая вдовушка Бедонегова приманивает неженатых мужчин угощением и «мадерцей») и Артем Яксанов ( этакий «мелкий бес» Пирамидалов). Актер хорош во всех ролях, но особенно - в «костюмных». Диалоги парочки повторяются с забавной регулярностью и ведут к ожидаемому финалу.
Старый ловелас Гневышев - Алексей Карабанов и красавица Белесова - Марина Климова (умеет драматург дать своим героям неприятные фамилии) образуют третью пару в негусто населенной пьесе.Отставной генерал отлично воспитан, тон у него безупречный светский , и приданое хорошее дает за воспитанницей...оказавшейся его любовницей. Она ничем не напоминает, оскорбленную Настасью Филипповну, что бросит "подачку" Тоцкого в огонь, и из жалкой содержанки вырастет в трагическую фигуру огромной мощи.
Белесова и деньги от любовника принимает,и замуж готова идти за того самого «карася-идеалиста». Да вот беда: теперь ее не хочет «идеалист» , полагавший, что за ангельской внешностью таится чистое сердце.
Актриса действительно похожа на неземное создание, ее героиня пытается всё объяснить: «Я была дурно воспитана, избалована, я ничему не училась хорошему, ничего не знала, меня занимали только мелочами». Здесь автор подпустит нам сентиментальный надрыв, заставив Валентину раскаяться и влюбиться в своего обидчика, а юного максималиста - мгновенно ее простить. Что не очень точно психологически. И как-то не веришь в скорое примирение героев, когда читаешь пьесу.
Островский здесь полемизирует с Достоевским, чей роман «Идиот» появился восемью годами раньше. Люди разные.Белесова точно не Настасья Филипповна. Не тот характер, не тот масштаб личности. Не знал бы правду о своей невесте "неземной" человек Юрий Цыплунов - поклонялся бы ей всю жизнь… Но автор не сухой педант.Недаром он назвал пьесу , вышедшую на год позже, «Правда хорошо, а счастье лучше».
- Ты не очень, миленький, на правду надейся. Как бы не случай тут такой, так плакался б тут со своей правдой всю жизнь, - наставляет такого же "правдолюба" Платона умная Бабушка.
Наши актеры делают все, чтобы мы приняли хороший финал Островского. Александр Яковлевич - режиссер , конечно же, актерский: и подобрать их идеально умеет, и убедительно выстроит роли, вплоть до эпизодической, тоже очень важной. Мы как бы ощущаем воздух пьесы. Тут и лиричная музыка (давний тюзовский человек композитор Сергей Ткачёв), и «атмосферные» наряды, и лунный свет с печальным силуэтом обветшалой церкви (художник Ольга Колесникова).
«Как счастье высоко и как оно тревожно…» - все точно по стихам в программке, автора которых я так и не нашла. «Но так любви хотим», - и тут Фонарщик зажигает свой фонарь в глубине сцены,а может - звезду?
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть...
Интерес спектакля есть дело сложное: в нём участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес».
Это уже цитата Александра Николаевича. Не так плоха пьеса, как когда-то о ней писали. А уж «разыграна» она так "оченно хорошо".
Ирина Крайнова
Источник: https://irin-krainov1.livejournal.com/390293.html
Назад в раздел
Новости
13 января 2025 г. в 10:00 начинаем продажи билетов на февраль в кассах, ВКонтакте [ https://vk.com...
Двойная выгода для владельцев «Пушкинской карты»: запускаем акцию «Запушь по Пушке» на февраль. Вы...
С 30 декабря по 8 января 2025 г. кассы работают по следующему графику: 31 декабря, 1, 2, 7 ян...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
Все новости