Режиссеры. Архивные спектакли.



Микаэлян Сергей Герасимович


Родился 1 ноября 1923 года в Москве. Армянский советский режиссер, сценарист и художник.
Лауреат Государственной премии СССР (1976, за фильм «Премия»), Народный артист РСФСР (1983).
Окончил режиссерский факультет ГИТИСа им. А.В.Луначарского (1951, мастерская Б.Захавы, М.Кнебель, А.Попова), режиссерские курсы при к/ст «Мосфильм» (1959).
Работал режиссером театров в Саратове, Горьком, главным режиссером Ташкентского русского театра имени М.Горького (1954-1956). С 1956 — режиссер киностудии «Ленфильм» (в 1959-1961 — киностудии имени М.Горького). С 1989 — художественный руководитель студии «Петрополь» (киноассоциация «Ленфильм»).

Он пришел в кино в начале 60-х, стал серьезным, профессиональным кинорежиссером, на счету которого несколько первоклассных фильмов. Они отмечены фестивальными наградами и зрительским вниманием, но громкой творческой судьбы не получилось. Может быть, причина в нем самом, в его натуре. Ведь, наверное, не случайно наиболее интересные и привлекательные герои в лучших его фильмах это люди, не рвущиеся в лидеры, на первый взгляд, просто неудачники. Таков шахматист Хлебников в фильме «Гроссмейстер» (1972). Или им просто совестно в бессовестном окружении занимать первые позиции, ведь на дворе глухой «застой»?…

Лучшие фильмы Микаэляна — чуткий баланс надежной, оригинальной драматургии и сильного, нестандартного актерского исполнения. Ведь до кино был театр по окончании ГИТИСа. Он был режиссером не столичным сначала, зато работал в по-настоящему театральной провинции — Саратов, Горький. Позднее несколько лет был главным режиссером Ташкентского русского драматического театра. И его кинорежиссура прежде всего связует литературную основу фильма с актерами. По-новому светят в его фильмах звезды, например, Андрей Мягков и Олег Янковский в названных фильмах, снятых по отличным сценариям Л. Зорина и А. Васинского.

Целое созвездие собрал режиссер в знаменитом фильме «Премия», снятом по пьесе Александра Гельмана. Во многих театрах она стала событием. Скальпель публицистического анализа с невероятной по тем временам смелостью погружался в больные ткани общественного организма, стараясь отсечь их от здоровых. Микаэлян не побоялся быть во втором эшелоне успеха. Его ставка была не на публицистику, а на богатство человеческого мира этой драмы. Талантливые, любимые актеры были вписаны в типажи и характеры непривычно, неожиданно. Роль мятежного бригадира Потапова была отдана Евгению Леонову. В исполнении Олега Янковского парторг стройки приобрел глубину и интеллигентность.

В застойные 70-е, в начале 80-х Микаэлян открывал в своих обычных героях глубинные, подлинные качества: нравственную и гражданскую прочность, несуетность, душевное достоинство, внутреннюю свободу. Это было сопротивление времени, негромкое, непоказное, истинное.

Куда все это ушло в фильмах 90-х годов: в комедии «Разборчивый жених», в мелодраме «Французский вальс»? Сняты они по весьма средней руки сценариям, одним из авторов которых выступает сам режиссер. Стертые роли, невыразительная актерская игра.

Трудно поверить, что фильм о французских партизанах «Французский вальс» снят по следам реальных событий — так мало в нем жизни и так много плохого кино, что снят он человеком, прошедшим войну, что это он 20 лет назад поставил по сценарию Ю. Дунского и В. Фрида «Вдовы».

Спектакли:
Где-то в Сибири (постановка 1951 года)


Все авторы

Новости

17.10.2024 Ищем дизайнера

На полный рабочий день ищем человека творческого, влюбленного в театр, умеющего соблюдать дедлайны...


19.11.2024 Веня Дркин. Сказки на кухне (16+)

4 декабря в 18:00 – единственный показ дипломного спектакля Московского театрального колледжа им. ...


09.08.2024 Новые правила покупки и возврата билетов

В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...


03.10.2024 Голосуйте за «Денискины рассказы»!

Поддержите «Денискины рассказы»! Вы уже сделали многое: наш спектакль уже в тройке финалистов м...


Все новости