Против глистов и безразличия. В ТЮЗе – спектакль о героических буднях воспитательницы детсада.
Название издания: СарБК. Фокус города Дата выхода: 12.11.2021 Автор(ы): Екатерина Ференец |
Много ли есть фильмов, книг, спектаклей о воспитателях детских садов? В голову приходит разве что советская лента "Усатый нянь". Но вообще как-то так сложилось, что героями таких произведений чаще становятся школьные учителя. Вузовские преподаватели в принципе тоже не затерялись, а вот работники дошкольного образования смотрятся на этом фоне более чем скромно. Люди они очень нужные, но будто невидимые. Саратовский ТЮЗ вознамерился исправить эту несправедливость, представив на Малой сцене постановку о простой воспитательнице самого простого садика. Поставлена она была по пьесе Алексея Житковского "Горка", которая несколько лет назад получила массу литературных премий.
Итак, живет на свете воспитательница Настя или Анастасия Витальевна (Ирина Протасова), как ее называют на работе. Каждый день идет она в садик под названием "Сибирячок", как на войну. Нет, родную группу "Пчелки" она очень любит, хотя попробуй, совладай с двадцатью шестью малышами. Но на носу новогодний утренник, который не просто утренник, а почти Кремлевская елка. У Насти подготовка к нему совсем не ладится. Во-первых, дети никак не могут выучить песню про эскимосов, от чего бесится музработник Жанна Борисовна (Жанна Волошина). Во-вторых, у солиста Димы (Михаил Селиванов) находят глисты, и медичка Марина Геннадьевна (Елена Краснова) требует немедленно изолировать его ото всех, а не то "вечером у всего садика глисты будут". В-третьих, каждой группе велено построить во дворе ледяную горку, но "Пчелки" в числе отстающих. От родителей помощи можно не ждать, поскольку родительский чат в мессенджере по традиции представляет собой филиал ада, где мамы могут часами переписываться о всякой ерунде. Не ровен час и Настя попадет на ковер к грозной заведующей Зульфие Фаридовне (Татьяна Лукина). Говорят, если поговорить с ней наедине, то уже никогда не будешь таким, как прежде.
Девушка могла бы, как это модно сейчас говорить, восполнить ресурс дома, где ее ждет сварщик Олег (Руслан Дивлятшин). С Олегом они неженаты, и вообще непонятно, дойдет ли до этого когда-то дело. Возлюбленный каждый вечер надеется посмотреть какой-нибудь фильм со своей дамой сердца, встречает ее в эротических образах, даже старательно готовит. Но воспитательница возвращается с работы настолько уставшая, что только и может, что жаловаться Олегу на жизнь. Чтобы вы понимали, в одном из постоянно повторяющихся снов дети привязывают ее к елке и поджигают. Все это так наваливается на бедную Настю, что тут и душой зачерстветь недолго. Если будешь принимать все близко к сердцу, с ума сойдешь. Тем более что ей то и дело нет-нет, да и напомнит кто-то из мам, что своих детей у нее нет: мол, ну что ты можешь понимать. И вот в тот самый момент, когда Настя должна уже начать обзаводиться броней, в ее жизни появляется мальчик Озод (Артем Яксанов). Вернее, в ее группе появился он, конечно, раньше, но однажды скромного, плохо понимающего и почти неговорящего по-русский малыша просто не забрали вечером из садика. Воспитатель оборвала телефоны родителей мальчика, но, не добившись успеха, была вынуждена повести его домой. Олег был от гостя не восторге. Настя попыталась его уговорить дать ему переночевать у них, но после расистских высказываний в адрес маленького уроженца Узбекистана, выгнала его из дома.
На следующий день история повторилась, и Настя с Озодом под боком будто обретает смысл жизни. Она могла бы сообщить обо всем заведующей, мальчика забрали бы и начали поиск его родных соответствующие службы. Но вместо этого она кормит дома Озода подобием плова и раздумывает, как они с ним отправятся путешествовать автостопом, будто в американских фильмах. Московскому режиссеру Елене Невежиной удалось сделать спектакль "Горка" таким, что на него хорошо звать неискушенных театром зрителей. Действо идет всего полтора часа, нет ни намека на затянутость и высоколобые размышление. Мир детского сада здесь трогательный, комичный и очень уютный. Дополняет ощущение внутреннего тепла сценография в исполнении художника ТЮЗа Ольги Колесниковой – скандинавский стиль в интерьере выглядит сказочным, а на камерной театральной площадке и вовсе волшебным. Отдельный поклон актерскому составу. Ирина Протасова, как обычно, убедительна в своей простоте. Мало найдется актеров, которые одинаково органично смотрятся в казалось бы абсолютно противоположных образах. Как тут не вспомнить ее шебутную девочку по имени Колбаска в реинкарнации легендарного детского спектакля "Колбаска, Боцман и другие". Но ведь и в роли пламенной юной национальной героини Жанны Д.Арк она, мягко говоря, не теряется. Так что роль "воспиталки" Насти лишнее доказательно шикарного игрового диапазона молодой звезды ТЮЗа.
Под стать ей и другие персонажи "Горки". Жанна Волошина и Елена Краснова – образцовые медичка и музработник. Они будто впитали в себя в эти до боли знакомые интонации и ужимки. Из Татьяны Лукиной вышла такая заведующая, что ее одновременно боишься и ей восхищаешься – идеальное сочетание для тоталитарного руководителя. Детсадовцев в памперсах намеренно дали сыграть актерам, которым далеки от образа травести. Но жаль было бы упустить органику того же Владимира Егорова, которая делает его идеальным трех-четырехлеткой, пусть это и давно уже взрослый и крупный дядя. А из очень даже нашего Артема Яксанова вышел прехорошенький узбекский мальчик, и тюбетейка ему чудо как идет.
В общем, ТЮЗ вновь создал на Малой сцене нечто магическое. Еще недавно удивительные спектакли создавал здесь бывший главреж Алексей Логачев, и было много переживаний о том, что с его уходом театр эту магию утратит. Но нет, Елена Невежина показала, что умеет с малой формой обращаться не хуже. "Горку" не хочется подвергать цензурированию, хотя на афише и стоит отметка "16+". Такие работы надо показывать и рекомендовать всем вне зависимости от возраста, пола и профессии. В первую очередь, чтобы не зачерстветь душой.
Источник: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-11-12/8161.html
Назад в раздел
Новости
На полный рабочий день ищем человека творческого, влюбленного в театр, умеющего соблюдать дедлайны...
2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...
4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
Все новости