Драматурги. Архивные спектакли.
Киршон Владимир Михайлович
[1902—1938] — современный драматург, один из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей. Род. в семье интеллигентов-меньшевиков, в 1905—1907 отошедших от политической работы. Окончил 6 классов гимназии, весной 1918 вступил в комсомол и ушел на кавказский фронт. В 1920 вступил в члены ВКП(б). В начале 1921 был послан в Свердловский университет. В 1923 был направлен в Ростов-на-Д., где заведывал сначала учебной частью совпартшколы, а потом был зам. заведующего агитпропом. Организовал Ростовскую, а затем и Северокавказскую ассоциацию пролетписателей. В 1925 переехал в Москву для работы в качестве секретаря ВАППа. Написал книжку о Есенине и ряд статей в журналах "На литературном посту", "Октябрь" и "Молодая гвардия". В настоящее время — секретарь РАППа и председатель ее киносекции.
Уже в первой серьезной драматургической работе К. — пьесе "Константин Терехин" [1926] — проявились основные особенности К. как драматурга: резкая публицистическая направленность, актуальность и значительность тематики, сильная сатирическая тенденция, реалистическая манера, стремление к социально-психологическому раскрытию персонажей. Несмотря на ряд существенных недостатков (далеко недостаточное уменье овладеть материалом, приводящее к натурализму, "авантюрное", случайное разрешение драматического конфликта, ряд лишних, не имеющих прямого отношения к теме моментов, недостаточная яркость и характерность языкового материала и пр.), пьеса была значительным явлением в молодой пролетарской драматургии.
Вторая пьеса К. "Рельсы гудят" [1927] также отличалась чрезвычайной тематической актуальностью. В ней изображался рабочий-выдвиженец, назначенный директором крупного завода в обстановке огромных трудностей. К. удалось показать, что задача реорганизации производства, вставшая перед рабочим-директором, неразрывно связана с задачей реорганизации человеческого материала, работников завода, и с реорганизацией самого себя. Герой пьесы — рабочий Василий Новиков — показан К. не как романтический герой, пролетарский "рыцарь без страха и упрека", чудом преодолевающий все препятствия, а как реальная личность; это одно уже являлось серьезным достижением молодой пролетарской драматургии, усиленно боровшейся тогда со схемой и штампом. "Рельсы гудят" были несомненно свидетельством художественного роста К., — и это проявилось, в частности, очень заметно в яз. пьесы: передовые и отсталые рабочие заговорили у К. своим яз., без фальши и "переигрывания". Едва ли не впервые на советской сцене был показан завод, цех во время работы. "Рельсы гудят" не были однако художественно зрелым произведением. В пьесе были выражены две различные, противоречивые жанрово-стилевые тенденции: сатирически-гротескная и реалистическая тенденция. Другим недостатком пьесы явился не вполне преодоленный Киршоном натурализм.
В следующей пьесе "Город ветров" [1928] Киршон преодолевает ряд недостатков, свойственных первому этапу его творчества. Хотя и в этой пьесе сказалась некоторая неслаженность: так, несомненно, противоречит всему реалистическому характеру пьесы фигура ашуга (народного певца), данная в романтическо-экзотическом плане. Тенденции к большому и широкому художественному обобщению, едва намеченные в предыдущих композициях Киршона, получают в этой пьесе более яркое выражение.
Используя как основу действительные исторические события (героическая история 26 бакинских комиссаров), К. ставит в "Городе ветров" проблему авангарда и класса, их взаимоотношений, показывая временный отход массы класса от авангарда, неизбежность скорого возвращения к авангарду, слияния с ним и конечную победу авангарда. Элементы этой победы заключены уже в самой трагической гибели комиссаров: тот факт, что англичане торопятся с их расстрелом, объясняется боязнью англичан перед комиссарами, боязнью, вызванной начинающимся подъемом рабочего движения после реакции. В физической гибели комиссаров заключена так. обр. победа тех идей, за которые они гибнут. Здесь, как и в самых отношениях между авангардом и временно отошедшей от него массой, содержатся элементы подлинной и высокой трагедийности.
Если в "Константине Терехине" и "Рельсы гудят" проявились элементы бытовой комедии, сатирического гротеска, реалистическ. драмы и др., то в "Городе ветров" заметное выражение получила лирическая тенденция. Наиболее зрелым произведением К. является его последняя пьеса "Хлеб". Так же как и в "Городе ветров", К. стремится в частном показать проявление общего. На актуальнейшем материале современности — хлебозаготовительной кампании — К. показывает острую классовую борьбу с кулачеством пролетариата и идущей за ним бедноты в союзе с середняком, ставит проблемы политической стратегии, политического руководства, показывает борьбу двух политических линий, двух типов политических руководителей, являющуюся борьбой социальных характеров. Творческий рост Киршона привел к тому, что пьеса достаточно выдержана в едином стилевом плане, органически включающем в себя различные тенденции, свойственные творчеству Киршона.
("Константин Терехин" был поставлен в Риге [1929], в Лондоне — в Малом театре [1929], в Париже [1929—1930] — в театре "Авеню", выдержав свыше 100 спектаклей, в Лейпциге [1929] — в Лейпцигском драматическом театре, в Нью-Йорке [1929—1930] — в Мартин-Бек театре, в Берлине и в разных городах Германии и Франции. Пьеса переведена на немецкий, французский, английский, украинский, армянский, финский, испанский и др. яз., издана во Франции и в Америке. "Рельсы гудят" переведены на немецкий, украинский, тюркский, армянский, татарский, белорусский, узбекский и другие языки).
Библиография: I. Как они кончат, изд. Свердловского университета, М., 1922; Единый фронт, изд. "Молодой гвардии", 1922; Ночь под Рождество, изд. Главполитпросвета, М., 1923; Наша Карманьола, изд. 2-е, "Молодая гвардия", M. — Л.; 1924; Факт, которого не было, изд. Свердловского университета, М., 1925; Сергей Есенин, изд. "Прибой", Л., 1926; Константин Терехин (напис. совм. с А. Успенским), Гиз, М., 1927; На кино-посту, изд. "Московский рабочий", М., 1928; Рельсы гудят, Гиз, М., 1928; Рельсы гудят, Картина К XII годовщине Октября, М., 1929; Город ветров, изд. "Московский рабочий", Москва, 1930 (отрывки в "Октябре"); Хлеб, 1930.
Спектакли:
Чудесный сплав (постановка 1956 года)
Новости
На полный рабочий день ищем человека творческого, влюбленного в театр, умеющего соблюдать дедлайны...
4 декабря в 18:00 – единственный показ дипломного спектакля Московского театрального колледжа им. ...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
Поддержите «Денискины рассказы»! Вы уже сделали многое: наш спектакль уже в тройке финалистов м...
Все новости
-
«Маугли» -
«Маленькие трагедии» -
«Я, бабушка, Илико и Илларион» -
«Веня Дркин. Сказки на кухне» -
«Обыкновенное чудо» -
«Без ума от горя» -
«Волшебник Изумрудного города» -
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» -
«Приключения Фунтика» -
«Аленький цветочек» -
«Денискины рассказы» -
«Гроза» -
«Сын» -
«Рони, дочь разбойника» -
«Чудеса на Змеином болоте» -
«Плохие парни» -
«Прощание с Матёрой» -
«Делай всё, что хочешь, пока я тебя люблю»