Наш ответ раннему Островскому



Название издания: САРЫТАУН.АРТ
Дата выхода: 06.09.0019
Автор(ы): Ирина Крайнова


Написана она в 1875 году, поставлена на сцене Александринки,  опубликована в  1876-м  в «Отечественных записках». Как безжалостно писал Иван Гончаров, это «конечно одно из слабейших произведений Островского, но все же и тут много правды — хоть бы, например, в чиновнике Пирамидалове и в купчихе, — а в Белесовой вложен очень живой мотив. Остальное, конечно ,бледно».

Не будет спешить с оценками. За плечами  признанного драматурга к тому времени множество хороших  комедий и одна драма («Гроза»). Некоторые его  пьесы определены как  комедии,   но  больше похожи на мелодрамы. Хотя   с сильным  комедийным  началом. Впереди вершина творчества -  драма «Бесприданница». Не написаны  еще такие перлы, как «Таланты и поклонники», «Последняя жертва», "Без вины виноватые" ( и эта – комедия!) . Автор   нащупывает иные  пути в драматургии. И вот  пьеса  о «дачниках» - заметим, впервые в русской драматургии.

На сцене идет крайне редко . В Новом Московском драматическом театре ее сильно  осовременили.Герои живут там  за  слишком высокими металлическими оградами и разгуливают  в мини-бикини, вплоть  до  шорт и купальников.
Но только в советское время  Островский мог  казаться старомодным. Текст о беднеющих аристократах и богатеющих «новых русских». О честных, «идеально» воспитанных  юношах и развращенных роскошью и ленью  содержанках. О  томящихся  без мужей полнотелых вдовах и  рыскающих в поисках богатства и связей  мелких клерках. Что  ж тут устарело?!  Все  острее воспринимаются цитаты из его пьес: «Да, здешняя местность в сани¬тарном отношении лучшая из подмосковных»… «Я лечусь гомеопатией; советую и вам, помогает удивительно»... «И с протекцией тоже ведь служить надо, голову свою утруждать, изнурять себя, а настоящего спокойствия и прохлаждения нет. А с деньгами-то сам себе господин: захотел,— ну, и ходи целую неделю дома в халате».

Народный артист России Александр Яковлевич Соловьев - ученик Юрия Петровича Киселева, выпускник драматической студии при Саратовском тюзе.  Сильный актер, интересный постановщик. К творчеству Островского  обращается в четвертый раз. Были «Поздняя любовь», «Снегурочка», «Наливные яблоки». В   последнем спектакле  -  по пьесе «Правда  хорошо, а счастье лучше» -  блистал  великолепный дуэт: Григорий Цинман  - Любовь Кочнева. Символичен был образ сада с румяными, зрелыми , раскатывающими во все  стороны яблоками.   Одна из лучших постановок «отца русской комедии» на тюзовской сцене.

Пьеса «Богатые невесты»  явно страдает  многословием и велеречивостью.Режиссер умело сокращает  нескончаемые   тирады «правильного»  Цыплунова. И  точно  подбирает актера  на эту роль. Только абсолютно достоверный, наделенный    большим сценическим обаянием Руслан Дивлятшин смог выдержать  тот«градус идеальности»,  что задан герою. И лишь   достойная  такого сына мать, женщина уже нового времени, умная, гордая в исполнении Татьяны Лукиной, может безо всякого пафоса сказать : «Я бы хотела только, чтобы жена ценила его, уважала, и так же, как мать, считала его лучшим человеком на свете. Только мне и нужно, и он стоит этого...»
Другую  превосходную пару  образовали  ослепительно  рыжая, соблазнительная Елена Краснова (богатенькая вдовушка Бедонегова приманивает неженатых мужчин угощением и «мадерцей») и Артем Яксанов   ( этакий «мелкий бес» Пирамидалов). Актер  хорош во всех ролях, но особенно  - в «костюмных».  Диалоги  парочки  повторяются с забавной регулярностью и ведут к ожидаемому  финалу.

Старый ловелас   Гневышев  - Алексей Карабанов и красавица Белесова  - Марина Климова (умеет драматург дать своим героям неприятные фамилии) образуют третью пару в негусто населенной пьесе.Отставной генерал отлично  воспитан,  тон у него  безупречный светский ,  и приданое хорошее дает за  воспитанницей...оказавшейся его   любовницей.   Она  ничем  не напоминает, оскорбленную Настасью Филипповну,  что бросит  "подачку" Тоцкого в огонь,  и из жалкой содержанки  вырастет в трагическую фигуру   огромной  мощи.

Белесова  и  деньги от  любовника  принимает,и замуж готова   идти  за того самого «карася-идеалиста».  Да вот беда: теперь   ее не  хочет   «идеалист» ,  полагавший, что  за   ангельской внешностью  таится   чистое сердце.
Актриса действительно похожа  на неземное создание, ее героиня   пытается всё объяснить: «Я была дурно  воспитана, избалована, я ничему не училась хорошему, ничего не знала, меня занимали только мелочами». Здесь автор  подпустит нам    сентиментальный надрыв, заставив   Валентину  раскаяться и  влюбиться в своего  обидчика, а юного максималиста -  мгновенно ее простить.  Что   не очень   точно психологически.  И как-то  не веришь в   скорое примирение героев, когда читаешь пьесу.

Островский  здесь  полемизирует с Достоевским, чей роман «Идиот» появился восемью  годами  раньше.   Люди разные.Белесова точно  не Настасья Филипповна. Не  тот характер, не тот масштаб личности. Не знал бы правду  о своей невесте  "неземной" человек Юрий Цыплунов -  поклонялся  бы ей всю  жизнь… Но автор не  сухой педант.Недаром   он назвал пьесу , вышедшую  на год позже,  «Правда хорошо, а счастье лучше».

- Ты не очень, миленький, на правду надейся. Как бы не случай тут такой, так плакался б тут со своей правдой всю жизнь, - наставляет   такого  же  "правдолюба" Платона умная  Бабушка.
Наши  актеры делают все, чтобы мы  приняли хороший финал Островского. Александр Яковлевич - режиссер , конечно же, актерский:  и   подобрать   их  идеально умеет,  и   убедительно выстроит  роли, вплоть  до эпизодической, тоже   очень важной.  Мы  как бы  ощущаем   воздух пьесы.  Тут и   лиричная музыка  (давний тюзовский человек   композитор Сергей Ткачёв), и  «атмосферные»  наряды, и  лунный свет с печальным силуэтом обветшалой церкви (художник Ольга Колесникова).

«Как счастье высоко и как оно тревожно…» - все  точно  по  стихам  в программке, автора  которых я так  и не нашла. «Но так  любви  хотим», - и  тут  Фонарщик зажигает свой   фонарь в глубине сцены,а может -    звезду?
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть...
Интерес спектакля есть дело сложное: в нём участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес».
Это уже цитата   Александра Николаевича. Не так плоха  пьеса, как когда-то о  ней   писали. А уж «разыграна»   она   так  "оченно  хорошо".

Ирина Крайнова
Источник: https://irin-krainov1.livejournal.com/390293.html

Назад в раздел