Ёженька и нарисованные человечки



Название издания: Портал "Citygu.ru"
Дата выхода: 12.09.2019
Автор(ы): Елена Имбирёва


Снова премьера в Саратовском ТЮЗе. Мамы, папы, бабушки и дедушки привели своих малышей в зал, куда когда-то сами приходили детьми. Пусть и зал и сцена изменились, но остались все теми же – Старый ТЮЗ, Историческая сцена. Новый спектакль «Еженька и нарисованные человечки» по сказке Александра Шарова (режиссер Артем Кузин) предназначен для самых маленьких зрителей, начиная с четырех лет. Премьера состоялась 7 сентября, а накануне, вечером 6 сентября, сказку впервые увидели зрители – коллеги-актеры, друзья театра, журналисты.

О сказке

Сказка «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков», по которой поставлен спектакль ТЮЗа, знакома не одному поколению детей – издана она была еще в 1968 году. Но история о дружбе, любви и доброте, которые всегда противостоят злобе и зависти, написанная легким простым языком, актуальна сегодня так же, как в середине прошлого века. Это естественно, ведь темы, о которых она рассказывает, вечны.

Нарисованная дочка Доброго художника Еженька и ее братья-Ежи очень маленькие, но это не мешает им стать отважными, просто потому, что они очень любят своего папу. И даже нарисованные Злым художником людоеды и Чудовище становятся добрыми и верными, потому что дружить лучше, чем ссориться. И за своих друзей, за тех, научил их любви и доброте, они готовы на подвиги – переплыть океан, сразиться с целой армией. Они готовы даже проиграть и погибнуть, но не предать, не отступить. Все так просто… Может быть, если чуть меньше мудро рассуждать о том, что жизнь гораздо сложнее и добро не всегда (ох, далеко не всегда!) побеждает зло, реальность стала бы чуть более сказочной, а попросту чуть более доброй.

О спектакле

Спектакль «Еженька и нарисованные человечки» получился яркий, динамичный и немного сумбурный. Начинается он с чудес: убегающего круга света, играющего с актером; многочисленных перевоплощений, и все это молча. Маленькие зрители реагируют смехом и все понимают без слов. Дети вообще понимают больше, чем нам кажется. А потом начинается сама история – про Доброго и Злого братьев-художников-волшебников. Про то, как появилась Еженька и ее братья, про то, как Злой художник пытался их погубить, а Добрый спасал. Если точнее, то он старался дать им «инструменты» для спасения – остров с волшебными пальмами, запасное сердце – а дальше уж Еженька и ее братья-воины многое сами додумывали и доделывали. Наверное, поэтому и стали не только добрыми, а еще и заботливыми и неглупыми – потому что самим приходилось что-то делать и думать. Про бешенные буквы, Акулу, злобного Коршуна, людоедов и Чудовище, которых рисовал (а иногда просто переименовывал) Злой волшебник. И которые в итоге все равно становились добрыми, потому что злыми быть надоело – это скучно и совсем неинтересно. Все очень ярко и суматошно, плюс веселые песенки и музыка. В общем, получилось зрелищно, как раз в расчете на самых маленьких зрителей.

Яркий эксперимент

При всей насыщенности действия и яркости красок, в спектакле немало абстрактности, метафоричности. Разберутся ли в этом маленькие зрители? Не запутает ли их, например, то, что братья Ежи, волшебные карандаши, людоеды, бешенные буквы и прочие персонажи, за исключением Еженьки, братьев-художников и Ежа-Ежища (он же ведущий) – одни и те же исполнители? Вообще-то это здорово, показать главное волшебство театра – мгновенное перевоплощение с помощью минимума средств. Но достанет ли малышам внимания уследить за этими перевоплощениями? И очень хорошая, правильная мысль о том, что добро всегда остается добром и средства борьбы со злом у него тоже добрые, иначе Добро незаметно для себя превратится в то же самое Зло. Те же бешенные буквы – достаточно поверить в то, что на самом деле они хорошие и убедить их самих в этом. И буква «Ч» станет не Черствой и Чужой, а Человеческой, а буква «К» не Кровожадной и Коварной, а Кроткой и Красивой. Мысль о том, что нельзя творить зло во имя Добра (аналог взрослого «Цель оправдывает средства») – главная идея сказки. Но успевают ли малыши понять это в темпе, заданном постановкой? Достаточно ли понятен им предложенный стиль сценического повествования? Ответы на эти вопросы могут дать только сами зрители. С одной стороны, вроде бы четырехлетнего ребенка такая «умозрительность» может запутать и увлекшись яркими красками и быстрой сменой картин он просто не поймет, о чем речь. С другой – посмотрите, как малыши «звонят» с любых предметов (не только с игрушечных смартфонов), включая собственные ладошки, или варят суп из песка. В их играх столько фантазии и абстрактного мышления, что взрослым еще учиться и учиться. Если они сами говорят на языке символов, так почему бы им не понять, если на нем же им рассказывают сказку в театре? Маленькие дети – самая требовательная, но и самая благодарная и отзывчивая публика.

Ну и, дорогие родители, не поленитесь обсудить с ребенком увиденное, выйдя из театра. Может, он обратит внимание на что-то, что ускользнуло от его внимания. А может и вы узнаете что-то новое – и о сказке, и о своем малыше.

Текст: Елена Имбирева
Источник: https://citygu.ru/ezhenka-i-narisovannye-chelovechki.html

Назад в раздел